Судья – Никитина О.А. Дело №2-443-33-2083/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 ноября 2020 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.,
судьей Котовой М.А. и Хухры Н.В.,
при секретаре Елисеевой К.А.,
с участием истца В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. по апелляционной жалобе В. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 17 августа 2020 года гражданское дело по иску В. к Х., Д. об изменении размера алиментов,
у с т а н о в и л а :
В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование иска указано, что решением мирового судьи судебного участка №7 Валдайского судебного района от 25 февраля 2014 года с истца в пользу Х. взысканы алименты на несовершеннолетнего сына Е., <...> г.р., в размере <...> части дохода, а также по решению мирового судьи судебного участка №30 Новгородского судебного района от 20 апреля 2020 года с него в пользу Д. взысканы алименты на несовершеннолетнюю дочь Л., <...> г.р., в размере <...> части заработной платы. В связи со взысканием алиментов на второго ребёнка из заработной платы будут удерживаться 50%, доход истца будет составлять менее установленного прожиточного минимума, также у истца имеются кредитные обязательства. С учетом изложенного истец просил уменьшить размер взыскиваемых с него алиментов до 1/6 доли в пользу каждой ответчицы.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 17 августа 2020 года заявленные исковые требования В./ оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец В., ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме. Полагает, что у суда первой инстанции имелись все основания для вывода о том, что его семейное и имущественное положение после установления судом размера алиментов существенно изменилось.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Руководствуясь ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, поддержанных истцом В., обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец В. и ответчик Х. являются родителями Е., <...> г.р.
Также истец В. и ответчик Д. являются родителями Л., <...> г.р.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №7 Валдайского судебного района от 25 февраля 2014 г. с В. в пользу Х. взысканы алименты на несовершеннолетнего Е., <...> г.р., в размере <...> части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 20 февраля 2014 г. до достижения ребёнком совершеннолетия.
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №30 Новгородского судебного района от 20 апреля 2020 г. с В. в пользу Д. взыскиваются алименты на несовершеннолетнего ребенка Л., <...> г.р., в размере <...> части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 16 апреля 2020 года до совершеннолетия ребенка.
Алименты на детей в пользу Х. и Д. удерживаются из заработной платы истца, задолженности не имеется.
В., ссылаясь на п.1 ст. 119 Семейного кодекса РФ, обратился в суд с иском к Х. и Д. о снижении размера алиментов на детей в пользу каждой ответчицы до 1/6 доли заработка и (или) иного дохода.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований об уменьшении размера алиментов, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для снижения размера алиментов не имеется, поскольку достоверных данных об изменении имущественного положения либо наличия каких-либо иных причин негативного характера, наступивших для истца, и не позволяющих ему оказывать материальное содержание детям в объеме денежных средств, определенных судом ранее, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального права.
В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ детство в Российской Федерации находится под защитой государства; регулирование семейных отношений осуществляется, в частности, в соответствии с принципом приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Согласно п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
На основании п. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п.2 ст. 82 СК РФ).
В силу п. 1 ст. 119 Семейного кодекса РФ если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон.
Как усматривается из разъяснений, содержащихся в пункте 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», при разрешении требования родителя, уплачивающего алименты на несовершеннолетнего ребенка, о снижении размера алиментов следует иметь в виду, что изменение материального или семейного положения данного родителя не является безусловным основанием для удовлетворения его иска, поскольку необходимо установить, что такие изменения не позволяют ему поддерживать выплату алиментов в прежнем размере (абзац 2).
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 мая 2015 года, изменение материального положения родителей само по себе не может ограничить право ребенка на необходимое и достойное содержание и не является безусловным основанием для снижения размера алиментов, поскольку необходимо установить, что такое изменение не позволяет лицу, обязанному уплачивать алименты, поддерживать выплату алиментов в прежнем размере. При этом сохранение прежнего размера алиментов на одного ребенка не свидетельствует об ущемлении прав другого ребенка на его содержание либо на нарушение прав лица, обязанного уплачивать алименты в прежнем размере.
Таким образом, при изменении размера алиментов, заслуживающими внимания обстоятельствами являются обстоятельства, не связанные с волей плательщика алиментов; материальное положение должно измениться настолько, что обязанное лицо не сможет иметь возможности предоставлять несовершеннолетним детям содержание в прежнем размере.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в нарушение выше приведенных требований законодательства, разъяснений Верховного Суда РФ истец не представил достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение факта того, что его материальное положение изменилось настолько, что в настоящее время он не имеет возможности предоставлять своим несовершеннолетним детям содержание в ранее установленном размере.
Как установлено судом, истец В. является сотрудником уголовно-исполнительной системы с 13 мая 2014 г., состоит в должности <...>. Согласно представленным справкам его среднемесячный доход без учета НДФЛ за 2019 год составляет – 39 034 руб. 27 коп., за 4 месяца 2020 года – 38 247 руб. 40 коп.
На момент рассмотрения настоящего дела место службы истца не изменилось, также, вопреки его доводам, не изменился в сторону уменьшения и получаемый доход.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец в настоящее время проживает одной семьей совместно с ответчицей Д. и ребенком, на которого взысканы алименты на основании судебного акта от 20.04.2020 года, что свидетельствует о том, что супруги ведут общее хозяйство, занимаются воспитанием ребенка, несут расходы по его содержанию, имеют общий бюджет.
Следовательно, фактически денежные средства, взысканные на этого ребенка в размере <...> части заработка истца, не выбывают из общего дохода семьи. Нахождение ответчика Д. в отпуске по уходу за ребёнком является временным.
Проанализировав представленные доказательства, и оценив материальное и семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, судебная коллегия полагает, что испрашиваемое истцом изменение размера алиментов по существу приведет лишь к уменьшению размера алиментов, взысканных с истца на несовершеннолетнего Е., <...> г.р., что может существенно нарушать его интересы, поскольку данному ребенку не будет сохранен прежний уровень содержания.
Уменьшение размера алиментов на этого несовершеннолетнего ребенка, безусловно, приведет к ухудшению его материального положения, в том числе, по отношению к ребенку, который, проживая совместно с истцом, помимо алиментов получает от него заботу и иное материальное содержание.
Иной материальной помощи истец ответчику Х. не оказывает, поскольку доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, с учетом выплаты алиментов на сына Владислава из расчета ранее определенного размера (? части) в распоряжении истца остается ? получаемого дохода.
При таком положении решение суда первой инстанции об отказе в изменении размера ранее взысканных алиментов следует признать законным и обоснованным. Уменьшение размера алиментов с ранее установленной ? до 1/6 доли заработка и (или) иного дохода не отвечает интересам детей и основным началам семейного законодательства, сформулированным в ст. 1 Семейного кодекса РФ,
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения вышеуказанных норм права, и постановил решение при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к несогласию с судебной оценкой представленных и собранных по делу доказательств, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
Н.В. Хухра