Решение по делу № 2а-3/2022 (2а-341/2021;) от 02.07.2021

              Дело № 2а-3/2022

              22RS0032-01-2022-000202-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горняк                                                                                         17 мая 2022 года      

                                                                                 

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при секретаре Родичевой И.В.,

с участием помощника прокурора Локтевского района - Артюховой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района с учетом уточнения в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять имущество в государственную собственность Алтайского края, привести объекты в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Локтевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять имущество в государственную собственность Алтайского края, привести объекты в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил, с учетом его уточнения (т. 4), просил о нижеследующем.

1. Признать незаконным бездействие Правительства Алтайского края по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты размещения биологических отходов, расположенных на территории Локтевского района Алтайского края:

1) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

2) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;

3) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

4) скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.;

5) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;

6) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;

7) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;

8) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;

9) скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м., водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;

10) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,2 км.;

11) скотомогильник, находящийся в <адрес>, площадью 500 кв.м., удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 2 км., дороги - 350 м.;

12) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;

13) скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;

14) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

15) скотомогильник, находящийся на северо-западной стороне <адрес>, площадью 400 кв.м., удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 1,5 км., дороги - 1,5 км.;

16) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.;

17) скотомогильник, находящийся в 1125 метров <адрес>, площадью 324 кв.м., удаление от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.

2. Обязать Правительство Алтайского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты размещения биологических отходов, расположенных на территории Локтевского района Алтайского края:

1) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

2) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;

3) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

4) скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.;

5) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;

6) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;

7) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;

8) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;

9) скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м., водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;

10) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,2 км.;

11) скотомогильник, находящийся в <адрес>, площадью 500 кв.м., удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 2 км., дороги - 350 м.;

12) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;

13) скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;

14) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

15) скотомогильник, находящийся на северо-западной стороне <адрес>, площадью 400 кв.м., удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 1,5 км., дороги - 1,5 км.;

16) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.;

17) скотомогильник, находящийся в 1125 метров <адрес>, площадью 324 кв.м., удаление от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.

3. Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края сведения об указанных выше объектах размещения биологических отходов Локтевского района Алтайского края.

4. Обязать Управление ветеринарии Алтайского края в срок не позднее 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить на скотомогильниках Локтевского района Алтайского края, расположенных на территории Устьянского, Новенского, Локтевского, Александровского, Николаевского, Золотухинского, Успенского, Новомихайловского, Гилевского, Ермошихинского, Масальского, Кировского, Второкаменского, Самарского сельсоветов Локтевского района Алтайского края изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных в соответствии с требованиями пункта 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, а именно установить ограждения на скотомогильниках Локтевского района Алтайского края, расположенных на территории Устьянского, Новенского, Локтевского, Александровского, Николаевского, Золотухинского, Успенского, Новомихайловского, Гилевского, Ермошихинского, Масальского, Кировского, Второкаменского, Самарского сельсоветов Локтевского района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Локтевского района по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка соблюдения исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы). Проверкой установлено, что на территории Локтевского района расположено 17 бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям), из которых 9 действующих и 8 недействующих (законсервированных), то есть все указанные в исковом заявлении скотомогильники являются бесхозяйными.

Кроме того, все скотомогильники не соответствуют требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ , а с ДД.ММ.ГГГГ требованиям Ветеринарно-санитарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от ДД.ММ.ГГГГ , так как на указанных объектах не обеспечена изоляция захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (п. 24).

В частности, установлено, что действующие скотомогильники не соответствуют требованиям пункта 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , п.3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , в части повреждения ограждения.

Так, на скотомогильниках, расположенных на территории Устьянского, Новенского, Локтевского, Александровского, Николаевского, Золотухинского, Успенского, Новомихайловского, Гилевского, Ермошихинского, Масальского, Кировского, Второкаменского, Самарского сельсоветов Локтевского района Алтайского края, отсутствует ограждение, тем самым не обеспечена изоляция биологических отходов от почвы, воды, не обеспечено состояние, исключающее доступ посторонних физических лиц и животных к указанным объектам.

В собственность или ведение Администраций муниципальных образований данные объекты не передавались, на балансе Администраций муниципальных образований данные объекты не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований не передавались.

Таким образом, право собственности на указанные объекты не зарегистрировано, на учет объекты не поставлены, в связи с чем возникает необходимость регистрации права собственности Алтайского края на скотомогильники, с внесением соответствующих сведений о них в реестр государственного имущества Алтайского края.

Указано, что вопросы содержания в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

От имени Алтайского края правомочия владения, пользования и распоряжения объектами казны осуществляют Алтайское краевое Законодательное Собрание, Правительство Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края и уполномоченные государственные организации в рамках их компетенции, установленной Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, правовыми актами Правительства Алтайского края.

Статьей 86 Устава Алтайского края установлены полномочия Правительства Алтайского края, к числу которых относится управление и распоряжение собственностью Алтайского края. Такие же положения закреплены в ст. 7 Закона Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края».

Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2011 № 634 утверждено Положение об учёте государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, в п. 21 которого указано, что право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края.

Планом мероприятий («дорожная карта») от 14.01.2020 № 05-Пл/2 «Постановка на кадастровый учет, регистрации права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями предусмотрено провести Управлению имущественных отношений Алтайского края государственную регистрацию права собственности Алтайского края на скотомогильники (биотермические ямы) (п.2.6).

Во исполнение указанного плана мероприятий распоряжением Правительства Алтайского края от 06.10.2020 № 312-р утвержден перечень скотомогильников подлежащих принятию в собственность Алтайского края.

При таких обстоятельствах обязанность принять меры для постановки на кадастровый учёт, регистрации права собственности объектов биологических отходов должна быть возложена на Правительство Алтайского края, однако мер к поставке их на кадастровый учет и принятию в собственность Алтайского края с целью последующей их ликвидацией не принято.

Из Положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 №131 (далее - Управление) следует, что Управление в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом Алтайского края, в том числе в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет функции по участию в проведении государственной политики в указанной сфере на территории Алтайского края, нормативному правовому регулированию.

Согласно Положению об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 12.11.2015 №122, в число полномочий последнего входит защита населения от болезней, общих для человека и животных и организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению; разработка, сопровождение и реализация государственных программ Алтайского края, ведомственных целевых программ в области ветеринарии на территории Алтайского края.

Подпунктами 49,49.1 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе относится решения вопросов организации на территории субъекта мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 ФЗ № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники ( биотермические ямы).

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации обладают полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указывают, что требования обусловлены бездействием органов исполнительной власти Алтайского края по неисполнению возложенных на них законом по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В судебном заседании помощник прокурора Локтевского района Артюхова Н.Г. поддержала заявленные требования и их основания. Дополнительно пояснила, что по результатам прокурорской проверки 21.04.2022 установлено, что ранее выявленные нарушения законодательства не устранены, о чем составлен соответствующий акт.

Представители административных ответчиков административный иск не признали.

Представитель административного ответчика Управления ветеринарии Алтайского края Ткачева Е.С., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований прокурора по основаниям, ранее представленном возражении. При этом пояснила, что в собственность Алтайского края принято 4 скотомогильника, сведения о которых внесены в единый государственный реестр, остальные скотомогильники, будут ликвидированы, так как эксплуатироваться они не могут. Об этом имеется официальный документ, Приказ Управления ветеринарии АК № 118-П от 02.07.2021. Таким образом, незаконное бездействие у административных ответчиков отсутствует, поскольку ответчики не лишены права ликвидации скотомогильников. Действия по ликвидации ответчиками производятся. Постановка на кадастровый учет скотомогильников и регистрация права собственности субъекта Российской Федерации на скотомогильники, подлежащие ликвидации, приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств.

Представитель Управления имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явился,о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще. Представили письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать по доводам указанным в возражениях.

Представитель административного ответчика Правительства Алтайского края в судебное заседание не явился,о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще. Представили письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать по доводам указанным в возражениях.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: администрация Локтевского района Алтайского края, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Управления Росреестра по Алтайскому краю, Министерства сельского хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, администрации Устьянского сельсовета, администрации Новеньского сельсовета, администрации Локтевского сельсовета, администрации Александровского сельсовета, администрации Николаевского сельсовета, администрации Золотушинского сельсовета, администрации Успенского сельсовета, администрации Новомихайловского сельсовета, администрации Георгиевского сельсовета, администрация Покровского сельсовета, администрация Ермошихинского сельсовета, администрации Масальского сельсовета, администрации Кировского сельсовета, администрации Второкаменнского сельсовета, администрации Самарского сельсовета, администрации г. Горняка в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Ознакомившись с административным иском, письменными отзывами административных ответчиков, выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу требований ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, а именно, наличия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.

На административного ответчика, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, возлагаются обязанности доказывания следующих обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ: соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как указано в п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В судебном заседании было установлено, что на территории <адрес> ФИО3 края расположены 17 скотомогильников:

       1) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

2) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;

3) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

4) скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.;

5) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;

6) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;

7) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;

8) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;

9) скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м., водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;

10) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,2 км.;

11) скотомогильник, находящийся в <адрес>, площадью 500 кв.м., удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 2 км., дороги - 350 м.;

12) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;

13) скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;

14) скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

15) скотомогильник, находящийся на северо-западной стороне <адрес>, площадью 400 кв.м., удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 1,5 км., дороги - 1,5 км.;

16) скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.;

17) скотомогильник, находящийся в 1125 метров <адрес>, площадью 324 кв.м., удаление от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.

По сведениям прокуратуры девять скотомогильников, а именно расположенные на территории Второкаменского сельсовета, Гилевского сельсовета, Покровского сельсовета, Локтевского сельсовета, Новенского сельсовета, Георгиевского сельсовета, <адрес>, Устьянского сельсовета, Золотухинского сельсовета, относятся к действующим.

Однако по имеющимся материалам дела, а именно Распоряжением Правительства Алтайского края от 06.10.2020 №312-Р определено принять в собственность Алтайского края выявленные скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края согласно приложении. Управлению имущественных отношений Алтайского края обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении имущества.

Согласно указанного приложения, к данным скотомогильникам относятся скотомогильники находящиеся на территории Второкаменского сельсовета, Покровского сельсовета, Георгиевского сельсовета, города Горняка.

Согласно Распоряжения Правительства Алтайского края от 08.06.2021 №183-Р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -Р относительно приложения, при этом перечень вышеуказанных скотомогильников остался неизменным.

В последующем на основании вышеуказанных решений, действующие скотомогильники зарегистрированы в едином государственном реестре недвижимости, а именно: скотомогильник (биотермическая яма) <адрес> зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ кадастровый ; скотомогильник (биотермическая яма) у.Горняк зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ кадастровый ; скотомогильник (биотермическая яма) <адрес> зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ кадастровый ; скотомогильник (биотермическая яма) <адрес> зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ кадастровый .

Таким образом, в данной части, а именно в отношении вышеуказанных скотомогильников, требования прокурора о признании бездействия по постановки на кадастровый учет и возложении обязанности постановки их на кадастровый и регистрации права собственности, включении в реестр имущества государственной собственности ФИО3 края, удовлетворению не подлежат, поскольку являются исполненными.

Остальные 13 неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) на основании Приказа Управления Ветеринарии ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ -п признаны подлежащими ликвидации в период с ДД.ММ.ГГГГ г.г.

Доказательства, что скотомогильники были введены в эксплуатацию, отсутствуют.

В муниципальной собственности сельских поселений, указанных в иске, в собственности администрации <адрес> или в собственности ФИО3 края 13 недействующие скотомогильники, расположенные на территории <адрес> ФИО3 края, не значатся.

Вышеизложенное подтверждается Приложением к Приказу Управления ветеринарии ФИО3 края -п от ДД.ММ.ГГГГ (копия Т.1 л.д. 139-142), копиями ветеринарно-санитарных карточках на скотомогильник (биотермическую яму) ( Т.1 л.д. 12-45).

Первые захоронения на скотомогильниках, указанных в иске, было произведено в периоды с ДД.ММ.ГГГГ г.г., ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>, павших от сибирской язвы нет), что следует из предоставленных в материалы административного дела копий ветеринарно-санитарных карточек, где также указано о наличие в некоторых из них захоронений животных, павших от сибирской язвы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ.г.

При этом по информации Георгиевского сельсовета, Ермошихинского сельсовета, Локтевского сельсовета, Масальского сельсовета, Кировского сельсовета, Самарского сельсовета, Новомихайловского сельсовета, следует, что карантин в связи с выявлением заболевания сибирская язва на территории сельских поселений не объявлялся.

Вышеуказанной информаций администрации Новенского сельсовета, Александровского сельсовета, Золотухинского сельсовета, Второкаменского сельсовета, Гилевского сельсовета, Николаевского сельсовета, не располагают.

Конституцией Российской Федерации предписано, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3, подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, также предусматривается возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям).

Как указано в п. 3 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1"О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, в том числе относятся: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Из анализа правовых норм следует, что решение вопросов создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на собственников указанного имущества, которыми в силу закона могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 названного Федерального закона (пункт 2); имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункт 3); имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (пункт 4); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 указанного Федерального закона (пункт 5).В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии с частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

В судебное заседание не предоставлено доказательств передачи государственных полномочий и денежных средств в отношении незарегистрированных скотомогильников в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельским поселениям или муниципальному образованию Локтевский район. При таких обстоятельствах обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории сельских поселений Локтевского района мест захоронения биологических отходов невозможно.

Представители ссылаются на отсутствие незаконного бездействия со стороны административных ответчиков.

Действительно, 14.01.2020 заместителем Председателя Правительства Алтайского края был утвержден план мероприятий (Дорожная карта) № 05-ПЛ/2 «Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в состояние в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, который предусматривает инвентаризацию скотомогильников и принятие мер по итогам инвентаризации, в том числе в п. 3.3. отмечено о приведении состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство.

06.10.2020 Правительством Алтайского края принято распоряжение № 312-р, которым определено принять в собственность Алтайского края выявленные скотомогильники (биотермические ямы) расположенные в близи с.Покровка, г.Горняка, с.Вторая Каменка с.Георгиевка расположенные на территории Алтайского края, согласно приложению. Управлению имущественных отношений Алтайского края этим же распоряжением поручено обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении имущества, что было, как указано ранее исполнено.

Остальные 13 скотомогильники, указанные в настоящем административном иске, включены в Перечень скотомогильников (биотермических ям) на территории Алтайского края, подлежащих ликвидации в период 2021-2025 г.г., являющийся приложением к Приказу Управления ветеринарии Алтайского края № 118-п от 02.07.2021 (копии Т.1 л.д.139, 142).

Приказом Минсельхозпрода Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее - Ветеринарно санитарные правила), которые действовали до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период спорных отношений.-

В соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 5.4, 5.6, 5.8, 6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю. После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

В силу пунктов 6.6, 7.3 Ветеринарно-санитарных правил на территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается: пасти скот, косить траву; брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.

Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года № 626 на период действия с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Ветеринарные правила).

В соответствии с положениями Ветеринарных правил, в частности, утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно (пункт 24). Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (пункт 29). Повторное захоронение умеренно опасных биологических отходов в скотомогильнике или отдельно стоящей биотермической яме возможно через 2 года после последнего захоронения биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного остатка, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы в землю (пункт 31). На территории скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы запрещается пасти скот, косить траву, перемещать землю и гумированный остаток за пределы скотомогильника и отдельно стоящей биотермической ямы (пункт 32).

В настоящее время законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с порядком ликвидации, включая перечень необходимых исследований и действий, режимом соответствующих земельных участков после ликвидации скотомогильников, последующим контролем за их состоянием (отсутствием необходимости такового), не урегулированы.

Между тем, исходя из основных принципов земельного законодательства, должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Постановлением Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года № 523 утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», приложением 10 к которой предусмотрена подпрограмма 5 «Развитие государственной ветеринарной службы Алтайского края» (далее - Подпрограмма).

В разделе 1 подпрограммы «Характеристика сферы реализации подпрограммы» к мероприятиям по приведению в надлежащее состояние скотомогильников (биотермических ям) относятся обустройство (реконструкция), закрытие (консервация) и (или) ликвидация скотомогильников.

14.09.2020 за № 394 Правительство Алтайского края приняло постановление "Об утверждении порядка ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников". В Приложении к этому постановлению приведен Порядок ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников. Порядок определяет последовательность проводимых на территории Алтайского края мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, которые находятся в государственной собственности, не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предупреждения распространения болезней животных и охраны окружающей среды от загрязнения. Порядок не распространяется на скотомогильники, в которых захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы (независимо от срока давности) (сибиреязвенные скотомогильники).

В главе 2 Порядка ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников указано следующее:

«2.1. Мероприятия по ликвидации скотомогильников осуществляются в несколько этапов:

I этап - формирование перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации;

II этап - проведение лабораторно-диагностического исследования неиспользуемых скотомогильников;

III этап - закрытие (консервация) неиспользуемых скотомогильников (в случае если скотомогильники не являются закрытыми (законсервированными);

IV этап - снятие скотомогильников с ветеринарного учета.

2.2. Перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - "Перечень"), утверждается управлением ветеринарии Алтайского края (далее - "Управление") по согласованию с управлением имущественных отношений Алтайского края.

В Перечень включаются скотомогильники, которые не эксплуатируются в течение 2 лет с момента последнего захоронения.

2.3. Проведение лабораторно-диагностических исследований неиспользуемых скотомогильников осуществляется имеющими разрешение (лицензию) на работу с возбудителями инфекций II группы патогенности государственными учреждениями ветеринарии в соответствии с методическими указаниями и инструкциями.

Результаты проведения лабораторно-диагностических исследований приобщаются к акту ликвидации неиспользуемого скотомогильника.

2.4. В случае выявления в результате проведения лабораторно-диагностических исследований зараженности гумированного остатка и почвы неиспользуемых скотомогильников возбудителями сибирской язвы мероприятия по ликвидации очага сибирской язвы осуществляются в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии".

2.5. Закрытие (консервация) скотомогильников осуществляется государственными учреждениями ветеринарии в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края".

2.6. Закрытие скотомогильников в целях их ликвидации осуществляется посредством:

дезинфекции и демонтажа металлических конструкций, с последующей сдачей их на пункты заготовки и переработки лома металлов и перечислением денежных средств от реализации в доход краевого бюджета;

демонтажа и ликвидации деревянных конструкций путем сжигания их на месте с соблюдением мер противопожарной безопасности;

дезинфекции и демонтажа конструкций из других материалов, с последующим вывозом на полигоны твердых бытовых отходов;

засыпки скотомогильников грунтом, взятым с территории ликвидируемых скотомогильников, с последующим разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией поверхностного слоя почвы.

2.7. Факт ликвидации скотомогильника оформляется актом по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт подписывается комиссией в составе представителей управления ветеринарии Алтайского края, государственного учреждения ветеринарии и администрации муниципального образования (городского округа, муниципального округа, сельсовета, поссовета, города районного значения), на территории которого расположен скотомогильник.

2.8. Снятие ликвидированных скотомогильников с ветеринарного учета осуществляется путем направления информации (с приложением копии акта, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего Порядка) в Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для исключения из Реестра скотомогильников, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

2.9. Государственное учреждение ветеринарии либо Управление осуществляет списание скотомогильника, находящегося в государственной собственности, в соответствии с Положением о списании государственного имущества Алтайского края, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 21.03.2019 N 90, и направляет необходимые документы в управление имущественных отношений Алтайского края для государственной регистрации прекращения права собственности Алтайского края на скотомогильник, снятия его с кадастрового учета и исключения из Реестра государственного имущества Алтайского края.

2.10. Дальнейшее использование территории ликвидированных скотомогильников осуществляется в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства».

Вместе с тем пунктом 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27, дано понятие скотомогильника. Скотомогильник - это определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.

Законодательные акты Российской Федерации, в частности Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод.

Как указано в главе VII «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать гигиенические нормативы ( п. 117).

Согласно пункту 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.

Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что санитарно-защитные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий

В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной, как указано в п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Как указано в пункте 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из ответовУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, следует, что санитарно-защитные зоны скотомогильников, указанных в иске, не устанавливались. В реестре санитарно-эпидемиологических заключений, опубликованном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отсутствуют сведения о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях.

Требования о наличии санитарно-защитных зон скотомогильников в период их ликвидации и консервации в санитарных нормах и правилах не указан. Однако, учитывая, что скотомогильник и после консервации может являться источником биологического воздействия на среду обитания и здоровье человека, требуются исследования за контуром объекта, а также должна оставаться действующей санитарно-защитная зона.

Постановлением Правительства Алтайского края от 14.09.2020 за № 394 предусмотрено, что последствием ликвидации скотомогильников является снятие ликвидированных скотомогильников с ветеринарного учета и прекращение на них права собственности Алтайского края, однако суд приходит к выводу, что ликвидация скотомогильников прекращает лишь их эксплуатацию, но не их существование, как объектов захоронения биологических отходов. При этом отсутствие кадастрового учета скотомогильников, в том числе законсервированных и ликвидированных, отсутствие регистрации права собственности на них в органах Росреестра, может привести к утрате мест их расположения и невозможности осуществления надлежащего контроля за ними со стороны ветеринарных служб и органов Роспотребнадзора. Скотомогильники, в том числе законсервированные и ликвидированные, являются объектом недвижимости, требующими соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зон, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий. Таким образом, возложение обязанности осуществить кадастровый учет и зарегистрировать на них право собственности будет направлено на защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Суд не может согласиться с позицией представителей административных ответчиков в части того, что Правительство Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по делу, и что не имеется законных оснований для регистрации права собственности Алтайского края на указанные в иске объекты.

Право собственности Алтайского края на скотомогильники возникло в силу закона, что следует из Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1(ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Так, пунктом 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

В Приложениях 1-3 скотомогильники не поименованы.

В силу п. 2.1.16 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 28.09.2017, с изм. от 08.09.2021)"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация скотомогильников запрещена.

Данные обстоятельства свидетельствует о возникновении права собственности Алтайского края на скотомогильники, указанные в иске, в силу закона.

Как указано в п. 3 ст. 33 "Устава (Основной Закон) Алтайского края" от 05.06.1995 N 3-ЗС (принят АКЗС 26.05.1995), в собственности Алтайского края могут находиться земельные участки, другие природные ресурсы, объекты инфраструктуры и иные объекты, имеющие краевое значение, созданные или приобретенные за счет средств Алтайского края, переданные Алтайскому краю федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также любое иное имущество в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.

Правительство Алтайского края, орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом, иные органы исполнительной власти Алтайского края и уполномоченные государственные организации осуществляют правомочия собственника имущества Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края ( п. 2 ст. 34 Устава Алтайского края).

Правительство Алтайского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Алтайского края и обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края на территории Алтайского края ( ст. 84 Устава Алтайского края).

К основным полномочиям Правительства Алтайского края, в том числе относятся: осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия Алтайского края, формирование в обществе ответственного отношения к животным; управление и распоряжение собственностью Алтайского края в соответствии с законами Алтайского края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Алтайскому краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( подп. 1, 4,9 п.2 ст. 86 Устава Алтайского края).

Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2011 N 634 (ред. от 06.04.2021) утверждено Положение об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, где в п. 21 указано, что собственником реестра является Алтайский край. Право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края.

Таким образом именно Правительство Алтайского края, как собственник указанных в иске незарегистрированных скотомогильников, исходя из Устава Алтайского края, Положения об учете государственного имущества Алтайского края, а также из вышеприведенных положений Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, «О ветеринарии», Градостроительного кодекса Российской Федерации обязано было принять меры для постановки на кадастровый учет скотомогильников и регистрации права собственности в органах Росреестра на указанные в иске объекты захоронения биологических отходов.

Установленное судом бездействие Правительства Алтайского края нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их здоровью.

Согласно ст. 4Положения об учете государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2011 N 634, учет краевого имущества и ведение реестра осуществляет управление имущественных отношений Алтайского края (далее - "Алтайкрайимущество").

При таких обстоятельствах обязанность по внесению сведений в реестр государственного имущества Алтайского края об объектах захоронения биологических отходов, расположенных на территории Локтевского района, необходимо возложить на управление имущественных отношений Алтайкрайимущество.

Разрешая требования прокурора о возложении на Управление ветеринарии Алтайского края обязанности привести в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов исключающее доступ посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, в части установления ограждения в отношении 14 указанных в иске скотомогильников, расположенных в Локтевском районе Алтайского края, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что все спорные скотомогильники были созданы до введения в действие 1 января 2021 года Ветеринарных правил, в связи с чем на них распространяются требования действовавших ранее Санитарно-ветеринарных правил, которые при эксплуатации скотомогильников не исполнялись.

Из административного искового заявления усматривается, что заявлено о возложении обязанности по приведению скотомогильников в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, и исключающее доступ к ним посторонних физических лиц и животных. При этом требование основано на несоответствии в этой связи скотомогильников пункту 24 Ветеринарных правил, Ветеринарно-санитарных правилам.

В этой связи, учитывая, что установлено ненадлежащее состояние бесхозяйных скотомогильников, наличие к ним доступа посторонних физических лиц, животных, а также непринятие мер к изоляции биологических отходов от почвы и воды, существует необходимость совершения уполномоченным органом действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложить обязанность совершения таких действий с указанием срока устранения нарушений.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 года № 122, Управление ветеринарии Алтайского является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим на территории региона полномочия в области ветеринарии.

Согласно данному Положению Управление ветеринарии Алтайского края в установленной сфере деятельности осуществляет, в частности, полномочия: организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению (пункт 2.1.4); защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 2.1.9); исполнение в установленном законодательством порядке функций государственного заказчика при размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств (пункт 2.1.25).

14 января 2020 года заместителем Председателя Правительства Алтайского края утвержден План мероприятий («Дорожная карта») «Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями», пунктом 3.3 которого предусмотрено, что приведение состояния скотомогильников, находящихся в краевой и муниципальной собственности, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство возложено на Управление ветеринарии Алтайского края, краевые государственные учреждения ветеринарии; администрации муниципальных образований Алтайского края (по согласованию), начало проведения работ - с 1 января 2022 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу об удовлетворении заявленных требований, с возложением на Управление ветеринарии по Алтайскому краю обязанности по приведению скотомогильников в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов от почвы, воды, исключающее доступ посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктом 5.6 (в части установления ограждения) Ветеринарно-санитарных правил, которыми предусмотрены требования, направленные на достижение указанной цели.

При этом ни один из спорных скотомогильников нельзя отнести к биометрическим ямам, требования к которым предусмотрены в иных положениях данного нормативного правового акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Локтевского района с учетом уточнений в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края, Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять имущество в государственную собственность Алтайского края, привести объекты в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил - удовлетворить частитчно.

Признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие Правительства Алтайского края по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на объекты биологических отходов, расположенные на территории Локтевского района Алтайского края:

1)скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>
<адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

  1. скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;
  2. скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;
  1. скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы -1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.
  2. скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;
  3. скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км, водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;
  4. скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;
  5. скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;
  6. скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м,, водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;
  7. скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;
  8. скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;
  9. скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     -1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

           13)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с, <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     - 7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.;

Возложить обязанность на Правительство Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и к регистрации права собственности на объекты биологических отходов, расположенные на территории Локтевского района Алтайского края:

1)скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>
<адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

         2)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;

         3)скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

         4)скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы -1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.;

          5)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;

          6)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км,, водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;

          7)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;

          8)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;

          9)скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м,, водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;

        10)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;

        11)скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;

        12)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     -1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

        13)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с, <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     - 7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.;

Возложить обязанность на Управление имущественных отношенийАлтайского края (Алтайкрайимущество) включить в реестр государственного имущества Алтайского края сведения об указанных скотомогильниках, в течение шести месяцев со дня принятия Правительством Алтайского края решения о приобретении скотомогильников в государственную собственность Алтайского края.

Возложить на Управление ветеринарии Алтайского края обязанность в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в состояние, обеспечивающее изоляцию биологических отходов исключающее доступ посторонних физических лиц и животных в соответствии с пунктом 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, в части установления ограждения скотомогильников, расположенных в Локтевском районе Алтайского края:

1) скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>
<адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

           2)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 500 м., от пастбища - 3 км., водоема - 4 км., дороги - 7 км.;

          3)скотомогильник, находящийся в северо-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища - 2 км., водоема - 3 км., дороги - 3 км.;

          4)скотомогильник, находящийся в северо-западной части <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы -1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 0,6 км., дороги - 3 км.;

          5)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 1500 м., от пастбища - 6 км., водоема - 5 км., дороги - 2 км.;

          6)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,15 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 0,5 км,, водоема - 2,5 км., дороги - 0,5 км.;

          7)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 250 кв.м., удаление от пастбища - 0,5 км., водоема - 2,5 км., дороги - 1,5 км.;

          8)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 0,7 км., от пастбища - 1 км., водоема - 10 км., дороги - 0,8 км.;

          9)скотомогильник, находящийся в западной части <адрес>, площадью 120 кв.м., удаление от фермы - 800 м., от пастбища - 500 м,, водоема - 1000 м., дороги - 500 м.;

         10)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части <адрес>, площадью 0,25 га, удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1,5 км., водоема - 5 км., дороги - 2,5 км.;

         11)скотомогильник, находящийся в восточной стороне от населенного пункта <адрес>, площадью 500 м.* 500 м., удаление от фермы - 5 км., от пастбища - 500 м., водоема - 5 км., дороги - 3 км.;

         12)скотомогильник, находящийся в юго-западной части <адрес>, площадью 0,3 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     -1,2 км., водоема - 7 км., дороги - 0,5 км.;

         13)скотомогильник, находящийся на северо-западной стороне <адрес>, площадью 400 кв.м., удаление от фермы - 1,5 км., от пастбища - 1 км., водоема - 1,5 км., дороги - 1,5 км.;

         14)скотомогильник, находящийся в юго-восточной части с, <адрес>, площадью 0,2 га, удаление от фермы - 3 км., от пастбища     -7 км., водоема - 500 м., дороги - 1 км.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в <адрес>вой суд через Локтевский районный суд ФИО3 края.

В окончательной форме решение принято 31 мая 2022 года

Судья                                                     В.Г.Марфутенко

                          

2а-3/2022 (2а-341/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Локтевского района
Ответчики
Управление имущественных отношений Алтайкого края
Правительство Алтайского края
Управление ветеренарии Алтайского края
Другие
Министерство сельского хозяйства Алтайского края
Администрация Кировского сельсовета
Администрация Новомихайловского сельсовета
Администрация Покровского сельсовета
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
Администрация Масальского сельсовета
администрация Александровского сельсовета
Администрация Золотухинского сельсовета
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
администрация Локтевского сельсовета
Администрация Новеньского сельсовета
Администрация Успенского сельсовета
администрация г. Горняка
Администрация Локтевского района Алтайского края
Администрация Самарского сельсовета
Администрация Николаевского сельсовета
Администрация Устьянского сельсовета
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Администрация Второкаменнского сельсовета
Администрация Ермошишинского сельсовета
Администрация Георгиевского сельсовета
Управление Росреестра по Алтайскому краю
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Судья
Марфутенко В.Г.
Дело на странице суда
loktevsky.alt.sudrf.ru
02.07.2021Регистрация административного искового заявления
05.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Судебное заседание
03.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.11.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее