Дело № 2-228/2022
УИД: 61RS0046-01-2022-000504-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года ст. Советская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Чирского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
администрация Чирского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, мотивируя тем, что 02.09.2020 года администрация обратилась в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйной вещи водозаборного сооружения (Артскважины) с кадастровым номером 61:36:0600009:280, расположенного по адресу: <адрес>, учет был произведен. Сооружение не является федеральной, региональной, муниципальной, а также частной собственностью, с момента постановки его на учет прошел срок более года, в связи с чем администрация поселения, уточнив исковые требования, просит суд: признать за администрацией муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водозаборное сооружение (Артскважину) с кадастровым номером 61:36:0600009:280, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом, главой администрации Чирского сельского поселения Кривовым С.И. суду представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Ростовской области, администрации Советского района Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области и Минимущества Ростовской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений и распиской, о причинах неявки не сообщили. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 10 ст. 1 ГрК РФ дано определение объектов капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в силу п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отнесен к компетенции органа регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 3 Порядка, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации недвижимости».
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов (п. 5 Порядка).
В материалы дела заявителем представлено сообщение, из содержания которого следует, что 02.09.2020 года администрация муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области подала заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – водозаборного сооружения (Арстскважины), расположенного по адресу: Ростовская область, Советский район, п. Низовой, ул. Степная.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.04.2022 года, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об объекте недвижимости – сооружении водозаборном (Артскважине), год завершения строительства – 2006, расположенном по адресу: <адрес>, поставленном на кадастровый учет и принятом на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости 17.09.2020 года на основании заявления администрации муниципального образования «Чирское сельское поселение» Советского района Ростовской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из положений Закона Ростовской области от 19.11.2004 года № 197-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «Советский район» и муниципальных образований в его составе», Чирское сельское поселение является сельским поселением в составе муниципального образования «Советский район», в его состав входит, в том числе поселок Низовой.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и частями 2 и 3 ст. 16.2 данного Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
Артезианская скважина представляет собой сооружение, предназначенное для использования участков недр, содержащих подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, то есть является сооружением в системе водоснабжения.
В перечень вопросов местного значения сельского поселения, закрепленный в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), не включен.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 данной статьи вопросов местного значения городских поселений.
Частью 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные п. 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения) ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона.
При этом ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ определяет, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Доказательств заключения в соответствии с положениями ч. 4 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» соглашения, которым органами местного самоуправления муниципального района передано администрации Чирского сельского поселения осуществление части своих полномочий по организации водоснабжения на территории Чирского сельского поселения, заявителем в материалы дела не представлено.
При установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления администрации Чирского сельского поселения, в связи с чем принимает решение об отказе в признании права муниципальной собственности администрации сельского поселения на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водозаборное сооружение (Артскважину).
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 209, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления администрации Чирского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – сооружение водозаборное (Артскважину) с кадастровым номером 61:36:0600009:280, расположенное по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Решение в окончательной форме принято 01 июля 2022 года.