Решение по делу № 33-2169/2024 от 04.06.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Гурман З.В.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-335/2024

УИД: 04RS0007-01-2023-006420-74

пост. 04.06.2024 г.

дело № 33-2169/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2024 года                                                                          г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Васильевой С.Д.,

судей Хаыковой И.К., Богомазовой Е.А.,

при секретаре Эрдынеевой О.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харченко Дмитрия Геннадьевича к органу опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Министерству образования и науки Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании гражданином, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения

по апелляционной жалобе Харченко Дмитрия Геннадьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25.01.2024 г., которым исковые требования Харченко Дмитрия Геннадьевича оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Богомазовой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Харченко Д.Г. сослался на то, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, его права, включая право на получение жилья, не были защищены, соответствующие услуги в реализации данных прав со стороны государства в лице Министерства образования и органов опеки и попечительства оказаны не были. В связи с совершением преступлений он отбывал сроки наказания в местах лишения свободы: в ... г.г. он находился в <...>, в ... – в <...> в .... – в <...>. Из колоний он обращался в отдел опеки, но получал отказ, так как не имел статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Юридическую поддержку от органов опеки и попечительства не получил, до 2008 г. постоянно находился в местах лишения свободы, в связи с чем получить квалифицированную помощь в решении своего вопроса не мог. В настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы, конец срока – ... г., постоянного места жительства не имеет. В период отбывания наказания администрацией исправительного учреждения ему оказывалось содействие в восстановлении его законных прав и интересов, однако в связи с отсутствием документов в местах его пребывания в детских домах и центрах (в том числе о помещении в детские дома), каких-либо копий документов получено не было. При этом в ответе Министерства образования и науки от ... г. №... указано, что нахождение в социальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о его отнесении к категории «ребенок, оставшийся без попечения родителей». При неоднократном обращении в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия ему сообщалось, что в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, он не значится в связи с отсутствием документов, подтверждающих данный статус. Для подтверждения своего социального статуса и включения в список ему необходимо к заявлению приложить соответствующие документы, подтверждающие отсутствие опеки со стороны родителей, которыми он не располагает. О наличии права в судебном порядке подтвердить свой статус ему разъяснили только во время отбывания наказания в <...>. В органах социальной защиты, опеки и попечительства ему постоянно говорили, что ему ничего не положено, не ознакамливали с нормативно-правовыми актами, тем самым сознательно нарушая его права. Поэтому просил признать его гражданином, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признать его нахождение в исправительных учреждениях уважительной причиной для восстановления сроков обращения, признать за ним право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилья.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Харченко Д.Г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, при этом суду пояснил, что в малолетнем возрасте он был оставлен матерью, остался без родительского попечения. Лишались ли его родители родительских прав, ему неизвестно. С малолетнего возраста до заключения под стражу в 1994 г. он постоянно находился в детских домах, интернатах. Затем на протяжении многих лет он отбывал наказание в виде лишения свободы, в связи с чем, не мог собрать документы и решить вопрос с жильем. Полагает, что он не был поставлен в очередь, не включен в список по вине ответчиков, не оказавших содействия в реализации жилищных прав.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Бадмаева Н.Б. против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Судом первой инстанции постановлено решение об отказе в удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе Харченко Д.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что суд оставил без внимания требование истца о признании гражданином, оставшимся без попечения родителей, то, что обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не ограничивается возрастом.

В заседание судебной коллегии истец Харченко Д.Г., представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ не явились, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия в соответствии с статьей 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Харченко Д.Г. родился ... г., его родителями являются ФИО12 Доказательств о лишении или ограничении родительских прав ФИО13 в деле не имеется. Отец истца Харченко ФИО14. умер ...., каких-либо сведений о судьбе матери истца не имеется.

В период с .... Харченко Д.Г. воспитывался в <...>

По путевке Министерства образования Республики Бурятия №... от ... г. Харченко Д.Г. был направлен в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <...> ... г. выбыл в <...> откуда был отчислен ... г. в связи с поступлением в 3 класс ГОУ <...> где закончил 9 классов. Затем был направлен в следственный изолятор г. Улан-Удэ, в связи с чем, обучение не завершил, был отчислен приказом №... от 02 ...

В периоды с ... Харченко Д.Г. отбывал наказание в виде реального лишения свободы, с <...> отбывал наказание в виде реального лишения свободы.

Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, то, что доводы истца Харченко Д.Г. о том, что в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей и он в установленном законом порядке не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями нашли свое подтверждение, однако, приняв во внимание, что истец достиг возраста 45 лет, по достижении совершеннолетия, затем по достижении возраста 23 лет и до настоящего времени истцом не было реализовано право на самостоятельное обращение с заявлениями в письменной форме о принятии на учет и о включении в указанный список, периоды нахождения Харченко Д.Г. в исправительных учреждениях не являлись непрерывными, чередовались с периодами нахождения на свободе продолжительностью до нескольких месяцев, к тому же, само по себе нахождение в местах лишения свободы не лишало истца права на направление письменных обращений, заявлений, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам закона.

В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций по другим фактам, имеющие юридическое значение.

Согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Из смысла приведенных норм права следует, что при наличии спора о праве заинтересованное лицо, в частности, вправе обратиться в суд с иском о признании права.

Обращаясь в суд, Харченко Д.Г. указывает, что от признания его гражданином, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, зависит реализация его права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в несовершеннолетнем возрасте он остался без попечения родителей и в установленном законом порядке не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 01.01.2023 года организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» была отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен был осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст.1).

В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно части 1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года №2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с пунктом 3.21 Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 6 марта 2014 года №88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абз. 1 п. 1 настоящей статьи.

Самостоятельно обратиться с заявлением о включении в список вправе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (абз.5 п.3 ст.8).

Абзацем 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Между тем, указанная правовая норма введена в действие Федеральным законом от 29.07.2018 года №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2019 года, то есть уже после приобретения истцом полной дееспособности и достижения им как совершеннолетия, так и 23-летнего возраста.

Следовательно, орган опеки и попечительства не имел полномочий для реализации возложенных на него законом обязанностей в отношении истца.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение 5 лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из ст.ст. 7,38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона №159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона №159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из материалов дела, в установленный законом срок истец с заявлением постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обратился.

Вместе с тем, как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие:

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Между тем, судом первой инстанции уважительных причин несвоевременной постановки Харченко Д.Г. на учет нуждающихся в жилом помещении установлено не было.

Довод о нахождении его в местах лишения свободы проверен.

Так, из материалов дела следует, что по достижению возраста 18 лет (...) Харченко Д.Г. отбывал наказание в воспитательно-трудовой колонии общего режима по приговору Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от ... года. Отбыл наказание в .... Далее находился в местах лишения свободы с ... года по приговору Кабанского районного суда г.Улан-Удэ от ....

Таким образом, с момента достижения совершеннолетия и до 23-хлетнего возраста Харченко Д.Г. находился на свободе более полугода в .... Однако, в данный период времени в органы опеки и попечительства он не обратился.

Не обратился в органы опеки и попечительства Харченко Д.Г. и по отбытию наказания по приговору Кабанского районного суда г.Улан-Удэ от ... года. Осужден был Советским районным судом г.Улан-Удэ ... года. Находился на свободе более года.

Далее из материалов дела следует, что Харченко Д.Г. был освобожден из <...> ... года по отбытию наказания. Осужден приговором Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ ... года к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года, находился под стражей с ... года.

По приговору Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от ... года условное осуждение Харченко Д.Г. было отменено, назначено наказание в виде 3 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, находился под стражей с ... года.

По приговору Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ... года Харченко Д.Г. было назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным определением Верховного Суда РБ от ... года наказание Харченко Д.Г. было смягчено.

По приговору Иволгинского районного суда Республики Бурятия от ... года Харченко Д.Г. было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Следовательно, Харченко Д.Г. находился на свободе с ... и с ... года.

Как следует из приговора Иволгинского районного суда РБ от ... года Харченко Д.Г. был освобожден по отбытию срока наказания ... года и с этого времени до взятия под стражу ... года также находился на свободе.

По отбытию наказания по приговору Иволгинского районного суда РБ от ... года Харченко Д.Г. был освобожден ... года.

Однако, под стражей находился с ... года, приговором Тарбагатайского районного суда РБ от ... года был осужден по ч.2 ст.228 УК РФ.

Таким образом, с момента достижения возраста 23 лет до настоящего времени у Харченко Д.Г имелась возможность обратиться в органы опеки и попечительства, в суд, истребовать необходимые доказательства, однако, данные действия он не произвел, доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих реализации истцом права постановки на учет, в том числе, уважительных причин невозможности соответствующего обращения до достижения 23-летнего возраста и после, Харченко Д.Г. ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не признал уважительными причины несвоевременной постановки Харченко Д.Г. на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, в удовлетворении требований истцу отказал в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд требование истца о признании гражданином, оставшимся без попечения родителей, незаконно оставил без удовлетворения, поскольку в мотивировочной части решения суда содержатся выводы о том, что истец относится к данной категории, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как установление данного статуса не повлечет в настоящее время для Харченко Д.Г. каких-либо юридических последствий.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2024 года

33-2169/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Харченко Дмитрий Геннадьевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Орган опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Богомазова Елена Андреевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
04.06.2024Передача дела судье
26.06.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2024Передано в экспедицию
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее