№ 2-321/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2017 года г. Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Жучковой М.Д.,
при секретаре Хисматуллиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилимьянова Р.В. к ООО СК «Кардиф» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Гилимьянов Р.В. обратился в суд с иском к ООО СК «Кардиф» о защите прав потребителя.
Истец просит (с учетом уточнений) признать ничтожными условия договора страхования от 27.08.2013г., взыскать сумму страховой премии в размере 47997.17 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16327,83 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, штраф в пользу потребителя, за оказание юридических услуг 10000 руб., почтовые расходы 103 руб.
В обоснование иска указано, что 27.08.2013г. между Гилимьяновым Р.В. и ООО «Сетелем Банк» был заключен кредитный договор на сумму 453 900 рублей сроком исполнения 60 месяцев. Банк обязал истца включить в стоимость кредита оплату за подключение к программе коллективного страхования от несчастных случаев и болезней заемщиков в размере 47997,17 рубля, указав в качестве страховой компании ООО СК «Кардиф». Из текста кредитного договора следует, что кредит не подлежал выдаче без заключения договора страхования. Истец обратился в банк с претензией о возврате уплаченных денежных средств за договор страхования. ООО «Сетелем Банк» законные требования потребителя в добровольном порядке удовлетворить отказалось, сославшись, что истец должен обратиться к страховщику.
Истец Гилимьянов Р.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Ибрагимов М.Х. исковые требования поддержал. Пояснил, что заемщик был лишен возможности заключить кредитный договор без страхования, не мог выбрать другую страховую компанию, другой страховой тариф. Истцом не выбран ни один из видов страхового риска.
Истец, представители ответчика и третьего лица ООО «Сетелем банк» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, от ответчика поступили письменные возражения.
Выслушав представителей истца, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор страхования относится к отдельным видам обязательств и является самостоятельным видом договора.
Статьей 927 ГК РФ предусмотрено, что страхование может носить обязательный характер только в случаях, предусмотренных законом. Согласно ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
27.08.2013 года между Гилимьяновым Р.В. и «Сетелем Банк» (ООО) заключен договор о предоставлении целевого потребительского кредита. Согласно разделу 1.1.1 «Информация о кредите» в сумму кредита в том числе входит плата за подключение к Программе коллективного страхования или оплата страховой премии по договору страхования со страховой компанией, указанной в п.1.1.7, если применимо согласно п.7.6 договора.
В п.7.6 договора проставлена галочка в графе «клиент выражает согласие на заключение договора страхования с выбранной страховой организацией. Указанной в п.1.1.7 договора, а также просит банк предоставить кредит на оплату страховой премии по договору страхования. При этом в п.1.1.7 договора указана страховая компания ООО СК «Кардиф».
В связи с чем суд находит необоснованным довод истца о том, что до него не доведена информация о возможности выбора заключения договора страхования. В договоре информация о страховании приведена в альтернативном варианте, кредит со страхованием или без него, способ страхования и способ его оплаты является выбором заемщика.
Кроме того, довод о навязанности банком услуги страхования является основанием оспаривания условия кредитного договора, а не самого договора страхования.
27.08.2013г. между истцом и ООО СК «Кардиф» заключен договор страхования заемщиков по целевым потребительским кредитам по страховым рискам: смерть застрахованного лица в результате несчастного случая или болезни, полная постоянная утрата трудоспособности в результате несчастного случая или болезни, недобровольная потеря работы, временная утрата трудоспособности в результате несчастного случая или болезни.
Таким образом, довод истца о несогласованности предмета договора, а именно видов страховых рисков также является необоснованным.
Согласно п.21 договора страхования размер страховой суммы зависит от вида состоявшегося страхового события. Однако, поскольку виды страховых рисков согласованы сторонами, довод истца о произвольности указания размера страховой суммы является необоснованным.
Согласно пунктом 3 статьи 947 ГК РФ в договорах личного страхования и договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" страховая сумма есть денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Положением пункта 2 статьи 10 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" также установлено, что при осуществлении личного страхования страховая сумма или способ ее определения устанавливается страховщиком по соглашению со страхователем в договоре страхования.
Таким образом, указанные нормы страхового законодательства оставляют размер страховой суммы и порядок ее определения на усмотрение сторон договора страхования.
Истец выразил желание заключить с ответчиком договор страхования заемщиков кредита, лично подписав его. При этом сведений о том, что в результате действий (бездействия) ответчика и 3-го лица истец не мог заключить договор страхования с иным страховщиком, в материалах не имеется.
Из приведенного следует, что при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком достигнуто соглашение о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора (п. 2 ст. 942 ГК РФ), договор заключен в письменной форме (пункты 1, 2 статьи 940 ГК РФ), договор добровольного страхования содержит все существенные условия.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств, указывает на то, что истец на стадии заключения кредитного договора располагал полной информацией о предложенной ему услуге по заключению договора страхования, возражений против заключения договора страхования, против предложенной страховой компании и условий договора страхования не заявил, от оформления кредитного договора и получения кредита на указанных условиях не отказался, добровольно и осознанно принял на себя права и обязанности, связанные с договором страхования.
Доказательств того, что отказ истца от заключения договора страхования жизни и здоровья мог повлечь отказ в заключении кредитного договора то есть имело место запрещенное пунктом 2 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" обусловливание приобретения услуг кредитования приобретением услуг страхования, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания договора страхования недействительным, поскольку страхование жизни и здоровья заемщика является допустимым способом обеспечения возврата кредита (пункт 1 статьи 329 ГК РФ) и не противоречит закону (статья 421), при этом, истец с требованием о расторжении договора страхования жизни и здоровья в страховую компанию не обращался.
С учетом установленных обстоятельств, отсутствуют правовые основания для признания недействительным договора страхования и взыскания со страховой компании страховой премии, а также и в части взыскания с ответчика процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, штрафа, так как действиями ответчика права и законные интересы истца нарушены не были.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░ 2017░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.