Дело № 2-1619/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Мордвиновой Е.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Перми Каменских В.С., действующего на основании поручения,
представителя ответчика Главатских П.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Очерского района в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес> капитальный ремонт фасада, внутридомовой инженерной системы электроснабжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного требования указал, что в рамках проведенной проверки исполнения обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее по тексту – Программа). Также приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Перми на 2018-2020 годы.На 2020 год запланировано проведение работ в 17 многоквартирных домах, расположенных на территории Очерского городского округа.В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> предусматривалось проведение работ по капитальному ремонту фасада и внутридомовой инженерной системы электроснабжения в 2018-2020 годы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт фасада и внутридомовой инженерной системы электроснабжения не выполнен, что нарушает жилищные права граждан на безопасные условия проживания.
Представитель истца судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам искового заявления, пояснил, что указанные в исковом заявлении работы реально выполнить до ДД.ММ.ГГГГ. Вопрос об увеличении срока проведения работ по капитальному ремонту оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в части установления срока для выполнения работ, просил установить срок до конца 2023 года, пояснил, что аукционы на данный многоквартирный дом выставляются ежегодно, последний был размещен в 2022 году, сметы и стоимость работ просматриваются, однако участия в них никто не принимает, аукционы признаются несостоявшимися, по истечению 90 дней происходит повторное выставление аукциона. В настоящее время готовится пакет документов для объявления нового аукциона.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в том числе: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (подп. 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (подп. 4).
Согласно ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее по тексту - Закон от 11.03.2014 № 304-ПК) региональным оператором на территории Пермского края является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Статьей 22 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК установлено, что предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
В силу ст. 24 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: <Адрес> – 51% по состоянию на 2020 год, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (ремонт системы электроснабжения) и ремонт фасада (л.д. 12-15).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 (ред. от 17.02.2023), утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы», в который включен многоквартирный дом, по адресу: <Адрес> (л.д. 16-20).
<Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о проведении проверки НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 9).
06.12.2022 прокурором Очерского района у НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» истребована информация о проведении капитального ремонта в многоквартирных домов на территории Очерского городского округа на 2018-2022 годы (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Фондом в адрес прокурора Очерского района направлены ответы, согласно которых конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту не проводились ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ. С подрядной организацией ООО «АудитЭнергоПроект» заключены договоры № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. С апреля 2020 года введены ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории <Адрес>, которые повлияли на деятельность регионального оператора и подрядных организаций (л.д. 21-27).
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <Адрес> БИН проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что работы по капитальному ремонту фасада и внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> не проведены (л.д. 11).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ документация технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> срок согласно условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ № не разработан, срок нарушения исполнения обязательств составляет 109 дней.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
По состоянию на дату вынесения решения, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по адресу:<Адрес>, которые должны быть проведены в период с 2018-2020 годы НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» не проведены. Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратному суду не представлено.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <Адрес>.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая длительность конкурсных процедур, сезонность проведения работ, их сложность, а также объем работ, суд полагает возможным установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, капитальный ремонт фасада, внутридомовой инженерной системы электроснабжения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 03.04.2023
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-1619/2023
Ленинского районного суда г. Перми