Решение по делу № 2-2843/2018 от 04.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2018 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Темеревой И.В.,

с участием: истца Ульянкиной Е.Ю., ее представителя Агафоновой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2843-2018 по иску Ульянкина В.В., Ульянкиной Е.Ю., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 -2025 годы», о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты,

установил:

Истцы Ульянкина Е.Ю., Ульянкин В.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына обратились в суд с данным иском к ответчикам, в обоснование указав, что в июле 2015 года семья истцов была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы. В ноябре 2018 года ответчиком ДИО Администрации г.Ноябрьск было направлено уведомление о том, что их семья не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020годы». Полагая отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты незаконным обратились с настоящим иском, просят восстановить в списках претендентов на получение в 2018-2019 гг. социальной выплаты.

Истец Ульянкин В.В. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежаще.

Истец Ульянкина Е.Ю., ее представитель Агафонова Е.Д., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании на иске настаивали, приводили изложенные в нем доводы. Указали, что на момент включения истца в резервный список участников подпрограммы истцу не исполнилось 36 лет, соответственно при формировании списка претендентов и достижения возрастного ценза, они не утратили право на получение социальной выплаты. При принятии решения о включение молодой семьи на участие в подпрограмме, семья отвечала предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, поэтому оснований для исключения семьи не имелось.

Ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание представителя не направил, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражают против удовлетворения исковых требований. В письменных возражениях на иск указали, что в списки претендентов подлежат включению молодые семьи соответствующие требованиям, установленным пунктом 1.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО Поскольку при формировании Окружного списка претендентов истцу исполнилось 36 лет, семьи Ульянкиных не подлежит включению в данный список.

Представитель ответчика ДИО Администрации МО г. Ноябрьск участия при рассмотрении дела не принимал, извещен надлежаще, направили письменные возражения на иск, суть которых сводится к тому, что семья Ульянкиных в 2015 году была поставлена на учет в целях участия в названной подпрограмме, поскольку соответствовала требованиям возрастного ценза молодой семьи. В 2018 году истец достиг возраста 36 лет, и семья утратила право на участие в подпрограмме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, процессуальных препятствий для этого не имеется.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как следует из материалов дела, в 2015 году молодая семья Ульянкиных признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (Окружной подпрограммы), с ежегодным предоставлением подтверждающих документов. В ноябре 2017 году семья была повторно признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат, о чем уведомлены 20 ноября 2017 года.

В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (постановление Правительства ЯНАО N 535-П от 27.12.2010г.. (далее - Порядок)).

Согласно пункту 1.2 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружной подпрограммы являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.

Участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья соответствующая условию - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет) (подпункт «в» пункта 1.3 Порядка).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2808-О).

Таким образом, основания и порядок предоставления средств окружного бюджета молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы в целях улучшения их жилищных условий, осуществляется в соответствии с названным Порядком, регулирующим данные правоотношения.

Исходя из пунктов 4.1, 4.2 Порядка (в ред. от 05.12.2017г.) органы местного самоуправления, признанные в установленном порядке прошедшими отбор для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах на соответствующий год, формируют список молодых семей - участников Окружной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату и до 15 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в департамент. Департамент до 01 октября года, предшествующего планируемому, на основании списков молодых семей - участников Окружной подпрограммы и Федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом объема средств, которые планируется выделить из окружного бюджета, утверждает Окружной сводный список молодых семей - участников Окружной подпрограммы на получение социальных выплат. Окружной и Федеральный сводные списки утверждаются приказом департамента.

В силу пункта 4.3 Порядка Департамент на основании уточненного Окружного сводного списка и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на очередной финансовый год для соответствующего муниципального образования, подлежащих направлению на предоставление социальных выплат молодым семьям, до 25 февраля текущего года формирует и утверждает список молодых семей - претендентов Окружной подпрограммы на получение подпрограммы на получение социальных выплат в планируемом году в разрезе муниципальных образований; - список молодых семей, включенных в резерв в разрезе муниципальных образований (далее - Окружной резервный список).

В Окружной резервный список включаются молодые семьи, не вошедшие в Окружной список претендентов.

Окружной список претендентов и Окружной резервный список утверждаются приказом департамента.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 21 февраля 2018 года утвержден список молодых семей – претендентов Окружной подпрограммы на получение социальной выплаты в 2018 году.

В указанный список семья Ульянкиных не была включена по причине недостаточного финансирования.

На основании приказа от 21 февраля 2018 года семья включена в Окружной резервный список (с 30 октября 2018 года - список участников в порядке очередности).

На основании Закона ЯНАО от 27 сентября 2018 года № 59-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по молодой семьей были выделены дополнительные денежные средства.

В силу пункта 4.9 Порядка (в редакции от 09.07.2018г.) в течение финансового года в утвержденные Федеральный и Окружной сводные списки претендентов по мере необходимости, но не чаще одного раза в месяц могут вноситься изменения. С учетом высвободившихся бюджетных ассигнований в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка в данные списки подлежат включению молодые семьи, состоящие в утвержденных Федеральном и Окружном списках участников, в порядке очередности (резервные списки) при наличии оснований, установленных пунктом 1.3 настоящего Порядка. Органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после получения от молодых семей, планируемых к включению в список претендентов, документов, указанных в пункте 6.4 настоящего Порядка, и приобщения к ним сведений из ЕГРН проверяют документы на наличие оснований, дающих право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка. Планируемые изменения в утвержденные Федеральный и Окружной сводные списки претендентов органы местного самоуправления оформляют в соответствии с приложением N 16 к настоящему Порядку и направляют их в департамент.

Пунктом 6.1 Порядка установлено, что выдача свидетельств молодым семьям осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников Федеральной или Окружной подпрограммы органом местного самоуправления, отобранным для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В случае высвобождения средств федерального и (или) окружного бюджетов, предназначенных молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям, состоящим в Федеральном или Окружном резервных списках (пункт 6.3).

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства является несоответствие требованиям, указанным пункте 1.3 настоящего Порядка (пункт 6.6).

Таким образом, при внесении изменений в утвержденный Окружной список претендентов, в том числе при включении молодых семей из Окружных списков участников в порядке очередности (резервные списки), органами местного самоуправления проверяются документы на наличие основания для включения в списки претендентов, в том числе на соблюдение требований к возрасту.

Установлено, что 11 сентября 2018 года Ульянкину В.В. исполнилось 36 лет.

28 сентября 2018 года Департаментом утвержден Приказ о внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.

Письмом от 09 ноября 2018 года ДИО Администрации г.Ноябрьск уведомили истцов о том, что их семья не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением истцом возраста 36 лет.

Право молодой семьи - участницы Федеральной или Окружной подпрограмм на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в Федеральный или Окружной список претендентов (пункт 4.7 Порядка).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 738-О-О, от 15.01.2015 N 3-О). Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Системное толкование изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что исходя из целей и задач Окружной подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на время указанное в исковом заявлении (сентябрь 2018 год), в целях решения вопроса о включении семьи Ульянкиных в измененный список претендентов на получение социальной выплаты, возраст одного из членов семьи превысил 35 лет, что исключало субъективное право семьи на участие в Окружной подпрограмме.

Доводы стороны истца о том, что семья истцов была в феврале 2018 года включена в список претендентов, опровергаются исследованными материалами дела.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 года N699

В связи с чем, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обоснованно не включил семью истцов в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, а Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск уведомил о том семью истцов. Основания для восстановления семьи Ульянкиных в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты отсутствуют.

При этом, решений об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты ответчиками не принималось.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Ульянкину В.В., Ульянкиной Е.Ю., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 -2025 годы», о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий судья: ...

...

...

...

...

...

...

2-2843/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульянкин Владимир Валерьевич, действующий в своих интересах и в интересах Ульянкиной Василисы
Ульянкина Екатерина Юрьевна
Ответчики
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
ДИО Администрации г.Ноябрьск
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
noyabrsky.ynao.sudrf.ru
04.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2019Дело оформлено
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее