27RS0020-01-2022-000443-41
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
5 апреля 2022 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края А.С. Дорогая, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица АО «Дальлеспром» на постановление должностного лица –начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Ромашовой В.Б. от 22.12.2021 №8/936-21 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Представитель АО «Дальлеспром» обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Ромашовой В.Б. от 22.12.2021 №8/936-21 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
В обоснование жалобы указал, что назначение наказания не должно нарушать баланс частных и публичных интересов, на отсутствие доказательств наличия негативных последствий выявленных нарушений, необходимость ежемесячной выплаты заработной платы работникам, на недопущение образования задолженности по оплате налогов и сборов. Усиление финансовой нагрузки Общества оплатой необоснованных чрезмерных сумм административных штрафов, что может создать существенные финансовые риски, снижение рентабельности хозяйственной деятельности компаний и увеличение себестоимости производства товаров и услуг, а также негативно сказаться на выполнении АО «Дальлеспром» действующих обязательств. В настоящее время у Общества имеются колоссальные долговые обязательства перед кредиторами. Более того, на финансовую деятельность общества повлияла ситуация с пандемией коронавирусной инфекции.
Просит применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, т.е. 150 000 руб.
В судебное заседание представитель юридического лица АО «Дельлеспром» не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, или иное управомоченное лицо административного органа, не явились, извещены в надлежащем порядке.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть жалобу по существу в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" наступает за нарушение правил заготовки древесины.
Частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Пунктом 12 (к) Правил заготовки древесины, утвержденных приказов Минприроды РФ от 01.12.2020 г. № 993 установлено, что не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, сучьев, хворост).
Пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2047 установлено, что в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодно для использования этих участков по целевому назначению, или работ по и рекультивации.
Пунктом 26 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 1614"Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочны остатков.
Пунктом 27 (б) Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 X 1614"Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края от 16.04.2021 № 292-рп "Об установлении особого противопожарного режима" на территории Николаевского района Хабаровского края установлен особый противопожарный режим до особого распоряжения.
Согласно акта осмотра лесосеки от 28 июля 2021 года № 894/1-2021 составленного заведующим филиалом "Лазаревское лесничество" КПС "Николаевское лесничество" Должностное лицо выявлено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в том, что в июле 2021 года при разработке лесосеки № 1 в квартале № 132 выделе 4 Нижне-Амурского участкового лесничества Лазаревского лесничества, выявлено, что на расстоянии 48 метров, азимут 210° от точки 6, не произведена очистка от порубочных остатков одновременно с заготовкой: оставлены завалы из спиленных деревьев длинной 3-5 метров, сучья и вершинные части срубленных деревьев на площади 0,1 га, были брошены неизмельченными и неприземленными. Срок окончания заготовки и вывозки 31 декабря 2021 года.
За данное правонарушение предусмотрено привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ "Нарушение правил заготовки древесины", ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ "Нарушения правил санитарной безопасности в лесах" и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров".
Доказательств того, что АО Дальлеспром» были приняты меры к надлежащему выполнению возложенных на него законом обязанностей по выполнению указанных правил и требований, судом не установлено, и со стороны АО «Дальлеспром» не представлено.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом осмотра лесосеки от 28.07.2021, протоколом об административном правонарушении № 8942-2021 от 23.09.2021, договором на аренду лесного участка №0215/2008 от 05.11.2008 и другими материалами дела.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами права, принимая во внимание характер совершенного АО «Дальлеспром» правонарушения, имущественное положение юридического лица, учитывая признание юридическим лицом вины, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства возможно признать исключительными, поскольку назначенный административным органом административный штраф в пределах санкции является для юридического лица обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения, в связи с чем назначенное наказание даже в минимальном размере – 300000 руб. не может рассматриваться судом как справедливое и соразмерное установленному судом правонарушению и фактическим обстоятельствам дела, отвечающее принципу индивидуализации назначенного наказания.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым снизить размер назначенного наказания и назначить его с учетом положений п.3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела, в размере 150 000 руб., что обеспечит назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица – начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Ромашовой В.Б. от 22.12.2021 №8/936-21 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.25, ч.1 ст. 8.31, ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300000 рублей - изменить, снизив АО «Дальлеспром» размер назначенного административного штрафа до 150 000 рублей, в остальной части вынесенное постановление оставить без изменения.
Жалобу защитника юридического лица АО «Дальлеспром» – считать удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Судья А.С. Дорогая