Дело № 33-2536 Судья Тимофеева Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2019 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Абросимовой Ю.Ю., Сенчуковой Е.В.,
при секретаре Илларионовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ- УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 7 мая 2019 года по иску Котенёвой И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Котенёва И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
В обоснование иска указала, что 31.01.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.ст.33,34 ФЗ от 15.05.1991 № 1244-1. Решением ответчика №77 от 13.02.2019 в назначении пенсии было отказано в связи с недостаточным возрастом для ее назначения. Считает отказ незаконным, поскольку в период с 26.04.1986 по 30.08.1988 проживала в г.Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение, а с 01.09.1993 по 03.09.1996, с 18.08.1999 по 01.09.2004 и с 02.09.2004 по день обращения проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи чем имеет право выйти на пенсию со снижением пенсионного возраста на 5 лет.
Просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с 02.02.2019, обязав ответчика назначить ей пенсию с указанной даты.
В судебном заседании истец Котенёва И.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ- УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала в связи с отсутствием правовых оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на суммирование величин уменьшения возраста в связи с проживанием в разных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется только гражданам, постоянно проживающим в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению, статус которого был изменен постановлением Правительства Российской Федерации.
Суд постановил: исковые требования Котенёвой И.В. удовлетворить.
Признать за Котенёвой И.В. право на назначение ей пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе назначить её с 02.02.2019.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.01.2019 Котенёва И.В., 02.02.1969 года рождения обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет по ст.ст.33,34 ФЗ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Решением ответчика №77 от 13.02.2019 ей было отказано в назначении пенсии по старости ввиду не достижения требуемого для её назначения пенсионного возраста.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии, Котенёва И.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на Определение Конституционного суда от 11.07.2006 №403-О исковые требования удовлетворил, указав, что отказ пенсионного органа в назначении пенсии истцу был незаконным и необоснованным, поскольку Котенёва И.В. с учетом периода проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом и периода проживания в зоне проживания с правом на отселение, т.е. проживания и работы в двух зонах радиоактивного загрязнения, имеет право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.
Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
В силу ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ гражданам, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.
В соответствии с абз. 2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ"О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ "О страховых пенсиях", или ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Частью первой ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека(уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания(работы) на ней).
Так, в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Котенёва И.В. с 26.04.1986 по 30.08.1988 проживала по адресу: Тульская область г.Узловая, в период с 21.10.1993 по 10.02.1995 и с 14.09.1995 по 02.09.2004 - пос. Чернь Чернского района Тульской области, а в период с 02.09.2004 по настоящее время – в г. Узловая Тульской области.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем город Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение. С 01.02.1998 постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 статус города Узловая Тульской области был изменен - он стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также отнесен к этой зоне постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074. Территория пос.Чернь Узловского района Тульской области всегда была отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В настоящее время статус данных территорий не утрачен.
Истец одновременно относится к двум категориям, определенным в ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Период проживания истца в зоне с правом на отселение составил 2 года 4 месяца 5 дней, что в силу ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 дает ей право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 2 года.
Период проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент обращения с заявлением составляет 22 года 5 месяцев 18 дней, что на основании ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1224-1 дает истцу право на пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки производится в силу ч.2 ст.3 данного Закона по одному из оснований, по выбору гражданина.
Вопреки утверждению суда, ч.2 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для граждан, относящихся одновременно к двум и более категориям в связи с проживанием в разных зонах радиоактивного загрязнения, положений, предусматривающих суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости не предусматривает.
Как указал Конституционный суд РФ в Определениях от 22.04.2014 №852-О и от 24.03.2015 №593-О, закрепленное в ч.2 ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» правило, предполагающее возмещение вреда гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, и предоставление им мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям, а возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки - по одному из оснований, по их выбору, направлено на максимально возможную компенсацию вреда и обеспечение наиболее выгодных условий их социальной защиты, а потому само по себе не может быть расценено как нарушающее их конституционные права.
Ссылка суда при суммировании величин на Определение Конституционного суда РФ от 11.07.2006 №403-О является несостоятельной и на истца не распространяется, поскольку в данном Определении Конституционный Суд РФ разъяснил особенности пенсионного обеспечения граждан за проживание в радиационно загрязненной зоне, статус которой в период такого проживания был изменен Правительством РФ, Котенёва И.В. к таким гражданам не относится.
Исходя из выше изложенного и принимая во внимание, что Котенёва И.В., 02.02.1969 года рождения, приобрела право выхода на пенсию со снижением общеустановленного возраста по Закону РФ от 15.05.1991 №1224-1( ст.34) на 3 года, ответчик правильно отказал истцу в назначении пенсии, указав, что она не достигла на момент обращения в 2019 году необходимого пенсионного возраста.
При таких обстоятельствах постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Узловского городского суда Тульской области от 7 мая 2019 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Котенёвой И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста - отказать.
Председательствующий
Судьи