Дело № 12-175/2021
УИД 76RS0014-02-2021-000278-48
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 12 мая 2021 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Инкомпроект-Инвест» по доверенности Клементьевой Д.Н. на постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО 1 №41 от 09.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Инкомпроект-Инвест»,
установил:
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО 1 №41 от 09.02.2021 года открытое акционерное общество «Инкомпроект-Инвест» (далее также – ОАО «Инкомпроект-Инвест») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Из постановления следует, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Ярославской области поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: <адрес>, на параметры микроклимата в жилой квартире. Предоставление коммунальной услуги по отоплению в жилые помещения по адресу: <адрес>, согласно представленным счетам за коммунальные услуги, осуществляет ОАО «Инкомпроект-Инвест». При осмотре общих домовых помещений, изучения сведений, предоставленных в рамках Определения об истребовании сведений от 13.01.2021 года, инструментальных измерений параметров микроклимата в жилой комнате <адрес> было установлено, что жилая комната расположена на втором этаже двухэтажного здания. 15.01.2021 года при осмотре установлено, что отопление здания – централизованное от ведомственной котельной ОАО «Инкомпроект-Инвест». В комнате установлены два отопительных прибора под окнами, естественная вентиляция жилой комнаты предусмотрена путем притока через форточки. На момент проведения осмотра 15.01.2021 года в жилой комнате 20 были выявлены нарушения п.4.1 приложения 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 – температура в жилой комнате составляет 9,5 – 9,6 градуса С, при допустимых показателях - 18-24 градуса С (экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» №41/24 от 18.01.2021 года). Способ управления собственниками жилых помещений на момент проведения административного расследования не выбран. Собственником комнаты <адрес> мероприятия по подготовке жилой комнаты к эксплуатации в зимний период не проведены. По результатам административного расследования установлено, что юридическим лицом коммунальная услуга по отоплению предоставляется с нарушением действующего законодательства санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Температура воздуха в жилой комнате не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10. Требования, установленные СанПиН 2.1.2.2645-10, учитывая направленность санитарного законодательства, имеют превентивную цель недопущения угрозы жизни или здоровья человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний. При изложенных обстоятельствах, выявленные в ходе проведения административного расследования нарушения ведут к угрозе возникновения и распространения инфекций. Факт нарушения действующего санитарного законодательства подтвержден протоколом осмотра от 15.01.2021 года, экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» 341/24 от 18.01.2021 года.
Считая постановление незаконным и необоснованным, защитник ОАО «Инкомпроект-Инвест» на основании доверенности Клементьева Д.Н. в установленный срок обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить. В обоснование жалобы указано, что требования СанПиН 2.1.2.2645-10 предназначены для юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием. Строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Однако, деятельность ОАО «Инкомпроект-Инвест» применительно к дому №а по <адрес> не связана с вышеуказанной деятельностью. ОАО «Инкомпроект-Инвест» не является управляющей организацией, а является ресурсоснабжающей организацией для данного дома. Способ управления в данном доме не выбран. Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что ОАО «Инкомпроект-Инвест» является управляющей организацией и должно нести обязанности по содержанию общего имущества дома. ОАО «Инкомпроект-Инвест» осуществляется поставка коммунальных ресурсов без оформления письменного договора с жителями дома. Согласно пп. «г» пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 исполнитель обязан осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения. Граница ответственности ОАО «Инкомпроект-Инвест» ограничивается внешней границей стены дома. Кроме того, вина ОАО «Инкомпроект-Инвест» во вменяемом ему административном правонарушении не доказана, не подтверждается материалами административного дела. Замеры температуры в границах ответственности ОАО «Инкомпроект-Инвест» не проводились. Также административным органом в полной мере не исследовано состояние помещения и факторы, которые могли повлиять на снижение температуры в нем. Оконные рамы в помещении являются деревянными, ветхими, не утеплены, имеются трещины в оконных рамах в нескольких местах, а также промежутки между местами стыковки оконных рам, на окнах имеется наледь. Кроме того, не учтено, что помещение было признано непригодным для проживания, что может свидетельствовать о влиянии неудовлетворительного состояния помещения на микроклимат помещения и температуру в нем. Административным органом не было исследовано, проводились ли собственником помещения меры по подготовке к осенне-зимнему сезону. В Постановлении указано, что собственником комнаты <адрес> мероприятия по подготовке жилой комнаты к эксплуатации в зимний период не проведены. Снижение температуры могло также происходить по причине неудовлетворительного состояния отопительной системы. Административным органом не было учтено, что дом является старым, его системы, отопительные приборы в помещении не проверялись и не исследовались административным органом. В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимы е сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. ОАО «Инкомпроект-Инвест» не является собственником/владельцем помещения – комнаты № в <адрес> того, не была соблюдена процедура проведения замеров в помещении: видеозапись не производилась, при осмотре привлечен только один понятой ФИО 2, являющаяся собственником помещения № в данном доме. Кроме того, в протоколе осмотра отсутствует подпись лицам, составлявшего его. Кроме того, полагали, что имеются основания для освобождения ОАО «Инкомпроект-Инвест» от административной ответственности, применив положения о малозначительности. В случае установления судом состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, указали на наличие оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании защитник ОАО «Инкомпроект-Инвест» по доверенности Клементьева Д.Н. доводы жалобы поддержала.
Представитель административного органа Управления Роспотребнадзора по Ярославской области Марсаль Э.Г. в судебном заседании пояснила, что постановление №41 от 09.02.2021 года является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Действующие федеральные санитарные правила не предъявляют требования к оценке технического состояния квартиры. В полномочия Управления Роспотребнадзора по Ярославской области не входит описание состояния квартиры (помещения). В соответствии с действующими на момент проверки СанПиН система отопления и вентиляции жилого помещения должны обеспечивать допустимые условия микроклимата помещений. Измерить температуру до стены дома не представляется возможным. Температура воздуха регламентируется в жилом помещении. Поэтому были проведены измерения параметров микроклимата в жилом помещении.
Потерпевшая ФИО 3 в судебном заседании пояснила, что проживает в комнате <адрес>. Дом признан аварийным в 2021 году в связи с износом. Зимой в квартире очень холодно, температура воздуха составляет 8-10 градусов тепла, батареи холодные. Дом управляющей компанией не обслуживается. ОАО «Инкомпроект-Инвест» является ресурсоснабжающей организацией, поставляет тепло в дом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязательность соблюдения санитарных правил для всех без исключения граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на территории Российской Федерации (п. 3 ст. 39 Закона).
Действия (бездействие) ОАО «Инкомпроект-Инвест» квалифицировано по ст.6.4 КоАП РФ.
Согласно ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 6.4 КоАП РФ возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
В постановлении по делу об административном правонарушении №41/24 от 18.01.2021 года указано на нарушение ОАО «Инкомпроект-Инвест» требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии с экспертным заключением №41/24 от 18.01.2021 года, выполненным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» было проведено измерение параметров микроклимата 15.01.2021 года в комнате 1, 20, по результатам которого установлено, что параметры микроклимата в комнатах № в жилом <адрес> не соответствуют действующим санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
Температура воздуха в комнатах №, № в жилом <адрес> ООО «Инкомпроект-Инвест» не соответствует приложению 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно п.1.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствии с п.1.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что способ управления домом №а по <адрес> не выбран.
ОАО «Инкомпроект-Инвест» предоставляет коммунальные услуги по отоплению в <адрес>.
Письменный договор между ОАО «Инкомпроект-Инвест» и собственниками помещений <адрес> отсутствует.
В соответствии с п.24 раздела VII приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома, а для сетей газоснабжения - место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью. Сторонами может быть определено иное место границы ответственности за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.
К внутридомовым инженерным системам относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно ст. 103 Постановления Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Согласно ст. 104 Постановления Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно положениями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, среди прочего, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства.
Между тем, доказательства того, что нарушения качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в материалах дела отсутствуют.
Постановлением по делу об административном правонарушении не дана оценка доводам защитника о техническом состоянии дома и помещения, возможных причин снижения температуры в помещении. При этом в Постановлении указано, что собственником комнаты <адрес> мероприятия по подготовке жилой комнаты к эксплуатации в зимний период не проведены.
Таким образом, из представленных административным органом в материалы дела доказательств невозможно с достоверностью определить, что нарушение микроклимата в помещении № <адрес>, происходит именно в результате действий/бездействия ОАО «Инкомпроект-Инвест».
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При данных обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление № 41, вынесенное руководителем Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО 1 от 09.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ОАО «Инкомпроект-Инвест» прекращению в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области ФИО 1 №41 от 09.02.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Инкомпроект-Инвест», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Инкомпроект-Инвест» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С.Логвинова