Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2018 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Темеревой И.В.,
с участием: истца Ульянкиной Е.Ю., ее представителя Агафоновой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2843-2018 по иску Ульянкина В.В., Ульянкиной Е.Ю., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 -2025 годы», о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты,
установил:
Истцы Ульянкина Е.Ю., Ульянкин В.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына обратились в суд с данным иском к ответчикам, в обоснование указав, что в июле 2015 года семья истцов была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2025 годы. В ноябре 2018 года ответчиком ДИО Администрации г.Ноябрьск было направлено уведомление о том, что их семья не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014-2020годы». Полагая отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты незаконным обратились с настоящим иском, просят восстановить в списках претендентов на получение в 2018-2019 гг. социальной выплаты.
Истец Ульянкин В.В. в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежаще.
Истец Ульянкина Е.Ю., ее представитель Агафонова Е.Д., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании на иске настаивали, приводили изложенные в нем доводы. Указали, что на момент включения истца в резервный список участников подпрограммы истцу не исполнилось 36 лет, соответственно при формировании списка претендентов и достижения возрастного ценза, они не утратили право на получение социальной выплаты. При принятии решения о включение молодой семьи на участие в подпрограмме, семья отвечала предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, поэтому оснований для исключения семьи не имелось.
Ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание представителя не направил, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражают против удовлетворения исковых требований. В письменных возражениях на иск указали, что в списки претендентов подлежат включению молодые семьи соответствующие требованиям, установленным пунктом 1.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО № Поскольку при формировании Окружного списка претендентов истцу исполнилось 36 лет, семьи Ульянкиных не подлежит включению в данный список.
Представитель ответчика ДИО Администрации МО г. Ноябрьск участия при рассмотрении дела не принимал, извещен надлежаще, направили письменные возражения на иск, суть которых сводится к тому, что семья Ульянкиных в 2015 году была поставлена на учет в целях участия в названной подпрограмме, поскольку соответствовала требованиям возрастного ценза молодой семьи. В 2018 году истец достиг возраста 36 лет, и семья утратила право на участие в подпрограмме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, процессуальных препятствий для этого не имеется.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как следует из материалов дела, в 2015 году молодая семья Ульянкиных признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям (Окружной подпрограммы), с ежегодным предоставлением подтверждающих документов. В ноябре 2017 году семья была повторно признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат, о чем уведомлены 20 ноября 2017 года.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (постановление Правительства ЯНАО N 535-П от 27.12.2010г.. (далее - Порядок)).
Согласно пункту 1.2 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружной подпрограммы являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.
Участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья соответствующая условию - возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет) (подпункт «в» пункта 1.3 Порядка).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов (Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2808-О).
Таким образом, основания и порядок предоставления средств окружного бюджета молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы в целях улучшения их жилищных условий, осуществляется в соответствии с названным Порядком, регулирующим данные правоотношения.
Исходя из пунктов 4.1, 4.2 Порядка (в ред. от 05.12.2017г.) органы местного самоуправления, признанные в установленном порядке прошедшими отбор для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах на соответствующий год, формируют список молодых семей - участников Окружной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату и до 15 сентября года, предшествующего планируемому, направляются в департамент. Департамент до 01 октября года, предшествующего планируемому, на основании списков молодых семей - участников Окружной подпрограммы и Федеральной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом объема средств, которые планируется выделить из окружного бюджета, утверждает Окружной сводный список молодых семей - участников Окружной подпрограммы на получение социальных выплат. Окружной и Федеральный сводные списки утверждаются приказом департамента.
В силу пункта 4.3 Порядка Департамент на основании уточненного Окружного сводного списка и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на очередной финансовый год для соответствующего муниципального образования, подлежащих направлению на предоставление социальных выплат молодым семьям, до 25 февраля текущего года формирует и утверждает список молодых семей - претендентов Окружной подпрограммы на получение подпрограммы на получение социальных выплат в планируемом году в разрезе муниципальных образований; - список молодых семей, включенных в резерв в разрезе муниципальных образований (далее - Окружной резервный список).
В Окружной резервный список включаются молодые семьи, не вошедшие в Окружной список претендентов.
Окружной список претендентов и Окружной резервный список утверждаются приказом департамента.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 21 февраля 2018 года № утвержден список молодых семей – претендентов Окружной подпрограммы на получение социальной выплаты в 2018 году.
В указанный список семья Ульянкиных не была включена по причине недостаточного финансирования.
На основании приказа № от 21 февраля 2018 года семья включена в Окружной резервный список (с 30 октября 2018 года - список участников в порядке очередности).
На основании Закона ЯНАО от 27 сентября 2018 года № 59-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по молодой семьей были выделены дополнительные денежные средства.
В силу пункта 4.9 Порядка (в редакции от 09.07.2018г.) в течение финансового года в утвержденные Федеральный и Окружной сводные списки претендентов по мере необходимости, но не чаще одного раза в месяц могут вноситься изменения. С учетом высвободившихся бюджетных ассигнований в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка в данные списки подлежат включению молодые семьи, состоящие в утвержденных Федеральном и Окружном списках участников, в порядке очередности (резервные списки) при наличии оснований, установленных пунктом 1.3 настоящего Порядка. Органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после получения от молодых семей, планируемых к включению в список претендентов, документов, указанных в пункте 6.4 настоящего Порядка, и приобщения к ним сведений из ЕГРН проверяют документы на наличие оснований, дающих право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Порядка. Планируемые изменения в утвержденные Федеральный и Окружной сводные списки претендентов органы местного самоуправления оформляют в соответствии с приложением N 16 к настоящему Порядку и направляют их в департамент.
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что выдача свидетельств молодым семьям осуществляется на основании решения о включении молодой семьи в список участников Федеральной или Окружной подпрограммы органом местного самоуправления, отобранным для участия в Федеральной или Окружной подпрограммах, в соответствии с выпиской из утвержденного департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае высвобождения средств федерального и (или) окружного бюджетов, предназначенных молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, свидетельства на высвободившуюся сумму средств подлежат выдаче молодым семьям, состоящим в Федеральном или Окружном резервных списках (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства является несоответствие требованиям, указанным пункте 1.3 настоящего Порядка (пункт 6.6).
Таким образом, при внесении изменений в утвержденный Окружной список претендентов, в том числе при включении молодых семей из Окружных списков участников в порядке очередности (резервные списки), органами местного самоуправления проверяются документы на наличие основания для включения в списки претендентов, в том числе на соблюдение требований к возрасту.
Установлено, что 11 сентября 2018 года Ульянкину В.В. исполнилось 36 лет.
28 сентября 2018 года Департаментом утвержден Приказ № о внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты.
Письмом от 09 ноября 2018 года ДИО Администрации г.Ноябрьск уведомили истцов о том, что их семья не включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением истцом возраста 36 лет.
Право молодой семьи - участницы Федеральной или Окружной подпрограмм на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в Федеральный или Окружной список претендентов (пункт 4.7 Порядка).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 738-О-О, от 15.01.2015 N 3-О). Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Системное толкование изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что исходя из целей и задач Окружной подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, на время указанное в исковом заявлении (сентябрь 2018 год), в целях решения вопроса о включении семьи Ульянкиных в измененный список претендентов на получение социальной выплаты, возраст одного из членов семьи превысил 35 лет, что исключало субъективное право семьи на участие в Окружной подпрограмме.
Доводы стороны истца о том, что семья истцов была в феврале 2018 года включена в список претендентов, опровергаются исследованными материалами дела.
Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 года N699
В связи с чем, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обоснованно не включил семью истцов в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, а Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации МО г. Ноябрьск уведомил о том семью истцов. Основания для восстановления семьи Ульянкиных в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты отсутствуют.
При этом, решений об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты ответчиками не принималось.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Ульянкину В.В., Ульянкиной Е.Ю., действующей как в своих интересах, так и в интересах несовершеннолетней ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 -2025 годы», о восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий судья: ...
...
... ... ... ... |
...