Дело № 2-7022/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
23 ноября 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мишиной Т.В.,
при секретаре Ляпота Ю.В.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.Д.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ИВС при УМВД России по г. Калининграду о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
П.Д.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит признать условия содержания в ИВС при УМВД России по г. Калининграду не соответствующими требованиям законодательства, взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей. В обоснование иска указывает, что в период с < Дата > по < Дата > содержался в ИВС при УМВД России по г. Калининграду по подозрению в совершении преступления. В указанный период времени условия содержания не соответствовали нормам и требованиям, а именно отсутствовал санпропускник с дезкамерой, прогулочный дворик, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, для постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения; внутренняя отделка камер не соответствовала требованиям. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением с нарушением норм. Вентиляция оконных проемов камер составляет 0,68 м х 0,57 м, вместо положенных 1,2 м х 0,9 м. Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки; естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8; искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом и составляет от 2лк от 3лк при нормативе не менее 50 лк. Уровень освещения в камерах ИВС не позволяет должным образом работать с документами, письменно готовиться к судебным заседаниям. Отсутствовали стол, скамейка, вешалка, полка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, кран с водопроводной водой, бачки для питьевой воды, не оборудован санузел. Все изложенное причинило ему физические неудобства, повлекшие моральный вред.
В судебное заседание истец П.Д.А., отбывающий наказание в ФКУ СИЗО№ УФСИН России по Калининградской области не доставлен, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте рассмотрения дела П.Д.А. извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков ИВС при УМВД России по г. Калининграду, Министерства Финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
П.Д.А. содержался в ИВС УМВД России по г. Калининграду с < ИЗЪЯТО > часов < ИЗЪЯТО > минут < Дата > до < ИЗЪЯТО > часов < ИЗЪЯТО > минут < Дата > на основании протокола задержания по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ, что подтверждается книгой учета лиц, содержащихся в ИВС.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Факт нахождения истца в ИВС УМВД России по г. Калининграду < Дата > своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел, с учетом чего суд исходит из того, что П.Д.А. содержался в данном учреждении в период с < Дата > по < Дата >.
Согласно сообщению ИВС УМВ России по г. Калининграду № от < Дата > при поступлении в ИВС П.Д.А. жалоб не заявлял. Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Камеры сухие и чистые, окна камер находятся на солнечной стороне здания, поэтому особенно летом в них очень светло. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция. В ИВС есть библиотека и радиоточка, работающая с 06.00 до 22.00, согласно внутреннему распорядку дня, выдается пресса, есть условия для работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением.При убытии из ИВС, задержанный П.Д.А. собственноручно написал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».
Из акта по результатам мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС УМВД России по г. Калининграду, составленного < Дата >, следует, что ИВС занимает приспособленные помещения на втором этаже здания двоенной постройки по адресу: г. Калининград, < адрес >. Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, рядслужебных кабинетов и помещений (комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, приёма пищи, класс и др.), прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, для постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении. Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное и уже использованное белье хранится в выделенной кладовой, грязное бельё упаковано в пакеты. Одна из камер приспособлена как кладовая предметов вещевого имущества для выдачи задержанным.По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России.Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России (1.2м на 0.9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п.17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом, и составляет на уровне стола от 2 лк до 3 лк при нормативе не менее 50 лк (п.20.2 СП 12-95 МВД России).В камерах предусмотрена и находится в рабочем состоянии активная вытяжная вентиляция, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.Камеры по оснащению и оборудованию не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950, а именно: отсутствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.Хранение обеззараженных постельных принадлежностей осуществляется в выделенной камере.Санитарное состояние всех помещений ИВС удовлетворительное. В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с журналом № прокурорских проверок лиц, содержащихся в ИВС УМВД, < Дата > в ИВС содержалось < ИЗЪЯТО > человек, жалоб не поступило; < Дата > – < ИЗЪЯТО > человека, жалоб не поступило.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу ст. 16 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Также согласно сообщению ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» от < Дата > №, ИВС УМВД России по г. Калининграду по состоянию на 2014 год не имеет полного набора помещений и оборудования, предусмотренного сводом правил СП 12-95 МВД России «Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Отсутствуют медицинский изолятор, процедурная, санпропускник с дезкамерой (имелась только душевая), кладовые для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья и постельных принадлежностей, прогулочный двор, ряд служебных кабинетов.По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России.Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер - 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м).Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется лампами накаливания, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом, и составляло на уровне стола 50 лк, что соответствует п.20.2 СП 12-95 МВД России. В камерах находится в рабочем состоянии активная вытяжная вентиляция, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.По оснащению и оборудованию камеры не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950, а именно: отсутствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей, и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».Для оказания медицинской помощи в ИВС выделен медицинский кабинет, комплектовано 0,5 ставки фельдшера. Задержанные при поступлении опрашиваются фельдшером, в его отсутствие - дежурным на предмет выявления нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадой скорой медицинской помощи.
По данным Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от < Дата > №, П.Д.А. в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области на ненадлежащие условия содержания в ИВС при УМВД по России г. Калининграду начиная с < Дата > не обращался. Условия содержания в камерах в данном ИВС и ранее, и в настоящее время не соответствуют требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и не предназначены по закону для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержание П.Д.А. в ИВС при УМВД России по г. Калининграду в указанный им период не в полной мере соответствовали требованиям, установленным приведенными правовыми актами РФ. В связи с указанными обстоятельствами П.Д.А. был причинен моральный вред.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что исковые требования П.Д.А. о компенсации морального вреда являются обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер нарушения прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, влиявшие в указанный период на деятельность ИВС при УМВД России по г. Калининграду, а также срок пребывания истца в ИВС при УМВД России по г. Калининграду.
Так, согласно представленных ИВС при УМВД России по г. Калининграду сведений в камере ИВС П.Д.А. находился непродолжительное время.
Кроме того, суд учитывает и наличие объективных обстоятельств, влияющих на деятельность ИВС при УМВД России по г. Калининграду, правомерность помещения истца в ИВС.
Поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск П.Д.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу П.Д.А. в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 30 ноября 2015 года.
Судья Т.В. Мишина