Гр. дело № 2-1513/2023
УИД 05RS0021-01-2023-001022-78
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
11 мая 2023 года г. Каспийск
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Салиховой А.А.,
при участии старшего помощника прокурора <адрес> – Магомедова Ш.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» об обязании принять меры по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора <адрес> Мирзоев М.О. обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации ГО «<адрес>» с требованиями об обязании Администрации ГО «<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по демонтажу рекламных конструкций в количестве девяти штук, незаконно установленных по <адрес> РД от поворота на «Театро» до светофора на перекрестке улиц Акулиничева и Молодежная, а также по автомобильной дороге «Махачкала – Каспийск – Аэропорт», поворот на <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой <адрес> по поручению Прокуратуры Республики Дагестан на основании обращения, поступившего из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории муниципального образования ГО «<адрес>» в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог «Махачкала – Аэропорт» по <адрес>, ул. 7-я линия <адрес> РД незаконно установлены рекламные конструкции. В связи с выявленными нарушениями Прокуратурой в адрес главы ГО «<адрес>» направлено представление об устранении нарушений законодательства о рекламе и демонтаже указанных незаконно установленных рекламных конструкций, однако ответчиком соответствующие меры по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций не приняты. Поскольку незаконное размещение рекламных конструкций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог нарушает требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе», а также ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушая требования норм законодательства в сфере безопасности дорожного движения, первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанными выше требованиями.
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Магомедов Ш.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представители Администрации ГО «<адрес>» в судебное заседание не явились. Сведения о надлежащем извещении и ответчика о месте, дате и времени судебного разбирательства представлены в материалах дела. Ходатайств, возражений по существу заявленных требований от представителей ответчика в суд не поступало.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 указанного Постановления).
В соответствии с п. 1. ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kaspiyskiy.dag.sudrf.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 ГПК РФ.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, на основании положений ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Администрации ГО «<адрес>» в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным положениями ст. 12 ГК РФ относится восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».
На основании ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Как установлено ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе», заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По смыслу части 15 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» основаниями для принятия органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции являются: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента (п. 1); несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (п. 2); нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта (п. 3); нарушение требований, установленных частью 5 в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи (п. 6).
В соответствии с требованиями ч. 10 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу положений ч. 21 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
На основании ч. 21.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе», если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 21.2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе», если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру Республики Дагестан поступило обращение министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан которым сообщается, что в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог «Махачкала – Аэропорт», «Махачкала – Турали – Каспийск», «Махачкала – В.Гуниб» самовольно, без согласования с ГКУ «Дагестанавтодор», осуществляющим полномочия собственника указанного имущества, установлены рекламные конструкции. Так, из указанного обращения следует, что в пределах административной территории ГО «<адрес>» на участке автомобильной дороги «Махачкала – Аэропорт с подъездом к <адрес>» км 9+000 – км 10+000 незаконно установлены рекламные конструкции в количестве 10 шт.; на подъезде к городу Каспийску – 20 шт.; на участке автомобильной дороги «Махачкала – Турали – Каспийск» км 6+700 – км 12+100 незаконно установлены рекламные конструкции в количестве 60 шт.
Прокуратурой <адрес> в адрес главы городского округа «<адрес>» направлено представление № от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которого следует, что проверкой, проведенной органами Прокуратуры, установлены факты неправомерной установки рекламных конструкций в пределах административных границ ГО «<адрес>» в отсутствие соответствующих разрешений. В ходе выездных проверок выявлено более 100 незаконно размещенных рекламных конструкций, расположенных в пределах. На указанных основаниях Прокуратурой <адрес> направлены требования об установлении виновных в допущенных нарушениях закона должностных лиц Администрации ГО «<адрес>», а также о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также по демонтажу всех незаконно установленных рекламных конструкций.
Как следует из разъяснений, содержащихся в исковом заявлении, ответчиком меры по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на момент обращения в суд с настоящим исковым заявлением не приняты.
Пунктом 1. ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленными доказательствами подтверждается, что ответчиком допущены нарушения требований законодательства, выразившиеся в непринятии соответствующих мер по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, выявленных по результатам проверки, проведенной Прокуратурой <адрес>. Оснований не доверять результатам проверки, проведенной Прокуратурой <адрес>, у суда отсутствуют.
При этом стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений законодательства, указанных в исковом заявлении, либо принятие ответчиком соответствующих мер по демонтажу перечисленных в исковом заявлении самовольно установленных рекламных конструкций в порядке, предусмотренном частями 21-21.2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе»
Поскольку непринятие ответчиком предусмотренных законодательством мер по демонтажу рекламных конструкций, установленных в отводах автомобильных дорог в отсутствие соответствующего разрешения, с нарушением технических регламентов, без заключения соответствующих договоров с собственником недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, ведет к нарушению прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также существенного материального ущерба, суд признает исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» об обязании принять меры по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций – удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять меры по демонтажу рекламных конструкций в количестве 9 (девяти) штук, незаконно установленных по <адрес> Республики Дагестан от поворота на «Театро» до светофора на перекрестке улиц Акулиничева и Молодежная, а также по автомобильной дороге «Махачкала – Каспийск – Аэропорт», поворот на <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.И. Джамалдинова