К делу № 2-1864/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 02 декабря 2015 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мелкозеровой О.М.
при секретаре Прынк Е.И.
с участием представителя истца - помощника прокурора Гулькевичского района Караулова А.Б.
представителя ответчика Звозниковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах Шевченко Д.С. к администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о выделении денежных средств, необходимых для предоставления жилого помещения
у с т а н о в и л:
Прокурор Гулькевичского района обратился в суд в интересах Шевченко Д.С. с иском к администрации муниципального образования Гулькевичский район, к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края. Просит обязать администрацию МО Гулькевичский район предоставить Шевченко Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, расположенное в границах муниципального образования Гулькевичский район; обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления Шевченко Д.С. жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 31.07.2013 №-жс Шевченко Д.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» таким лицам органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ расходы на реализацию указанных мероприятий осуществляются за счет средств краевого бюджета. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Гулькевичском районе вопрос о жизнеустройстве выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот контролирует отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Гулькевичский район; учет осуществляет отдел транспорта, связи, ЖКХ управления по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации муниципального образования Гулькевичский район. Реализовать свои права, закрепленные в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальном образовании Гулькевичский район Шевченко Д.С. не имеет возможности. С момента постановки на учет до настоящего момента Шевченко Д.С. жильем не обеспечена. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Шевченко Д.С. по месту жительства благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений влечет за собой нарушение ее прав и законных интересов.
В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района Караулов А.Б. пояснил, что исковые требования он полностью поддерживает, просит их удовлетворить. В рамках ст. 39 КАС РФ полномочия прокурора для обращения в суд о нарушении социальных прав отсутствуют. Данные основания закреплены в ст. 45 ГПК РФ, поэтому считает возражения Министерства социальной политики необоснованными.
Заинтересованное лицо Шевченко Д.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО Гулькевичский район Звозникова Н.А. в суде возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснила суду, что предоставление дополнительных гарантий устанавливается Законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, а не к расходным обязательствам МО Гулькевичский район. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Таким образом, администрация муниципального образования, как орган местного самоуправления, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделена исключительно полномочиями по учету данной категории граждан и оформлению в отношении них документации. Согласно части 21 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список. Шевченко Д.С., 01.07.1997 года рождения, включена в список. По состоянию на 30.11.2015 г. порядковый номер Шевченко Д.С. по Гулькевичскому району – 37. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилым помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Администрацией муниципального образования Гулькевичский район будет однократно предоставлено Шевченко Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в порядке очередности в соответствии со списком.
Представитель ответчика Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, производство по делу прекратить. В возражениях на иск указал, что правоотношения, возникающие в связи с предоставлением жилого помещения в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ являются публичными, субъектом которых является Шевченко Д.С. Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данный кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. В связи с чем, производство по гражданском делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как заявление, не подлежащее рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В судебном заседании установлено, что Шевченко Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, и на основании ст. 8 указанного Закона имеет право на однократное предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти Краснодарского края в порядке, установленном законодательством края. Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края №-жс от 31.07.2013 г. Шевченко Д.С., как относящаяся к категории <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Шевченко Д.С. не обеспечена жилым помещением. Договор социального найма, либо договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключался.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» (в ред. Закона Краснодарского края от 26.12.2012 года № 2645-КЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (в ред. Закон Краснодарского края от 26.12.2012 № 2648-КЗ), органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Шевченко Д.С. не обеспечена жилым помещением, такое положение нарушает её права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как относящейся к категории <данные изъяты>.
Сам факт постановки на учет означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения как детям сиротам, либо оставшимся без попечения родителей.
Положения перечисленных норм не содержат указания на срок предоставления жилых помещений указанной категории граждан, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Доводы представителя Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края о том, что настоящий иск подлежит рассмотрению как административный иск, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В силу ст. 39 КАС РФ административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Шевченко Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в чьих интересах обратился в суд прокурор, не относится к категории граждан, перечисленных в ст. 39 КАС РФ. Прокурор Гулькевичского района обратился в суд с настоящим иском в интересах Шевченко Д.С. в порядке ст. 45 ГПК РФ, так как основанием для его обращения послужило заявление Шевченко Д.С. в адрес прокурора Гулькевичского района об обеспечении ее права на жилище в государственном, муниципальном жилищном фонде.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Гулькевичского района в интересах Шевченко Д.С. к администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о выделении денежных средств, необходимых для предоставления жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район предоставить Шевченко Д.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, расположенное в границах муниципального образования Гулькевичский район.
Обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления Шевченко Д.С. жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 04.12.2015 г.
председательствующий