Дело № 3а-22/2022
59OS0000-01-2021-000602-27
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Корольковой А.А.,
представителя административного ответчика Конюшевич И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» об оспаривании решений государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 4 августа 2021 года № ОРС-59/2021/001343, от 4 августа 2021 года № ОРС-59/2021/001344, от 4 августа 2021 года № ОРС-59/2021/001357, от 4 августа 2021 года № ОРС-59/2021/001345, об установлении кадастровой стоимости нежилых объектов капительного строительства с кадастровыми номерами **:123, **:33, земельных участков с кадастровыми номерами **:13, **:1830 в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Тандер» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании решения ГБУ «ЦТИ ПК» от 4 августа 2021 года №№ ОРС-59/2021/001343, ОРС-59/2021/001344, ОРС-59/2021/001357, ОРС-59/2021/001345 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов капительного строительства с кадастровыми номерами **:123, **:33, земельных участков с кадастровыми номерами **:13, **:1830 в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате налога. Решениями государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 4 августа 2021 года №№ ОРС-59/2021/001343, ОРС-59/2021/001344, ОРС-59/2021/001357, ОРС-59/2021/001345 отказано в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере равном их рыночной стоимости. Административный истец полагает, что указанные решения бюджетного учреждения не соответствуют требованиям части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Административный истец АО «Тандер» извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Конюшевич И.Е. в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований, с выводами судебной экспертизы согласилась.
Заинтересованные лица Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Управление Росреестра по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Пермскому краю, Правительство Пермского края, администрация Соликамского городского округа, администрация города Перми, ООО «Камастрой», Пискунов Р.А., Кичигин Д.Н. в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Управлением Росреестра по Пермскому краю, администрациями Соликамского городского округа и города Перми направлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Частями 1 и 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок перехода от применения статьи 22 к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который зависит от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 названного закона.
На территории Пермского края такой датой является 1 января 2021 года, что следует из содержания постановления Правительства Пермского края от 11 декабря 2020 года № 973-п «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
С 1 января 2021 года на территории Пермского края кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости устанавливается Государственным бюджетным учреждением «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ. При этом, согласно части 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в суде в порядке административного судопроизводства может быть оспорено только решение бюджетного учреждения; одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что акционерное общество «Тандер» является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером **:13, общей площадью 11233 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Пермский край, Соликамский городской округ, город Соликамск, улица Молодежная, дом 8а (1/3 доли в праве);
- земельного участка с кадастровым номером **:1830, общей площадью 1691 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Индустриальный район, улица Стахановская, 11;
- объекта недвижимости с кадастровым номером **:33, наименование «1-этажное кирпичное здание магазина с подвалом (лит.А)», назначение «нежилое здание», площадью 1455,5 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Мотовилихинский район, улица Ким, дом 9;
- объекта недвижимости с кадастровым номером **:123, наименование «нежилое помещение», общей площадью 456 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, город Чайковский, улица Кабалевского, дом 25/1.
Правовой интерес административного истца в определении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости основан на положениях пункта 2 статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае».
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **:13, **:1830 определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2019 года и составляет 16 089 727,79 рублей и 23 092 371,06 рублей соответственно, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером **:33 определена приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года и составляет 61 520 550,02 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **:123 определена актом государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 30 августа 2019 года № 321 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 18 сентября 2018 года и составляет 15 179 077,2 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административным истцом 5 июля 2021 года в ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» поданы заявления об установлении рыночной стоимости с приложением отчета об оценке объекта капитального строительства с кадастровым номером **:123, земельных участков с кадастровыми номерами **, **:13 в размере их рыночной стоимости от 21 мая 2021 года № 23/9/2021, отчета об оценке объекта капитального строительства с кадастровым номером 59:01:4311090:33 от 21 мая 2021 года № 23/10/2021 по состоянию на дату оценки 21 мая 2021 года, составленные оценщиком ООО «Оценка. Право. Кадастр» С.
4 августа 2021 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственным бюджетным учреждением «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» приняты мотивированные решения №№ ОРС-59/2021/001343, ОРС-59/2021/001344, ОРС-59/2021/001357, ОРС-59/2021/001345 об отказе в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Основаниями к отказу в удовлетворении заявлений послужили обстоятельства несоответствия представленных отчетов об оценке требованиям: статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 ФСО № 3, подпункту «д» пункта 22 ФСО № 7 для отчета № 23/9/2021; статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункту 5 ФСО № 3, подпункту «г» пункта 24 ФСО № 7 для отчета № 23/10/2021.
На основании определения Пермского краевого суда от 10 ноября 2021 года экспертом общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «ПРАЙС» К. представлено экспертное заключение от 20 декабря 2021 года № 50-1/21 (том 1, том 2), согласно которому отчеты об оценке от 21 мая 2021 года №№ 23/9/2021, 23/10/2021 не соответствуют требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки. Допущенные недостатки и неточности, влияют на итоговый результат рыночной стоимости объектов оценки.
Для отчета об оценке от 21 мая 2021 года № 23/9/2021 выявлены несоответствия следующим нормам: пункты 10, 11 ФСО № 7, подпункты «г», «е», «ж», «и» пункта 24 ФСО № 7, пункт 29 ФСО № 7, пункты 5, 13 ФСО № 3, статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (страницы 9-14, том 2 экспертного заключения).
Для отчета об оценке от 21 мая 2021 года № 23/10/2021 выявлены несоответствия следующим нормам: пункты 10, 11 ФСО № 7, подпункты «г», «е», «ж», «и» пункта 24 ФСО № 7, пункт 29 ФСО № 7, пункты 5, 12, 13 ФСО № 3, статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (страницы 9-14, том 1 экспертного заключения).
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами (заключение эксперта) подтверждены обстоятельства обоснованности выводов, приведенных в оспариваемых решениях бюджетного учреждения, то есть установлены нарушения тех же требований ФСО, что и указаны в решении ЦТИ, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными оспариваемых решений бюджетного учреждения от 4 августа 2021 года.
В связи с тем, что выявленные недостатки и неточности представленных административным истцом отчетов влияют на итоговый результат оценки, на основании определения Пермского краевого суда от 10 ноября 2021 года экспертом ООО «Оценочная компания «ПРАЙС» К. определен размер рыночной стоимости объектов оценки в следующих размерах: для объекта капитального строительства с кадастровым номером **:123 - в размере 13 320 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года, для объекта капитального строительства с кадастровым номером **:33 - в размере 38 500 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года, для земельного участка с кадастровым номером **:13 - в размере 13 400 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года, для земельного участка с кадастровым номером **:1830 - в размере 11 220 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.
В данном случае заключение эксперта от 20 декабря 2021 года № 50-1/21 (том 1, том 2) может быть использовано в качестве надлежащего доказательства, в том числе и в части размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Представленное экспертное заключение сторонами не оспорено, соответствующие ходатайства не заявлены.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта К. относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
С учетом изложенного, заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами **:123, **:33, **:13, **:1830 следует установить равной их рыночной стоимости в размере 13 320 000, 38 500 000, 13 400 000, 11 220 000 рублей соответственно по состоянию на 21 мая 2021 года.
Заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в бюджетное учреждение 5 июля 2021 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования акционерного общества «Тандер» удовлетворить в части.
В удовлетворении требований о признании незаконными решения государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 4 августа 2021 года №№ ОРС-59/2021/001343, ОРС-59/2021/001344, ОРС-59/2021/001357, ОРС-59/2021/001345 – отказать.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером **:123 равной его рыночной стоимости в размере 13 320 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером **:33 равной его рыночной стоимости в размере 38 500 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **:13 равной его рыночной стоимости в размере 13 400 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **:1830 равной его рыночной стоимости в размере 11 220 000 рублей по состоянию на 21 мая 2021 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 июля 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья /подпись/