Решение по делу № 2а-1215/2021 от 22.01.2021

Дело № 2а-1215/2021

54RS0001-01-2021-000441-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2021 года                                г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи                        Катющик И.Ю.

при секретаре                                    Матвеевой Ю.А,

по административному исковому заявлению Вербила Ирины Александровны к Департаменту образования мэрии г. Новосибирска, администрации Дзержинского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Вербила И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие департамента образования мэрии г. Новосибирска в непредставлении несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в группе полного дня в муниципальных дошкольных образовательных организациях на территории Дзержинского и Центрального районов г. Новосибирска: МКДОУ №№ 395, 435, 468, 451, 484, 459, 117, 421; обязать предоставить ее ребенку место в дошкольном образовательном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Вербила И.А. обращалась в департамент образования мэрии г. Новосибирска с заявлением в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении места ребенку истца отказано по причине очередности, с чем истец не согласна. Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков, которые не представили доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего ребенка административного истца возможности получения дошкольного образования в МОУ.

Истец Вербила И.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, доводы, изложенные в административном иске, подтвердила.

Представитель административных ответчиков департамента образования мэрии г. Новосибирска и мэрии г. Новосибирска Захарова А.В. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва, указав, что со стороны ответчика нарушений прав истца и незаконных действий не усматривается, после административному истцу не было отказано в реализации права ее ребенка на общедоступное образование, предоставление данной муниципальной услуги было приостановлено до появления свободных мест в детских садах. Полагала, что при рассмотрении требований должны быть учтены права других детей, которые также воспользовались муниципальной услугой и подали заявление на предоставление места в дошкольное образовательное учреждение ранее административного истца, и детей, имеющих внеочередное или первоочередное право на получение путевок.

Представитель административного ответчика администрации Дзержинского района г. Новосибирска Еланжа Н.Ю. выразила несогласие с предъявленными Вербила И.А. исковыми требованиями в полном объеме, просила учесть требования действующего законодательства при разрешении искровых требований и отказать истцу в исковых требованиях в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ).

В силу статьи 5 Закона № 273-ФЗ право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Как следует из материалов дела, Вербила И.А. является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства совместно с ребенком в .... Несовершеннолетний ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для зачисления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (приоритетными детскими садами указаны детский сады № 395, 435, 468, 451, 484, 459, 117, 421).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент образования мэрии г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ребенку места в детских сада № 435 и 468, на что получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что вопрос о предоставлении места в одной из дошкольных образовательных организации города Новосибирска будет рассмотрен в отделе образования администрацией Дзержинского района и Центрального округа г. Новосибирска в период комплектования дошкольных образовательных организаций города на 2021/2022 учебный год.

Согласно данным автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» на дату рассмотрения дела номер очереди ребенка в списке учета детей составляет 3093: по МКДОУ № 395 – 120; МКДОУ № 435 – 118; МКДОУ № 468 – 88; МКДОУ № 459 – 102; МКДОУ № 451 – 198; МКДОУ № 484 – 186; МКДОУ № 117 – 121; МКДОУ № 421 – 137.

На основании ст. 41 Устава города Новосибирска в структуру мэрии города Новосибирска входят структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы) мэрии города Новосибирска. Структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы) мэрии города Новосибирска могут обладать правами юридического лица.

Согласно ст. 42 Устава города Новосибирска в целях решения вопросов местного значения мэрия города Новосибирска обладает следующими полномочиями в области образования, культуры, архивного дела, охраны здоровья, физической культуры и спорта: осуществляет организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным про граммам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Департамент образования мэрии г. Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии г. Новосибирска, основными задачами которого являются организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. п. 1.1, 2.1 Положения о департаменте образования мэрии г. Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ...).

Решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ... «О территориальных органах мэрии города Новосибирска» утверждено Положение об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, пунктами 2.47 и 2.49 к полномочиям администраций отнесено участие в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

На территории г. Новосибирска учет детей дошкольного возраста, нуждающихся в предоставлении места в дошкольных учреждениях, и комплектование муниципальных дошкольных учреждений осуществляется на основании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) - постановление мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ....

Постановка на учет и распределение путевок-направлений осуществляется автоматически в зависимости от даты постановки на учет и наличии права на льготу посредством использования подсистемы «Электронный детский сад».

Однако, принцип очередности в комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений, предусмотренный Административным регламентом не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом № 273-ФЗ, также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ... констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В связи с изложенным, суд считает, что, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, наличие соответствующего обращения), уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме изложенного, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..., при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Также согласно пункту 4.2 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций города Новосибирска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ..., путевка-направление выдается заявителю в образовательную организацию, указанную в заявлении о постановке на учет для зачисления в образовательную организацию в качестве приоритетной для посещения.

В случае отсутствия свободных мест в образовательной организации, приоритетной для посещения, заявителю предлагаются свободные места в иных указанных им образовательных организациях. Если во всех образовательных организациях, указанных в заявлении о постановке на учет для зачисления в образовательную организацию, отсутствуют свободные места, заявителю с его согласия предлагаются места в иных образовательных организациях.

В связи с этим у административного ответчика возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не обязательно из числа указанных истцом при постановке в очередь и в заявлении) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.

Из содержания обращения административного истца, приведенных выше положений законодательства РФ, правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что департамент, куда обратилась истец, обязан был рассмотреть вопрос о наличии мест в указанных истцом учреждениях, а также принять меры, направленные на возможность устройства ребенка в иные образовательные учреждения.

Данные обстоятельства дают основания для выводов суда о признании незаконным бездействие департамента образования мэрии г. Новосибирска в непредставлении Вербила И.А. места в группе полного дня в муниципальных дошкольных образовательных организациях для несовершеннолетнего на территории Дзержинского и Центрального районов г. Новосибирска: МКДОУ №№ 395, 435, 468, 451, 484, 459, 117, 421.

Согласно п. 2.3 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций города Новосибирска, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ..., предоставление мест для детей в образовательных организациях осуществляется в соответствии с законодательством круглогодично на основании путевок-направлений для зачисления в образовательную организацию, выданных администрациями районов г. Новосибирска или департаментом образования мэрии г. Новосибирска, согласно списку детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации на 1 сентября текущего года.

С учетом изложенного, разрешая спор, суд приходит к выводу о необходимости возложения на мэрию г. Новосибирска обязанности обеспечить истцу место в группе полного дня с выдачей администрацией Дзержинского района г. Новосибирска или департаментом образования мэрии г. Новосибирска путевки в муниципальную дошкольную образовательную организацию для, указанную в заявлении о постановке на учет для зачисления в образовательную организацию в качестве приоритетной для посещения.

Доводы стороны ответчика о наличии очередности на предоставление мест, отсутствии свободных мест, превышении предельных норм комплектования возрастных групп, несостоятельны в связи с тем, что установлено нарушение права несовершеннолетнего ребенка на получение общедоступного дошкольного образования.

В силу части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая причины, побудившие Вербила И.А. обратиться с настоящим административным иском, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в 14 дней.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вербила Ирины Александровны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента образования мэрии г. Новосибирска в непредставлении Вербила Ирине Александровне места в группе полного дня в муниципальных дошкольных образовательных организациях для несовершеннолетнего ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, на территории Дзержинского и Центрального районов г. Новосибирска: МКДОУ №№ 395, 435, 468, 451, 484, 459, 117, 421.

Обязать ответчиков г. Новосибирска в срок 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить Вербила Ирине Александровне место в группе полного дня и выдать путевку в муниципальную дошкольную образовательную организацию для несовершеннолетнего ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, указанную в заявлении о постановке на учет для зачисления в образовательную организацию в качестве приоритетной для посещения (МКДОУ №№ 395, 435, 468, 451, 484, 459, 117, 421).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 марта 2021 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-1215/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

Судья                                            И.Ю. Катющик

2а-1215/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Вербила Ирина Александровна
Ответчики
Департамент образования мэрии г.Новосибирска
Администрация Дзержинского района г. Новосибирска
Суд
Дзержинский районный суд г. Новосибирск
Судья
Катющик Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.nsk.sudrf.ru
22.01.2021Регистрация административного искового заявления
25.01.2021Передача материалов судье
25.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2021Предварительное судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее