Дело № 2а-10931/2019
Судья: Николаева Л.А. Дело № 33а-34/2020(4405/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 13 января 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Протодьяконова В.С.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
с участием представителя ответчика Федорова Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 31 октября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Неустроева А.Д., Неустроевой Л.Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Н., А. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии об исключении из списка получателей социальной выплаты участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», которым
постановлено:
Административный иск оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, указав о том, что 20 мая 2014 года их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РС (Я) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы". Решением межведомственной комиссии городского округа от 31 июля 2019 года их семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 г. Однако этой же комиссией 29 августа 2019 года они были исключены как из сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", так и списка получателей социальной выплаты в 2019 году на основании подпункта «г» пункта 24 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Считают данное решение незаконным, т.к. их семья ранее не получала какой-либо социальной выплаты из средств федерального, республиканского, местного бюджетов. Ссылаясь на нарушение своих прав, просят признать решение межведомственной комиссии от 29 августа 2019 года незаконным и обязать восстановить их в список под тем же номером с правом получения средств в 2019 году.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласны административные истцы.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. Представитель ссылается на то, что семья истца соответствует требованиям пункта 6 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 11 апреля 2018 года № 100, что в установленном порядке была признана нуждающейся в жилье и оснований для исключения из списка участников программы не имелось.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административных истцов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу подпунктов "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 была утверждена Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (в последствии - Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710).
В рамках данной государственной программы была разработана федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в составе которой в целях государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, выделена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительство Республики Саха (Якутия) 11.04.2018 г. приняло постановление N 100 «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)», которым был утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» (далее – Порядок).
Согласно п.6 Порядка участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является семья, имеющая одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя не превышает 35 лет на день принятия решения о включении в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, признанная нуждающейся в жилом помещении, имеющая доход, позволяющий получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Формирование списков молодых семей, ведение очереди, прием документов, их проверку осуществляют органы местного самоуправления (пункт 16).
В целях обеспечения эффективной реализации мероприятия формируется комиссия муниципального образования, полномочия которой устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 17).
Формирование списка молодых семей проходит в четыре этапа.
Так, в ходе первого этапа органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию, который утверждается комиссией.
В ходе второго этапа органы местного самоуправления формируют список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Данный список также утверждается комиссией.
Третий этап – формирование государственным заказчиком сводного списка участников мероприятия, представленных органами местного самоуправления.
Четвертый этап – утверждение государственным заказчиком списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (пункт 18).
Для участия в мероприятиях в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и необходимые документы.
Орган местного самоуправления после проверки сведений, содержащихся в представленных документах, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия (пункты 20 – 23).
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия являются, в том числе, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала (пункт «г» п. 24).
Из материалов настоящего дела видно, что административные истцы состоят в браке с _______ года, имеют двоих детей _______ и _______ годов рождения.
20 мая 2014 года данная молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в программу «Обеспечение жильем молодых семей» (1 этап).
Решением (протоколом № ...) межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» от 31 июля 2019 года семья была включена в список получателей средств в 2019 году, что подтверждается уведомлением от 06 августа 2019 года № ... (2 этап).
Решением этой же комиссии № ... от 29 августа 2019 года семья Неустроевых исключена из списка молодых семей на получение социальной выплаты в 2019 году без сохранения очереди (с исключением) в списке участников мероприятий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» по основанию, предусмотренному пунктом 24 «г» Порядка - в связи с использованием права на улучшение жилищных условий и получением социальной выплаты или иной формы господдержки за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы истцов, поскольку основания для исключения молодой семьи из списка участников государственной программы имеются.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Решение по настоящему делу приведенным выше требованиям не соответствует в силу следующего.
Обстоятельства, которые подлежат выяснению судом при рассмотрении дела об оспаривании решения государственного органа, органа или организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определены в части 9 статьи 226 КАС РФ. В частности, суд обязан проверить содержание оспариваемого решения на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 4 части 9), проверить наличие оснований для принятия оспариваемого решения и обоснованность его принятия (подпункт в пункт 3 части 9). При этом выводы, положенные государственным органом в основу принятого решения, должны быть подтверждены, то есть обоснованны.
В рассматриваемом случае исключение молодой семьи истцов было обусловлено тем обстоятельством, что Неустроева Л.Н. в 2012 году в составе семьи М. получила социальную выплату на оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Повышение доступности рынка многоквартирных жилых домов» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 03.02.2012 г. № 40.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Неустроев А.Д. и члены его семьи согласно имеющимся в деле письменным доказательствам до заключения договора купли-продажи объекта недвижимости и кредитного договора (от 22 апреля 2015 г.) не являлись нанимателями жилых помещений по договору социального найма, также не имели в собственности какого-либо жилья.
В силу этих обстоятельств 20 мая 2014 года данная семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в программу «Обеспечение жильем молодых семей».
Из буквального толкования подпункта «г» пункта 24 Порядка следует, что молодая семья не может быть включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем (государственной программы) в том случае, если она ранее уже воспользовалась правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов.
Однако материалы дела не содержат достоверных доказательств того обстоятельства, что данная семья в составе матери, отца и двоих малолетних детей получала какую-либо социальную выплату для улучшения жилищных условий.
Мать Неустроевой Л.Н. – М. - не является участником данной подпрограммы и соответственно не должна учитываться при проверке соответствия молодой семьи критериям подпрограммы. То, что она получила социальную выплату из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по программе «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 03.02.2012 г. № 40, не может являться основанием для исключения молодой семьи из списка участников мероприятий по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и получателей социальной выплаты в 2019 году.
Таким образом, вывод суда о том, что Неустроев А.Д. и его семья реализовали право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов, сделан при неправильном применении норм материального права.
Административным ответчиком не доказано, что обжалуемое решение основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих возникшие правоотношения, что семья административного истца перестала отвечать условиям участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Исходя из изложенного, а также доказанности факта нарушения прав и законных интересов административного истца и членов его семьи, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае обжалуемое решение не соответствует указанным требованиям, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения.
Права истца и членов его семьи подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, с возложением обязанности на Окружную администрацию г. Якутска Неустроевых в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2018-2022 годы» и в списке получателей социальной выплаты в соответствующем году.
Руководствуясь п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 31 октября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Неустроева А.Д., Неустроевой Л.Н. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Н., А. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения комиссии об исключении из списка получателей социальной выплаты участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» отменить и вынести по делу новое решение.
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии городского округа «город Якутск» Протокол № ... от 29 августа 2019 года об исключении семьи Неустроевых в составе четырех человек из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей" государственной" программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2018 - 2022 годы" и списка получателей социальной выплаты в 2019 году.
Обязать межведомственную комиссию городского округа «город Якутск» принять решение о восстановлении Неустроева А.Д., Неустроевой Л.Н., Н., А. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2018-2022 годы» и в списке получателей социальной выплаты в соответствующем году.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
В.С. Протодьяконов