Дело № 2-549/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Савченко Л.С.,
с участием прокурора Ростовцева А.К.,
при секретаре Бородиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске
23 июля 2018 года
гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благовещенского сельского поселения о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мариинский городской суд с иском к администрации Благовещенского сельского поселения, в котором просит обязать администрацию Благовещенского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области в срок до 01.09.2018 года провести оценку технического состояния автомобильных дорог Благовещенского сельского поселения в с. Благовещенка по улицам Речная (протяженность 1900 м.), Трактовая (протяженность 1900 м.), Новая (протяженность 2300 м.), переулки Речной (протяженность 200 м.), Дорожный (протяженность 500 м.), от улицы Трактовая д.48 до сельского кладбища (протяженность 400 м.), в с. Колеул по улицам Мельничная (протяженность 800 м.), К. Маркса (протяженность 900 м.), Ленина (протяженность 1650 м.), Молодежная ( 850 м.), Школьная (протяженность 1450 м.), в с. Тенгулы по улицам Школьная (протяженность 500 м.), Луговая (протяженность 500 м.), улица Шиндикова и от д.1 до сельского кладбища (протяженность 800 м.), Городская (протяженность 2700 м.), в с. Обояновка по улицам Крестьянская (протяженность 1950 м.), Лесная (протяженность 750 м.), Сельсоветская (протяженность 1850 м.), Новая (протяженность 1150 м.).
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности и безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог.
В ходе проверки в деятельности администрации Благовещенского сельского поселения выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся в непринятии мер к надлежащему содержанию муниципального имущества, а именно не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог.
Согласно п.3 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2014 года № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» дополнительно к установленным ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1, 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Проведенная прокуратурой города проверка показала, что постановлением администрации Благовещенского сельского поселения от 10.07.2014 года № 24-а утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Благовещенского сельского поселения, в который входят автомобильные дороги в с. Благовещенка по улицам Речная (протяженность 1900 м.), Трактовая (протяженность 1900 м.), Новая (протяженность 2300 м.), переулки Речной (протяженность 200 м.), Дорожный (протяженность 500 м.), от улицы Трактовая д. 48 до сельского кладбища (протяженность 400 м.), в с. Колеул по улицам Мельничная (протяженность 800 м.), К. Маркса (протяженность 900 м.), Ленина (протяженность 1650 м.), Молодежная (850 м.), Школьная (протяженность 1450 м.), в с. Тенгулы по улицам Школьная (протяженность 500 м.), Луговая (протяженность 500 м.), улица Шиндикова и от д. 1 до сельского кладбища (протяженность 800 м.), Городская (протяженность 2700 м.), в с. Обояновка по улицам Крестьянская (протяженность 1950 м.), Лесная (протяженность 750 м.), Сельсоветская (протяженность 1850 м.), Новая (протяженность 1150 м.).
Согласно положений ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ч.2 указанной статьи, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам, а также другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом согласно положений ч.4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Во исполнении вышеуказанных требований законодательства приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 года № 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее – Порядок).
В соответствии с п.3 указанного Порядка, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка их технического состояния проводится органом местного самоуправления.
В силу п.4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
При этом положениями п.5 указанного Порядка предусмотрено проведение диагностики автомобильных дорог при оценке их технического состояния, виды и периодичность проведения которой определены приложением к правовому акту.
Согласно требований п.6 Порядка в процессе диагностики автомобильных дорог определяются их параметры и характеристики, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных параметров и характеристик автомобильной дороги, а именно технический уровень автомобильной дороги, эксплуатационное состояние автомобильной дороги, потребительские свойства автомобильной дороги.
В соответствии с п.4.1.7 Правил диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 года № ИС-840-р, результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог.
Проверка показала, что в нарушение вышеуказанных требований закона органами местного самоуправления Благовещенского сельского поселения оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения в период 2017-2018 г.г. не проводилась.
Согласно положений ч.1 ст.31, п.п.3, 21 ч.1 ст.32 Устава муниципального образования «Благовещенское сельское поселение», принятого Советом народных депутатов Благовещенского сельского поселения 25.02.2016 года, администрация Благовещенского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечивающим безопасность дорожного движения на них.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определение соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, непосредственно связано с обеспечением их сохранности и развития, улучшения их технического состояния, а следовательно с обеспечением безопасности дорожного движения, поскольку без проведения оценки технического состояния нельзя обеспечить должное содержание автомобильной дороги, обеспечить безопасность участников дорожного движения.
Определить круг лиц, участников дорожного движения не представляется возможным, поскольку ими могут выступать водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств.
Отсутствие мероприятий по оценке технического состояния дороги, также нарушает права собственника – муниципального образования на сохранность и развитие дороги.
Выявленные прокуратурой города нарушения требований законодательства заключаются в непринятии органом местного самоуправления мер по оценке состояния автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью. В свою очередь указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий на указанных участках, создают угрозу жизни и здоровья людей, в связи с чем затрагивают права и свободы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения участки автомобильных дорог.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, и присуждение к исполнению обязанности по совершению определенных действий в силу ст.12 Гражданского кодекса РФ, являются способами защиты гражданских прав.
Данные обстоятельства служат достаточным основанием для обращения прокурора в суд, в рамках полномочий, предоставленных ему ст.45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Ростовцев А.К. исковые требования поддержал в полном объеме. Просит обязать администрацию Благовещенского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области в срок до 01.09.2018 года провести оценку технического состояния автомобильных дорог Благовещенского сельского поселения в с. Благовещенка по улицам Речная (протяженность 1900 м.), Трактовая (протяженность 1900 м.), Новая (протяженность 2300 м.), переулки Речной (протяженность 200 м.), Дорожный (протяженность 500 м.), от улицы Трактовая д.48 до сельского кладбища (протяженность 400 м.), в с. Колеул по улицам Мельничная (протяженность 800 м.), К. Маркса (протяженность 900 м.), Ленина (протяженность 1650 м.), Молодежная ( 850 м.), Школьная (протяженность 1450 м.), в с. Тенгулы по улицам Школьная (протяженность 500 м.), Луговая (протяженность 500 м.), улица Шиндикова и от д.1 до сельского кладбища (протяженность 800 м.), Городская (протяженность 2700 м.), в с. Обояновка по улицам Крестьянская (протяженность 1950 м.), Лесная (протяженность 750 м.), Сельсоветская (протяженность 1850 м.), Новая (протяженность 1150 м.).
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Благовещенского сельского поселения – глава Благовещенского сельского поселения Никулина Т.Н., чьи полномочия подтверждены решением <...>, исковые требования прокурора г.Мариинска признала в полном объеме.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.173 ГПК РФ признание иска представителем ответчика – администрации Благовещенского сельского поселения Никулиной Т.Н. занесено в протокол судебного заседания и ею подписано, судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает необходимым принять признание иска представителем ответчика, так как оно не противоречит закону, не нарушает чьих - либо прав и охраняемых законом интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска представителем ответчика – администрацией Благовещенского сельского поселения.
Обязать администрацию Благовещенского сельского поселения Мариинского муниципального района Кемеровской области в срок до 01.09.2018 года провести оценку технического состояния автомобильных дорог Благовещенского сельского поселения в с. Благовещенка по улицам Речная (протяженность 1900 м.), Трактовая (протяженность 1900 м.), Новая (протяженность 2300 м.), переулки Речной (протяженность 200 м.), Дорожный (протяженность 500 м.), от улицы Трактовая д.48 до сельского кладбища (протяженность 400 м.), в с. Колеул по улицам Мельничная (протяженность 800 м.), К. Маркса (протяженность 900 м.), Ленина (протяженность 1650 м.), Молодежная ( 850 м.), Школьная (протяженность 1450 м.), в с. Тенгулы по улицам Школьная (протяженность 500 м.), Луговая (протяженность 500 м.), улица Шиндикова и от д.1 до сельского кладбища (протяженность 800 м.), Городская (протяженность 2700 м.), в с. Обояновка по улицам Крестьянская (протяженность 1950 м.), Лесная (протяженность 750 м.), Сельсоветская (протяженность 1850 м.), Новая (протяженность 1150 м.).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья - Л.С. Савченко