Решение по делу № 3а-53/2020 от 31.10.2019

Дело № 3а-53/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь                                  16 марта 2020 года

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокуроров прокуратуры Пермского края – Синевой А.М., Масленниковой И.А.,

представителя административного истца Отегова – Серяковой Е.Ю., действующей на основании ордера,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Постановление № 944-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 2 - Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Указанное Постановление № 944-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2017, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 48, 04.12.2017 года, вступило в силу с 01 января 2018 года.

    Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённый постановлением №944-п, содержит в себе Таблицу 2 – Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень). Под № 343 в Перечень включено помещение площадью 268,6 кв.м. с кадастровым номером **442 находящееся в здании по адресу: **** с кадастровым номером **22 (далее Помещение).

Отегов Александр Сергеевич (далее по тексту также - административный истец), являясь собственником Помещения, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 343 Перечня.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение Помещения в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит действующим законам, нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Административный истец Отегов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, полагает, что Помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости, подлежащим включению в Перечень. Помещение, принадлежащее Отегову А.С. не является офисным, а используется для размещения ресторана.

Административный ответчик Правительство Пермского края, заинтересованное лицо Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, представителя в судебное заседание не направили. Правовая позиция административного ответчика Правительства Пермского края изложена в письменном отзыве на иск, из которого следует, что на основании сведений о площади нежилых помещений в многоквартирном жилом доме и данных о назначении помещения как офисного, отраженным в Едином государственном реестре недвижимости, имелись основания для включения Помещения в Перечень в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования не обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.

Статьей 402 поименованного кодекса субъектам Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 приведенной статьи, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе, видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие с 01.01.2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того включены ли объекты налогообложения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как определено положениями пункта 7 вышеуказанной статьи - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее Министерство) уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.Постановлением Правительства Пермского края № 944 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством Перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в пункт 696 указанного Перечня включено Помещение.

Постановление № 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 Указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемого нормативно правового акта, суд нарушений не установил, акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что не оспаривается административным истцом.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановления № 944-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Помещения в Перечень.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения Помещения в оспариваемый Перечень.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе отношении: нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, при наличии двух условий:

- назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания,

- общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах).

Проверив доводы административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие на момент формирования и утверждения Перечня предусмотренных законодательством оснований для включения в него спорного объекта недвижимости.

Установлено, что административный истец является собственником нежилого помещения 268,6 кв.м., назначение: нежилое, с кадастровым номером **442 находящегося на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: **** с кадастровым номером **22, что подтверждается выпиской из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости, копией свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д. 12).

Как следует из объяснений представителя административного ответчика, спорное Помещение включено в Перечень, поскольку согласно сведениям ЕГРН общая площадь нежилых помещений в многоквартирном жилом доме превышает 1 000 кв.м., назначение нежилого помещения с кадастровым номером **442 – офис, согласно наименованию помещения, отраженного в ЕГРН (л.д. 47). Обследование Помещения на предмет определения его фактического использования уполномоченным органом (Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям) не проводилось.

Согласно материалам дела, площадь нежилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: **** с кадастровым номером **22 была установлена ответчиком на основании сведений полученных от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» в лице Пермского филиала, направленного в адрес Министерства (л.д. 46, 47).

Выпиской ЕГРН и сведениями Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» следует, что общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с кадастровым номером **22, распложенном по адресу: **** составляет 30 392,9 кв.м.; общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 4 051,1 кв.м.

Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что административный истец Отегов А.С. приобрел нежилое помещение с кадастровым номером **442 в 2013 году, помещение не являлось офисным, а предназначалось для размещения объекта общественного питания – ресторана. На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорное Помещение использовалось как ресторан. Данные пояснения представителя административного истца подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д. 12), копией договора купли-продажи Помещения от 26.07.2013 № КП-6169, сведениями технического паспорта нежилого помещения, составленного по состоянию на 23.11.2011 (л.д. 14-15). Из плана нежилого помещения и экспликации к нему следует, что нежилое Помещение имеет площадь 268,6 кв.м., состоит из следующих частей: 2 обеденных зала (75,9 кв.м. и 48,5 кв.м.), тамбуры, гардеробы, кабинка, мойка, горячий цех, прачечная, коридоры, склад, санузлы, гарманже, кабинет, овощной цех (технический паспорт Помещения).

Принимая во внимание то, что в Едином государственном реестре недвижимости на дату принятия оспариваемого нормативно правового акта сведений о назначении Помещения в качестве офисного не имелось, документ, представленный административным ответчиков (л.д. 47) выпиской из ЕГРН не является и достоверность сведении, отраженных в ЕГРН не подтверждает. Судом установлено, что назначение Помещения согласно сведениям ЕГРН является нежилым.

Таким образом, принимая во внимание, что площадь нежилых помещений в многоквартирном доме с кадастровым номером **22, расположенном по адресу: **** превышает 1000 кв.м., при оценке обстоятельств необходимости включения Помещения с кадастровым номером **442 в Перечень следовало исходить из назначения помещения и его фактического использования. Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативно правового акта и на день рассмотрения дела судом, Помещение фактически используется для размещения объекта общественного питания (ресторана), о чем заявил административный истец и что подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для включения Помещения в Перечень.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения Помещения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующим пункта 343 Перечня, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Отегова Александра Сергеевича о признании недействующим со дня принятия пункта 343 таблицы 2 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 27.03.2020.

Судья: подпись                                

3а-53/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Пермского края Юмшанов А.А.
Отегов Александр Сергеевич
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
31.10.2019Регистрация административного искового заявления
01.11.2019Передача материалов судье
01.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2019Предварительное судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее