№ 2- 280/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лесозаводск 19 апреля 2017 г.
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Галаюда С.С.,
при секретаре Архиповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЛА к АО «хххххххх» в лице филиала АО «хххххххх» об обязании трудоустройства, взыскании материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
СЛА обратилась в суд с иском к АО «хххххххх в лице филиала АО «хххххххх» о взыскании материального и морального вреда.
В обоснование иска указала, что хх.хх.хххх по направлению КГБУ ЦЗН
г.Лесозаводска была направлена для трудоустройства в АО «хххххххх» в филиал «хххххххх»
г.Лесозаводска. В данной организации под различными предлогами ей отказывали в заключении трудового договора. хх.хх.хххх по направлению КГБУ ЦЗН она была повторно направлена в компанию для трудоустройства, но ей был дан отказ с формулировкой: «кандидатура отклонена в связи с наличием профессиональных вредностей и вредными факторами». Данный отказ считает незаконным, в связи с нарушением ст.37 Конституции РФ, ФЗ « О занятости населения в РФ»,
ФЗ № 181 «О защите прав инвалидов». Неправомерными и дискриминационными действиями работодателя ей нанесён материальный вред в размере неполученной заработной платы, указанной в направлении ЦЗН - 8 600 рублей за каждый последующий месяц со дня обращения, то есть с ноября 2016 по март 2017 включительно, что составляет 43 000 рублей.
В связи с тем, что в течение всего времени (уже 5 месяцев) ей приходится переживать, нервничать по поводу незаконных действий работодателя, ей нанесён моральный вред, который она оценивает в 300 000 рублей.
Истец в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, поддержала требования, изложенные в исковом заявлении. Дополнила, что суд должен обязать ответчика её трудоустроить, у директора предприятия нет причин отказать ей в работе. В течение 2-х часов после обращения к ответчику о принятии её на работу, документы были направлены в головную организацию. Секретарь в отделе кадров сказала, что по факсу отправляет документы в головную организацию, через 2 часа сказала, что её кандидатуру утвердили, и ей было предложено написать заявление о принятии на работу. На следующий день возникли непредвиденные обстоятельства, директор её пригласил в кабинет, там был юрист и Инна Павловна, фамилии не знает. Они сказали, что как работник она не нужна, директор сказал, что ему не нужен инвалид, нужен здоровый работник для того, чтобы проделывать тяжелую работу на косилке, ему не нужна эта головная боль и брать на работу он её не собирается в связи с вредными факторами. По квоте она имеет право на работу, за смену косить можно не более 30 минут, она шла по программе от ЦЗН, и они не могли ей отказать. Ответчик обещал дать официальный ответ о причине отказа, ей ответчик данные документы не выдал. Позже её пригласили и вручили ответ о том, что ей пришел отказ в работе из головной организации, мотивировали отказ вредными факторами, какими именно, не указали. Изначально ей одобрили прием на работу, после этого начались нападки, говорили, что она худая, не справится с косилкой, были сплошные оскорбления. У неё третья группа инвалидности, она устраивалась на работу по программе инвалидов. На тот момент были две свободные ставки, но ответчику на работу не нужен инвалид, им нужен здоровый мужчина. Просит обязать ответчика трудоустроить её, взыскать с ответчика в возмещение материального вреда 51 600 рублей (43 000 + 8 600 дополнительно за март месяц) и в возмещение морального вреда 300 000 рублей.
Представитель ответчика КСВ действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Дополнил, что со слов исполняющей обязанности ДЕА им стало известно, что истец собиралась подумать устраиваться ли ей на работу, узнав об обязанностях, которые входят в обязанности рабочего по уборке территории. Организация не отказала истцу в приёме на работу, истец сама отказалась от работы. Их отказа от предоставления работы не было. После того, как истец ознакомилась с условиями работы, она сказала, что подумает, затем отказалась, забрала документы и ушла. Решения о том, что она устроена на работу, принято не было. По результатам аттестационной оценки условий труда было выявлено, что имеются вредные условия труда у уборщика территории. Оценку проводила независимая комиссия на предмет вредности и сохранение социальной гарантии вредных факторов. Труд женщины на данную должность не применим, это установлено в результате исследований комиссии. Была установлена степень тяжести на данную должность, которая составила 3,1 единицы, для инвалида такая степень тяжести недопустима. У каждого работника имеется должностная инструкция, даже у уборщика территории. В акте оценки специальных условий труда обозначены все вредные факторы.
Свидетель ДЕА. показала, что истец обращалась к ним по поводу работы, в ноябре 2016 пришла с направлением от Центра занятости населения. В направлении было выделено, что устраивается человек, имеющий группу инвалидности. Квота для устройства инвалидов на работу в их организации имеется, но для этого места есть противопоказания, а именно ограничения по условиям труда, уборщиком территории не может работать женщина - инвалид. Проведена специальная оценка условий труда в июле 2016, на основании которой имеются ограничения при приеме на данную вакансию. Результаты оценки были в декабре, в ноябре ещё результатов не было. Истец предоставила документы, она их отсканировала и отправила в головную организацию. По результатам согласования пришли к выводу, что на данный момент не были готовы аттестационные оценки условий труда. Она истцу сказала, что у неё будет невысокая зарплата, 4 000 рублей на неполную ставку. На следующий день директор, начальник отдела, заведующий административно - хозяйственного отдела, сотрудник службы охраны труда разъяснили истцу все условия работы: график работы, обязанности, вредности. Объяснили, что работник должен проводить выкос травы, убирать снег, оказывать помощь на складе с коробками и ящиками. Истец сказала при всех, что ей нужно время на обдумывание своего заявления о приёме на работу. В начале разговора она присутствовала, затем она ушла исполнять обязанности секретаря, дальше они беседовали в её отсутствие. После этого она на направлении истца из ЦЗН написала о вредности условий труда, с разъяснениями о том, что на данную должность имеются профессиональные вредности, это было дописано ею по просьбе истца. Когда они все беседовали у начальника в кабинете, созванивались с работником ЦЗН, она спросила ее, что делать с истцом по трудоустройству, в свете того, что истец не очень желает на данном месте трудиться, ей ответили, что если имеются профессиональные вредности, то указать на это, сказали, что её ответ можно будет считать корректным. Приказ приступить к работе в отношении истца не издавался, если бы истец пожелала работать, её бы устроили на работу и она бы вышла на работу, но на работу не вышла. Вакантное место оставалось в организации и истцу снова в январе 2017 дали направление для трудоустройства, но она не могла быть трудоустроена, так как к этому времени уже пришли результаты специальной оценки труда, истец не подходила на данную должность. Руководством было рассмотрено направление истца на трудоустройство и её реабилитационная карта, истец не подходила по условиям труда на рабочее место, которое было в их организации.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика КСВ свидетеля ДЕА., исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2); в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом
(ст.7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 ч.2); защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство являются предметами совместного ведения РФ (ст.72 п. «б», «ж» и «к» ч.1).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Статьей 13 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 1 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Согласно пункту 3 указанной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником-инвалидом.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1024н
(ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.
Как установлено в судебном заседании, согласно Индивидуальной программы реабилитации инвалида (карта № хх к акту освидетельствования № хх.№ хх от хх.хх.хххх) способности СЛА. (истец) к трудовой деятельности степень ограничения - первая. Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда: противопоказано - работа с опасностью для жизни больного или других лиц, доступно - работа без опасности для жизни больного и других лиц.
Согласно Карты специальной оценки условий труда № хх от хх.хх.хххх уборщик территории 1 разряда административно-хозяйственного отдела, на данной должности установлен фактор вредности с итоговым классом (подклассом) условий труда 3.1, в том числе: химический - 2, шум - 3.1, вибрация локальная - 3.1, тяжесть трудового процесса - 2. Используемое оборудование: бензотриммер, лопата, метла.
Рекомендации по подбору работников установлено: возможность применения труда женщин - нет (Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. № 162, п.1), возможность применения труда инвалидов - да (по медицинским показаниям).
Согласно протокола № хх измерений и оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса на рабочем месте уборщика территорий
1 разряда, дата проведения хх.хх.хххх, представлено краткое описание работы: работник в течение смены осуществляет уборку территории, в тёплый и холодный период года ведёт очистку территории. Динамическая нагрузка с участием мышц корпуса, рук и ног составляет до 40 000 кмг. Выполняя трудовые операции, совершает стереотипные рабочие движения. Постоянно перемещает груз весом до 7 кг, периодически поднимает груз весом 20 кг с пола. При удержании орудий труда испытывает статистическую нагрузку на мышцы рук и плечевого пояса. Выполняя трудовые операции, совершает стереотипные рабочие движения до 15 в минуту в среднем по 4 часа около 3 600. Величина статистической нагрузки при удержании инструмента с участием мышц корпуса и ног – до 11 000 кгс*с. Совершает наклоны корпуса до 100 раз за смену. Перемещение в пространстве, обусловленное технологическим процессом, по горизонтали составляет до 5 км.
Согласно заключения условия труда по показателям тяжести трудового процесса (для мужчин) относится к классу 2.
Согласно Норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденных Постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх, предельно допустимая масса груза при подъеме и перемещении тяжестей не должна превышать 10 кг при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) и 7 кг при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены.
Согласно требований ст.253 ТК РФ запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ,
закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не предоставлено полных и достоверных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, подтверждающих реальный отказ её в приеме на работу ответчиком хх.хх.хххх, из анализа представленных ответчиком доказательств следует, что истец сама по факту отказалась от выхода на работу, по явке истца по вопросу трудоустройства хх.хх.хххх в трудоустройстве истцу ответчиком отказано правомерно, в связи с наличием реальных противопоказаний, установленных аттестацией рабочего места, поэтому исковые требования СЛА. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска СЛА к АО «хххххххх» в лице филиала АО «хххххххх» об обязании трудоустройства, взыскании материального и морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения.
решения в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2017 г..
Судья С.С.Галаюда