Решение по делу № 33-14267/2023 от 16.11.2023

Судья Елисеева Н.М. Дело №33-14267/2023 (№2-5350/2023)

24RS0046-01-2023-003815-84

2.211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2023 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Русанова Р.А.,

судей Полянской Е.Н., Черновой Т.Л.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску прокуратуры Свердловского района г. Красноярска, действующей в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Почикаеву Сергею Викторовичу о взыскании суммы государственной социальной помощи,

по апелляционному представлению заместителя прокурора Свердловского района г. Красноярска Сокольниковой В.С.

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных исковых требований прокуратуры Свердловского района г. Красноярска, действующей в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Почикаеву Сергею Викторовичу о взыскании суммы государственной социальной помощи отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокуратура Свердловского района г. Красноярска, действующая в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения» обратилась в суд с иском к Почикаеву С.В. о взыскании суммы государственной социальной помощи. Требования мотивированы тем, что 27.01.2023 года между ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске и Почикаевым С.В. на период с 27.01.2023 года по 26.09.2023 года заключен социальный контракт , в соответствии с которым Почикаеву С.В. представлена государственная социальная помощь в размере 380 000 руб. Согласно программе социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, с 01.03.2023 года по 26.09.2023 года Почикаев С.В. был обязан осуществлять деятельность налогоплательщика на профессиональный доход и получать доход.

По результатам проведенной прокурорской проверки целевого использования ответчиком государственной социальной помощи установлено, что в отчете за март 2023 года Почикаев С.В. указал, что ведет переговоры по заключению договоров, доход за март 2023 года составил 0 руб.; в отчете за апрель 2023 года указал, что достигнуты соглашения по заключению договоров на май и июнь 2023 года, доход за апрель 2023 года – 0 руб.

23.05.2023 года ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске в адрес ответчика направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта, возвращении в бюджет Красноярского края необоснованно полученных денежных средств, однако денежные средства Почикаевым С.В. не возвращены.

Истец просил взыскать с Почикаева С.В. в пользу ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске сумму государственной социальной помощи, предоставленной в рамках государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан», в размере 380 000 руб. с зачислением денежных средств на реквизиты УИН ФССП России.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Свердловского района г. Красноярска Сокольникова В.С. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что согласно пункту 3.2.2 социального контракта, КГКУ «УСЗН» имеет право принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления факта невыполнения в полном объеме и в установленные сроки получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации. Социальный контракт был подписан Почикаевым С.В., тем самым выражено его согласие с возложенными на него обязательствами, однако каких-либо сведений о невыполнении мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам ответчиком не представлено, препятствий для получения дохода у него не имелось, а следовательно, социальный контракт расторгнут КГКУ «УСЗН» правомерно, процедура расторжения договора соблюдена. Поскольку Почикаев С.В. не предоставил подтверждение о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в виде получения дохода от предпринимательской деятельности, в его действиях усматривается односторонний отказ от исполнения условий социального контракта и программы социальной адаптации, ввиду чего социальная выплата подлежит возврату в полном объеме.

В возражениях на апелляционное представление Почикаев С.В. выражает несогласие с его доводами.

Представители ГУ ФССП России по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Пипия Д.А., поддержавшего апелляционное представление, представителя КГКУ «УСЗН» Мельник В.В., выразившую согласие с доводами апелляционного представления, Почикаева С.В., полагавшего решение законным и обоснованным, заключение прокурора прокуратуры Красноярского края Иляскина К.И., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи", социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подп. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона № 178-ФЗ).

Согласно п.п. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона №178-ФЗ, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в абз. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона №178-ФЗ, заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (п. 2 ст. 10 Федерального закона №178-ФЗ).

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ст. 10 Федерального закона №178-ФЗ).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Красноярского края назначается в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».

Согласно абз. 1-2 главы 2 указанного Постановления, социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее - край).

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Из главы 3 следует, что приоритетными направлениями социальной политики края, являются, в том числе: 1) повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно - малоимущим гражданам (семьям).

В соответствии с главой 5, государственная программа в период с 2023 по 2025 годы включает 6 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач, в том числе: «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».

Подпрограмма «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма 1) представлена в приложении №1 к государственной программе.

Мероприятия Подпрограммы 1 направлены на выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

С 2021 года с учетом софинансирования из краевого и федерального бюджетов предусмотрена государственная социальная помощь гражданам на основании социального контракта в целях содействия в реализации малоимущими одиноко проживающими гражданами, малоимущими семьями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства, а также иных мероприятий, направленных на преодоление гражданами трудной жизненной ситуации, получателями которой станут не менее 8 тысяч жителей края ежегодно (глава 5.1.1).

Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок:

2) не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства.

Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:

2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта основных средств, материально-производственных запасов, а также планируемых к принятию имущественных обязательств, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

При этом, до 5 процентов суммы, выплаченной заявителю, направляется на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий для осуществления вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), до 15 процентов - на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) направляется на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.

Для предоставления государственной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности заявитель (представитель) дополнительно представляет документы, подтверждающие стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта основных средств, материально-производственных запасов, а также планируемых к принятию имущественных обязательств (не более 15 процентов от размера единовременной денежной выплаты), необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

При этом в соответствии с п. 3.1.2 «По мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»:

1) оказывать совместно с агентством развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края, министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края, учреждением службы занятости населения, органами местного самоуправления и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие получателю в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности;

2) направлять получателя в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, при необходимости также направлять получателя на прохождение обучения предпринимательским компетенциям, проводимого организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Пунктом 40 и аналогичным пунктом Программы №1 (п. 3.2.5) Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» предусмотрено, что денежные средства, выплаченные получателю в качестве государственной помощи по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня прекращения им индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, а в случае отказа от добровольного возмещения истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.12.2022 года Почикаев С.В. обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении государственной помощи по мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».

Решением ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске от 26.12.2022 года ответчику согласовано назначение ГСП на основании социального контракта (самозанятые) в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», о чем Почикаеву С.В. направлено уведомление.

27.01.2023 года между КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске и Почикаевым С.В. заключен социальный контракт на период с 27.01.2023 года по 26.09.2023 года, предметом которого является сотрудничество между Управлением и получателем по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в пункте 1.2 настоящего социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению №1 к настоящему социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Пунктом 1.2 предусмотрено, что мероприятие (действие) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или налогоплательщика налога на профессиональный доход направлено на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя (его семьи) и последствия, которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно.

Согласно п.п. 2.1-2.1.1 социального контракта государственная социальная помощь по вышеуказанному контракту назначается в сумме 380 000 руб., из которых 350 000 руб. - размер единовременной денежной выплаты по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или налогоплательщика налога на профессиональный доход», 30 000 руб. - стоимость дополнительного профессионального образования.

В соответствии с п.п. 3.2 - 3.2.1 контракта Управление имеет право внести изменения в программу социальной адаптации или продлить срок действия социального контракта и программы социальной адаптации не белее чем на половину срока, установленного пунктом 5.1. социального контракта при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтвержденных соответствующими документами:

- тяжелая болезнь (беспомощное состояние);

- смерть близких родственников;

- чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми Получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

В силу п. 3.2.2 контракта - принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств:

1)    смерть получателя или признание получателя судом недееспособным, ограниченным в дееспособности, безвестно отсутствующим (объявление умершим);

2)    установление факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

3)    использование денежных средств, предоставленных получателю (его семье), не по целевому назначению;

4)    выезд получателя в период действия социального контракта на новое место жительства (пребывания) за пределы Красноярского края;

5)    невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению Получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 3.2.1. социального контракта, подтвержденных соответствующими документами);

6)    непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к социальному контракту;

7)    препятствование получателем в проведении Управлением ежемесячного-контроля за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом,

8)    досрочное прекращение прохождения получения дополнительного профессионального образования;

9)    прекращение в период действия социального контракта индивидуальной предпринимательской деятельности или налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе получателя;

10)    призыв получателя на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, осуждение получателя к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, - исключающие продолжение реализации мероприятий социального контракта.

В силу п. 3.2.3 Управление вправе взыскать денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи).

На основании п. 3.2.4 - взыскать денежные средства, выплаченные получателю в качестве государственной помощи в полном объеме в случае, если получателем указанные денежные средства не возвращены самостоятельно в срок не позднее 30 дней со дня прекращения им индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе получателя)

Получатель обязан, в том числе:

- приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, предусмотренного п. 2.1 социального контракта, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или налогоплательщика налога на профессиональный доход, и представить в Управление подтверждающие документы,

- получить в период действия социального контракта дополнительное профессиональное образование (п. 4.1).

В соответствии с п.п. 12, 14 п. 4.1 контракта получатель обязан:

- предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации,

- добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (предоставление документов с заведомо неполными и недостоверными сведениями, сокрытие данных несвоевременное извещение об изменении сведений, являющихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему государственной помощи, в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи.

При этом в силу п. 4.2.2 контракта получатель вправе на внесение изменений в программу социальной адаптации или продление срока действия социального контракта и программы социальной адаптации (не более чем на половину срока, установленного пунктом 52 социального контракта) при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению Получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, указанных в пункте 3.2.1 социального контракта, подтвержденных соответствующими документами.

Программой социальной адаптации (приложение №1 к социальному контракту) предусмотрены мероприятия по социальной адаптации на срок действия социального контракта с 27.01.2023 года по 26.09.2023 года, состоящие из 13 помесячных пунктов со сроком их исполнения, а именно:

31.01.2023 года - зарегистрироваться на портале бизнес-навигатора МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»; обратиться в организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления;

28.02.2023 года - приобрести основные средства, материально производственные запасы (которые указаны подробно в пункте 4 программы); осуществлять деятельность в качестве налогоплательщика на профессиональный доход; получить дополнительное профессиональное образование;

с 31.03.2023 года по 26.09.2023 года (помесячно) осуществлять деятельность в качестве налогоплательщика на профессиональный доход и получать доход (л.д. 32-33).

Кроме того, социальным контрактом предусмотрена форма отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (приложение № 2 к социальному контракту) (л.д. 34).

В соответствии с вышеуказанным социальным контрактом решением ТО КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске от 30.01.2022 года ответчику согласовано назначение ГСП на основании социального контракта (самозанятые, оплата курсов) в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» в размере 380 000 руб.

Денежная сумма в размере 380 000 руб. в качестве социальной помощи перечислена на расчетный счет Почикаева С.В., что сторонами не оспаривалось (л.д. 8).

После получения социальной помощи, ответчик во исполнение социального контракта и программы адаптации:

- по п. 1 - 2 Программы 31.01.2023 года зарегистрировался на портале бизнес-навигатора МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и обратился в организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления, о чем отчитался перед Управлением отчетом по установленной форме отчеты о выполнении мероприятий от 14.02.2023 года (л.д. 24),

- по п. 3 Программы 28.02.2023 года Почикаев С.В. приобрел 07.02.2023 года основные средства по наименованию, указанному в п. 4 программы реабилитации, что подтверждается чеком и копией чека от указанной даты и товарной накладной с описанием товара (л.д. 18-20),

- по п. 5 Программы 28.02.2023 года прошел обучение стоимостью 30 000 руб. (л.д. 21) на основании договора от 10.02.2023 года на оказание платных образовательных услуг, заключенным с ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитертурно - строительный университет» (л.д. 15, 22), получив удостоверение о повышении квалификации по программе «Введение в компьютерную инженерию на примере CAE Flownex» (л.д. 14), за которые предоставил Управлению по установленной форме отчеты о выполнении мероприятий 06.03.2023 года и 14.04.2023 года (л.д. 11, 17),

- по п. 8 Программы 30.04.2023 года в отчете от 12.05.2023 года (л.д. 9) указал о достижении соглашений с ООО «НПО АгроСтройСервис», ООО «Биосфера», ООО «Артматика», ООО «Арктехпром» в мае и июне 2023 года (л.д. 12-13).

При этом, ответчик к отчету от 14.02.2023 года (л.д. 24) приложил пояснения, согласно которым все мероприятия по программе социальной адаптации реализуются согласно его бизнес-плану «3D моделирование технологических процессов на промпредприятиях», где его деятельностью является предоставление услуги, а не выпускаемой продукции, для которого можно достоверно расписать перечень мероприятий по выпускаемой продукции с конкретными сроками. Для реализации его услуг по вычислительным расчетам на компьютерной технике сначала подготавливаются запросы с конкретными предложениями и демонстрационными материалами (визуализация 3D конструкций промешенного оборудования с протекающими процессами в них), выполненные на приобретенной вычислительной технике. Согласно бизнес-плану у него по этапу реализации проекта установлен план осуществления деятельности на апрель 2023 года, а по факту на данный момент работа с предприятием у него началась раньше установленного срока (отправка технико-коммерческого приложения ТКП от 14.02.2023 года). В апреле текущего года ожидается согласование технического задания ТЗ на реализацию услуг, где ТЗ является основным приложением к договору оказанию услуг (л.д. 26).

Также к отчетам за март, апрель 2023 года Почикаев С.В. приложил справки о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход с нулевыми показателями (л.д. 10, 23).

23.05.2023 года КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске в адрес ответчика направлено уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи, досрочном расторжении социального контракта, с возвращением в бюджет Красноярского края необоснованно полученных денежных средств (л.д. 6-7).

В обоснование расторжения социального контракта указано, что согласно программе социальной адаптации с 01.03.2023 года по 26.09.2023 года ответчик обязан осуществлять деятельность налогоплательщика на профессиональный доход и получать доход, в нарушение которой в отчете за март 2023 года указано о ведении переговоров по заключению договоров, доход за март 2023 года составил 0 руб., в отчете за апрель 2023 года указано о достижении соглашений по заключению договоров на май и июнь 2023 года, доход за апрель 2023 года составил 0 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений положений статей 309, 310 ГК РФ, на которые ссылается прокурор, а также главы 4 социального контракта, заключенного между сторонами, в которой отражены права и обязанности получателя, ответчиком не допущено противоправного, недобросовестного поведения.

При этом судом учтено, что ответчик выполнял условия социального контракта надлежащим образом, прошел обучение, полученные денежные средства освоил в полном объеме в соответствии с программой адаптации и отчитался за них, предпринял меры к заключению контрактов, о чем ежемесячно отчитывался перед КГКУ «УСЗН» по Свердловскому району в г. Красноярске.

Выводы суда подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, с учетом дополнительного решения, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Вопреки доводам апелляционного представления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, приняв во внимание совершение Почикаевым С.В. после предоставления социальной единовременной выплаты действий по исполнению условий социального контракта.

Так, из материалов дела следует, что полученные в рамках заключенного на период с 27.01.2023 года по 26.09.2023 года социального контракта от 27.01.2023 года денежные средства Почикаевым С.В. потрачены в соответствии с программой адаптации: он зарегистрировался на портале бизнес-навигатора МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», обратился в организацию, образующую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления (л.д. 24, 25), приобрел необходимое для работы оборудование (л.д. 18-20), прошел обучение (л.д. 14, 15, 21, 22), о чем отчитался перед Управлением путем предоставления отчетов с приложением подтверждающих документов (л.д. 9, 11, 12-13, 17, 24), 06.06.2023 года заключил договор с ООО «ЕРСМ Сибири» на выполнение проектных работ по разработке проекта реконструкции крепления дна за зубом водобоя Камской ГЭС (л.д. 91-99), оплата в размере 100% от цены договора по которому предусматривается в течении 20 дней после подписания акта выполненных работ (пункт 3.4 указанного договора).

Таким образом, в период действия социального контракта Почикаевым С.В. предоставлены отчетные документы о целевом расходовании полученных им денежных средств и частичном выполнении мероприятий программы социальной адаптации. Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанные обстоятельства свидетельствуют о выполнении им условий социального контракта и достижении целей программы по оказанию социальной помощи, с чем судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционного представления об отсутствии у Почикаева С.В. дохода от предпринимательской деятельности за период действия социального контракта, в связи с чем в его действиях усматривается односторонний отказ от исполнения условий социального контракта и программы социальной адаптации, являются несостоятельными, поскольку по условиям социального контракта от 27.01.2023 года предусмотрено право Управления принять решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме и в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 3.2.1 социального контракта, подтвержденных соответствующими документами).

Так, пунктом 3.2.1 контракта предусмотрено, что в программу социальной адаптации могут быть внесены изменения и продлен срок социального контракта при наличии уважительных причин, в том числе чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказываются неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

Условиями социального контракта, заключенного между сторонами, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для взыскания с получателя денежных средств в полном объеме, которые в рамках настоящего спора не установлены.

Неполучение ответчиком дохода в марте и апреле 2023 года не является основанием для расторжения социального контракта и взыскания с него спорной выплаты с учетом специфики его работы.

Так, из пояснений Почикаева С.В., данных им в заседании суда апелляционной инстанции следует, что заключенный им с ООО «ЕРСМ Сибири» договор подряда от 06.06.2023 года является действующим (л.д. 91-99). По условиям договора, его предельная цена составляет 53 191,49 руб. (подп. 3.1 п. 3), окончательный платеж в размере 100% от цены договора выплачивается в течение 20 календарных дней после подписания акта выполненных работ (подп. 3.4 п. 3). В предусмотренный договором срок (15.06.2023 года) работы не были окончены по независящим от ответчика обстоятельствам, ввиду отсутствия у него исходных данных для производства соответствующего расчета по разработке проекта реконструкции крепления дна за зубом водобоя Камской ГЭС, которые ему обязался представить контрагент ООО «ЕРСМ Сибири».

В ходе апелляционного рассмотрения дела ответчиком в качестве доказательств выполнения им условий социального контракта и осуществления действий, направленных на получение дохода, в материалы дела представлены демонстрационные материалы с изображением 3D-модели Камской ГЭС, таблицы расчета и графические результаты определения параметров гидравлического режима и их воздействия на элементы крепления в нижнем бьефе Камской ГЭС. Ответчик пояснил, что в настоящее время заказчиком проводятся изыскательские работы, после чего его деятельность по исполнению условий договора будет продолжена, а впоследствии, по окончании его работы по разработке проекта реконструкции крепления дна за зубом водобоя Камской ГЭС, заказчик произведет с ним материальный расчет.

Данные обстоятельства также подтверждены руководителем гидротехнического отдела ООО «ЕРСМ Сибири» Грачевой В.В., допрошенной судебной коллегией в качестве свидетеля по настоящему гражданскому делу.

Кроме того, Почикаевым С.В. представлена его личная переписка посредством электронной почты с другими потенциальными контрагентами (ООО «Биосфера», ООО «Артматика», компания «Инай инжиниринг», ООО «Кайтек»), принятая судебной коллегией в качестве дополнительного (нового) доказательства, которая также подтверждает выполнение получателем социальной выплаты мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, направленных на получение в будущем дохода (с учетом специфики оказываемых им услуг и работ), что свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязательств по заключенному социальному контракту.

Таким образом, судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционного представления, соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях Почикаева С.В. недобросовестности с учетом частичного выполнения им условий контракта после получения средств социальной поддержки.

При этом, судебная коллегия учитывает специфику профессиональной деятельности ответчика, которая не предполагает сиюминутное получение дохода, поскольку требуется достаточно длительная преддоговорная деятельность, а сами проекты связаны с выполнением расчетов, срок выполнения которых порой завязан на предоставление исходных данных контрагентами.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционном представлении не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Свердловского района г. Красноярска Сокольниковой В.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: Русанов Р.А.

Судьи: Полянская Е.Н.

Чернова Т.Л.

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 14 декабря 2023 года.

33-14267/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
КГУ УСЗН
Прокуратура Свердловского р-на г. Красноярска
Ответчики
ПОЧИКАЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Русанов Руслан Анатольевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
27.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2024Передано в экспедицию
29.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее