Дело№ 3а-35/2021
070S0000-01-2021-000032-30
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
25 мая 2020 года город Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
судьи Савкуева З.У.
при секретаре Абазове Э.А.
с участием прокурора Башиева Р.А., представителя административного истца - Общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа «Баксанский Бройлер» Фирова М.М., представителя административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики Лигидова А.К., одновременно представляющего и заинтересованного лица - Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа «Баксанский Бройлер» к Правительству Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью Агрогруппа «Баксанский Бройлер» (далее - общество) является собственником объектов недвижимости - административного здания, общей площадью 535 квадратных метров, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также здания административно-бытового корпуса, общей площадью 241,8 квадратных метров, с кадастровым номером №, и здания конторы, общей площадью 637,7 квадратных метров, с кадастровым номером №, расположенные в том же поселении и по той же улице, <адрес>.
Указанные объекты под номерами 39, 51 и 969 соответственно включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - Перечень на 2019 год), утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 года № 271-пп, которое опубликовано 29 декабря 2018 года на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru), 11 января 2019 года в издании газеты «Официальная Кабардино-Балкария» № 1 и 31 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Утверждая о тех обстоятельствах, что указанное административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения птицеводства и для иных видов сельскохозяйственного использования, а остальные два здания расположены на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства, что они и расположенные в них помещения ни по этому критерию и ни по иным критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации), устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, не могут быть признаны административно-деловыми и (или) торговыми центрами (комплексами), что они же, в связи с этим, не являясь объектами налогообложения, налоговая база которых подлежит определению исходя из их кадастровой стоимости, неправомерно упомянутым постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики были включены в утвержденный им и вышепоименованный Перечень на 2019 год, что этот нормативный правовой акт в указанных частях не соответствует требованиям упомянутой нормы материального права и, одновременно с этим, нарушают его имущественные права, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере, общество 23 апреля 2021 года обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Кабардино-Балкарской Республики. В поданном административном иске оно просит признать пункты 39, 51 и 969 Перечня на 2019 год недействующими со дня их принятия.
В письменных возражениях на поданное административное исковое заявление административный ответчик - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, не приводя в них конкретные основания для включения указных зданий в упомянутый Перечень и считая оспариваемый правовой акт ненормативным, соответствующим требованиям закона, а также ссылаясь на то, что он был принят с соблюдением установленного законом порядка и уполномоченным органом государственной власти, просит, указывая и о не принятии административным истцом - обществом мер по соблюдению досудебного порядка урегулирования возникшего между ними административного спора, оставить поданное им административное исковое заявление без удовлетворения, в том числе и по причине пропуска последним трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации).
В судебном заседании представитель административного истца - общества Фиров М.М., поддержав поданное доверителем административное исковое заявление, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики Лигидов А.К., не признав административного искового заявления, поддержал доводы, изложенные в вышеуказанных возражениях на него.
Выслушав заключение прокурора Башиева Р.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, объяснения названных представителей сторон и заинтересованного лица, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Обращаясь в суд, административный истец - общество, считая названное постановление административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики нормативным правовым актом, оспаривает его в указанных частях.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое постановление издано исполнительным органом государственной власти, наделенным, если следовать находящимся в нормативном единстве установлениям, содержащимся в статье 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 112 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, правом издания правовых актов, оно же официально, в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 03 августа 2002 года № 52-P3 «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике», опубликовано с утвержденным им Перечнем, оно же, если исходить из их правового существа, регулирует правоотношения, связанные с выявлением и включением соответствующих объектов недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем, оно же, будучи адресованным к неопределенному кругу лиц, рассчитано на неоднократное применение, а потому является нормативным правовым актом.
Соответственно, настоящее дело, как возникшее из административных правоотношений, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном КАС Российской Федерации, в частности нормами его главы 21, регламентирующими производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативные правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами административного дела подтверждается то обстоятельство, что административный истец - общество, будучи собственником указанных зданий, включенных в Перечень 2019 год, утвержденный упомянутым постановлением административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики, является, таким образом, субъектом правоотношений, регулируемых данным нормативным правовым актом, и, как следствие, входит в круг лиц, обладающих правом на его оспаривание в этих частях.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания данного обстоятельства, в силу императивного требования части 9 той же статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В то же время исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 ранее уже упоминавшегося Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 372, 378 HK Российской Федерации оспариваемые нормативные правовые акты изданы административным ответчиком - Правительством Кабардино-Балкарской Республики в пределах предоставленных ему данными законоположениями полномочий и в установленной ими же форме.
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 HK Российской Федерации, статьей 1.2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 года № 102-P3 «О налоге на имущество организаций» установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Данной нормой, введенной в действие Законом Кабардино-Балкарской Республики от 14 ноября 2014 года № 57-P3, предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, не считая объектов недвижимого имущества иностранных организаций, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Следовательно, указанные здания подлежали включению в Перечень на 2019 год лишь при том условии, что они обладают признаками объектов недвижимого имущества, предназначенных для использования в целях размещения административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов) или фактически используются в данных целях, тогда как обязанность доказывания их соответствия таким признакам и, соответственно, законности такого их же включения лежит на административном ответчике - Правительстве Кабардино-Балкарской Республики.
В то же время понятие административно-делового центра приведено в пункте 3 статьи 378.2 HK Российской Федерации.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположение нежилого здания ( строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в указанных целях.
При этом объект недвижимости считается для целей указанной статьи административно-деловым центром по основанию его предназначения в том случае, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим же использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч офисное оборудование, парковки).
В свою очередь понятие торгового центра (комплекса) приведено в пункте 4 статьи 378.2 HK Российской Федерации.
Так, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения таких объектов.
При этом объект недвижимости считается для целей указанной статьи торговым центром (комплексом) по основанию его предназначения в том случае, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения таких объектов.
Следовательно, нежилое здание может быть отнесено к административно-деловым центрам и (или) торговым центрам (комплексам) по трем самостоятельным, вышеперечисленным основаниям - по основанию его расположения, по основанию его предназначения и по основанию его фактического использования.
В то же время материалами настоящего административного дела, в том числе и выписками из Единого государственного реестра недвижимости № № и № № от 15 марта 2021 года, подтверждаются и не оспаривались лицами, участвующими в нем, те обстоятельства, что указанные здания расположены, как упоминалось выше, на земельных участках с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для ведения птицеводства и для иных видов сельскохозяйственного использования, а также с кадастровым номером № с видом разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.
Данные виды разрешенного использования упомянутых земельных участков, соответствующие коду 1.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, а до введения его в действие - соответствовавшие пункту 1.2.15 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, не предусматривают размещение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов бытового обслуживания и (или) общественного питания.
В свою очередь, выписки из Единого государственного реестра недвижимости с №№ № от 15 марта 2021 года относительно указанных здании конторы, административного здания и здания административно-бытового корпуса соответственно а, равно, и технические на них паспорта, составленные по состоянию на 16 апреля 2009 года, 24 апреля 2021 года и 3 ноября 2020 года соответственно, не содержат достоверных, достаточных сведений о том, что они и расположенные в них помещения предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а, равно, и размещения в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом указанные документы технического учета не отражает такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие в указанных зданиях централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки.
Таким образом, назначение находящихся в данных зданиях помещений, очевидно, не предусматривает размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование же указанных зданий - здание конторы, административное здание и здание административно-бытового корпуса без установления фактов расположения в них помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 НК Российской Федерации, и площадь которых составляла бы более 20 процентов общей площади данных зданий, не позволяет отнести последние к указанным в подпункте 1 пункта 1 той же статьи объектам.
Следовательно, указанные здания и по основанию предназначения не могут быть отнесены к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 HK Российской Федерации.
Отсутствие же документов, подтверждающих возможность отнесения указанных зданий к административно-деловым центрам и (или) торговым центрам (комплексам) по вышеназванным признакам, предопределяло возможность их включения в оспариваемый Перечень на 2019 год лишь только при условии фактического их использования в целях делового, административного или коммерческого назначения а, равно, и размещения в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Между тем, административный ответчик - Правительство Кабардино-Балкарской Республики не представило доказательств, подтверждавших бы факты осуществления относительно них на моменты их включения в Перечень на 2019 год мероприятий по определению вида фактического их же использования в порядке, установленном постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 марта 2015 года № 53-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».
Имеющиеся же в настоящем административном деле доказательства каких-либо сведений фактического их использования на указанные моменты в названных целях не содержат.
Следовательно, в материалах настоящего административного дела не имеется, а административный ответчик - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, вопреки приведенным нормам процессуального права, не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, которые, в силу упомянутых норм материального права, позволяли бы отнести указанные здания к административно-деловым центрам и (или) торговым центрам (комплексам).
В связи с этим они не отвечают признакам объектов недвижимого имущества, предназначенных для использования в целях размещения административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов), а потому, не относясь к видам имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 HK Российской Федерации, неправомерно было включено в Перечень на 2019 год.
Таким образом, пункты 39, 51 и 969 Перечня на 2019 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 HK Российской Федерации и статье 1.2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 ноября 2003 года № 102-P3 «О налоге на имущество организаций» и, одновременно с этим, нарушают имущественные права и законные интересы административного истца - общества, поскольку влекут возникновение у него обязанности по уплате налога на имущество организаций, подлежащего исчислению исходя из кадастровой стоимости указанных зданий.
При таких данных административное исковое заявление административного истца - общества подлежат удовлетворению полностью, а пункты 39, 51 и 969 Перечня на 2019 год - подлежат признанию не действующими.
Определяя момент, с которого они должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации, учитывая, что административный истец - общество являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2019 - 2020 годах и признание данных норм таковыми с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных его прав и законных интересов, считает необходимым признать последние недействующими со дня их принятия.
По тем же основаниям доводы административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики, приведенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, о том, что оспариваемый по настоящему административному делу правовой акт является ненормативным и для его оспаривания установлен частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации трехмесячный срок обращения в суд, а, равно, и о пропуске административным истцом - обществом данного срока не основаны на законе и материалах настоящего административного дела, а потому, являясь юридически несостоятельными, подлежат отклонению.
Поскольку ни приведенными нормами материального права, ни иными нормами действующего законодательства досудебный порядок урегулирования возникшего между сторонами административного спора не установлен, довод административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики, также приведенный в упомянутых его возражениях, о не соблюдении административным истцом - обществом такого порядка также является необоснованным и подлежит отклонению.
Кроме того на административного ответчика - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, в силу императивного требования части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики - www.pravitelstvo.kbr.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью Агрогруппа «Баксанский Бройлер» удовлетворить полностью.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости,утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 года № 271-ПП, в части включения в него под пунктом 39 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости,утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 года № 271-ПП, в части включения в него под пунктом 51 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости,утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2018 года № 271-ПП, в части включения в него под пунктом 969 нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> со дня его принятия.
Возложить на Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики - www.pravitelstvo.kbr.ru.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 мая 2021 года.
судья З.У. Савкуев
Копия верна:
судья Верховного суда КБР З.У. Савкуев