Дело № 2 - 605/ 2015год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 октября 2015 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Гладковой Е.Л., с участием представителя истца Липецкой Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, Межрайонной ИФНС №7 по Ивановской области о признании права собственности на земельную долю Громова Леонида Ивановича,
у с т а н о в и л:
Администрация Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация, истец) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества в Ивановской области) о признании права собственности на 1/352 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:14:050218:1, общей площадью 17826761 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, Пучежский муниципальный район, Мортковское сельское поселение. В обоснование заявленных требований истец указал, что решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемого хозяйства от июня 1992 года был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями, всего 352 человека. В указанном списке, среди прочих, указан Громов Л.И., который являлся собственником земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный на территории бывшего колхоза «им. Кирова». Громов Л.И. не распоряжался земельной долей в установленном законом порядке более трех лет. 30 сентября 2009 года Громов Л.И. умер, наследников после его смерти нет. Список собственников невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на территории бывшего СПК «Кирова» был опубликован в газете «Пучежские вести» от 06.12.2011 г. и газете «Ивановская газета» от 23.12.2011 г. Однако, соответствующих обращений от ответчика не последовало, что свидетельствует о не желании нести бремя собственности.
В судебном заседании представитель истца Липецкая Г.Ф. исковые требования поддержала по основаниям заявления.
Администрация ТУ Росимущества в Ивановской области представила в суд отзыв, в котором указала на несогласие с исковыми требованиями, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Администрация МИ ФНС №7 по Ивановской области, привлеченная судом в качестве соответчика по делу, не обеспечила явку своего представителя, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя налогового органа, против удовлетворения требований не возражала.
Суд на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствии представителей ответчиков.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п.9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 г. № 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 г. № 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Гражданским Кодексом РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (Подп. 2 п. 1 ст. 8).
Указанная норма соответствует и п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ, согласно которому права на земельные участки, предусмотренные главами III и 1V Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.
8 сентября 1992 г. Администрацией Пучежского района Ивановской области было вынесено постановление № 126 «Об утверждении проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза «им. Кирова», которым в долевую собственность граждан предоставлены сельскохозяйственные угодья (л.д.13).
Таким образом, основанием возникновения права собственности на земельные доли членов трудового коллектива, пенсионеров и работников социальной сферы СПК «Кирова» является указанное постановление администрации Пучежского района.
Из таблицы расчета дифференцированного среднего земельного пая сельхозугодий следует, что земельные доли в колхозе «им. Кирова» определены 352 членам колхоза.
Согласно списку собственников земельных долей спорного земельного участка Громов Л.И. значится собственником земельной доли в размере 1/352. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.18), списком лиц, наделяемых бесплатным земельным паем, утвержденным реорганизационной комиссией (л.д.15), сведениями из Реестра свидетельств на право собственности на земельные доли и Журнала выдачи свидетельств (л.д.19-20).
Таким образом, суд считает установленным, что Громов Л.И. приобрел право общей долевой собственности на землю колхоза имени Кирова Пучежского района.
Громов Л.И. умер 30 сентября 2009 года (л.д.6).
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Согласно сообщению нотариуса Пучежского нотариального округа наследственное дело после Громова Л.И. не заводилось (л.д.5), то есть никто в права наследования не вступил, таким образом, значащуюся за ним земельную долю, согласно ч.1 ст.1151 ГК РФ, следует считать выморочным имуществом.
В силу ч. 3 ст.1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, а также передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
А именно, статьей 4 Федерального закона РФ от 26 ноября 2001 г. «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Положением «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 и Инструкцией Минфина от 19 декабря 1984 г. № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», поскольку закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, до настоящего времени не принят.
В письме ФНС от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3@ «О выморочном имуществе» содержатся разъяснения в отношении порядка принятия в собственность Российской Федерации выморочного имущества. В соответствии с данными разъяснениями, обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы Положением «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683. Непосредственный порядок передачи такого имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации установлен Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». Исходя из изложенного, до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
В соответствии с п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество.
Однако согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Порядок, указанный в п. 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. № 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией порядка, в настоящее время не установлен.
Таким образом, вступление в силу указанного постановления Правительства РФ не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением и Инструкцией.
Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
В судебном заседании установлено, что свидетельство о праве на наследство на спорную земельную долю не выдавалось.
Таким образом, в настоящее время Законы РФ не только не регулируют процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но и не содержат и четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 35 право частной собственности и раскрывая его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, гарантирует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает, что запрещаются любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества и без предварительного и равноценного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд.
Конкретизация конституционных положений, допускающих принудительное изъятие у собственника имущества по основаниям, предусмотренным законом, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков при обращении имущества в государственную собственность, изложена в п. 2 ст. 235 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ прекращение права собственности на имущество возможно в случаях, предусмотренных законом.
Изложенное не исключает, что в случаях, предусмотренных законом, собственники земельных долей могут быть лишены своего права собственности в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
ГК РФ в п. 2 ст. 260 устанавливает, что земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке; пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулирует Федеральный закон, он же устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Федеральный закон № 101, предусматривая порядок образования земельного участка из невостребованных земельных долей, закрепляет право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на обращение в суд с заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
В связи с этим суд приходит к выводу, что реализация муниципальным образованием права собственности на невостребованные земельные доли на основании Федерального закона № 101 не является принудительным отчуждением таких долей, а влечет прекращение прав собственника на земельную долю.
Кроме того, поскольку речь идет о невостребованных земельных долях, то с учетом позиции Европейского суда (Постановление Европейского суда по делу Жигалев (Zhigalev) против Российской Федерации от 6 июля 2006 г., жалоба N 54891/00, § 131), по смыслу ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., лицо, не востребовавшее земельную долю, не может рассматриваться как ее владелец во всех правовых аспектах. Отсюда нельзя в полной мере утверждать, что в результате признания права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на невостребованные земельные доли происходит принудительное изъятие имущества у собственника.
Поэтому лишение права собственности граждан на земельные доли в судебном порядке при признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, образованный из невостребованных земельных долей, осуществляется без возмещения гражданам стоимости земельных долей и связанных с этим убытков.
С 01.07.2011 года согласно ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Администрацией Мортковского сельского поселения был утвержден список собственников невостребованных земельных долей СПК «Кирова» Пучежского района Ивановской области, в том числе и Громов Л.И.
Истцом были опубликованы сообщения о невостребованных земельных долях в границах СПК «Кирова» Пучежского района с указанием их собственников, даты, времени и места проведения общего собрания в средствах массовой информации, а именно: в газете «Пучежские вести» от 06.12.2011 года и 02.03.2012г., в газете «Ивановская газета» от 23.12.2011 года, о чем свидетельствуют ксерокопии указанных газет.
Собственникам земельных долей в течение 90 дней со дня опубликования настоящего сообщения предлагалось заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, для чего было необходимо обратиться с заявлениями в администрацию Мортковского сельского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области, по указанным юридическому адресу администрации и контактным телефонам.
Лица, пожелавшие воспользоваться своими правами на земельную долю, с соответствующим заявлением к истцу не обратились.
Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции ФЗ от 29.12.2010 г. № 435-ФЗ) администрация утвердила список невостребованных земельных долей самостоятельно.
В соответствие со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно подп. 1 п. 3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков. Поэтому законодатель в случаях нецелевого или ненадлежащего использования земельных участков предусмотрел возможность изъятия этих участков у собственников и их отчуждение в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В статье 12 Закона № 101-ФЗ указаны способы реализации участником долевой собственности своего права на земельную долю. Не совершение собственником земельной доли указанных действий может свидетельствовать о том, что участник общей долевой собственности не распорядился своим правом на земельный участок. Обратиться в суд с заявлением о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на невостребованные земельные доли на основании п.8 ст. 12.1 Закона № 101-ФЗ вправе орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка.
Суд принимает во внимание законоположение, содержащееся в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 29 декабря 2010 г.) о том, что для регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю не обязательно проводить кадастровые работы по уточнению границ в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что перед обращением в суд истцом совершены все действия, предписанные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: были установлены собственники невостребованных земельных долей, в установленные законом сроки были опубликованы в средствах массовой информации сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, утверждены списки собственников невостребованных земельных долей, суд считает, что иск Администрации является обоснованным, поскольку в данной ситуации муниципалитет выступает в защиту общественных интересов поселения по осуществлению контроля за рациональным использованием и охраной земель.
Наличие невостребованных земельных долей нарушает законные права и интересы органа местного самоуправления на сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения; препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения. Указанные нарушения прав и интересов сельского поселения подлежат устранению путем признания права собственности Администрации на указанные доли в праве общей собственности на земельный участок.
Такой подход оправдан, поскольку соответствует принципам оборота, установленным в ст. 1 Федерального закона, и основным целям государственной аграрной политики по обеспечению сохранения земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения их в оборот.
Понятие невостребованных земельных долей со всей очевидностью не совпадает с понятием выморочных земельных долей, в частности, для невостребованных земельных долей характерно то, что ими собственник не распоряжается в течение установленного законом срока, а для выморочных земельных долей - что они не приобретены наследниками, таким образом и выморочная земельная доля, перешедшая РФ в порядке наследования, может быть невостребованной.
Федеральный закон не содержит запрета на признание за субъектом Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочных имущественных прав, но оставшихся невостребованными государством.
Суд отмечая, что нормы Федерального Закона № 101 - ФЗ по отношению к нормам ГК РФ являются специальными, удовлетворяет требования истца в полном объеме.
Ответчики согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ от уплаты государственной пошлин освобождены.На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать право муниципальной собственности за Мортковским сельским поселением Пучежского муниципального района Ивановской области на 1/352 долю, ранее принадлежащую Громову Леониду Ивановичу, площадью 4,76 га сельскохозяйственных угодий в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый № 37:14:050218:1, расположенный в границах землепользования СПК «Кирова» Пучежского района Ивановской области (ранее - колхоза «им. Кирова»).
Исключить из состава наследства Громова Леонида Ивановича, умершего 30 сентября 2009 г., право собственности на 1/352 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 37:14:050218:1, расположенный в границах землепользования СПК «Кирова» Пучежского района Ивановской области (ранее - колхоза «им. Кирова»).
Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Овчинникова