УИД № 02RS0002-01-2019-000997-07 Дело № 2-867/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи |
Ватутиной А.А., |
при секретаре |
Малчанове Ч.-Б.Г., |
помощник судьи |
Ахметова О.А., |
с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Казанцева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга к администрации МО «Кош-Агачский район» о понуждении к выполнению законных требований,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд в интересах неопределенного круга к администрации МО «Кош-Агачский район» о понуждении к выполнению законных требований, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности муниципального образования «Кош-Агачский район» были выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами, и принятых в их развитие санитарных правил, и норм. 15.10.2018 прокуратурой района в адрес главы МО «Кош-Агачский район» внесено представление с требованием об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления. Вместе с тем, по результатам рассмотрения данного представления администрацией МО «Кош-Агачский район» конкретные меры по устранению нарушений не приняты. Таким образом, администрацией МО «Кош-Агачский район» не принимаются меры по ликвидации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения, а также разработке в соответствии с пунктом 8 Правил проекта рекультивации земель и проведении рекультивации земельного участка, занятого твердыми коммунальными отходами, до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована, гражданами продолжается складирование отходов на данном земельном участке. Ненадлежащее выполнение администрацией МО «Кош-Агачский район» возложенных законом обязанностей подрывает санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей природной среды, создает угрозу эпидемиологических заболеваний населения, чем нарушаются интересы Российской Федерации, заключающиеся в обязательном исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства, и права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории Ташантинского сельское поселения, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Истец просит возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанность по разработке проекта рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения. Возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанность по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай в срок до 01.01.2023.
В судебном заседании помощник прокурора Кош-Агачского района Казанцев Д.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, до судебного заседания представил заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица сельской администрации Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствие с ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых, связана с эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
На основании п. 2.1. СанПиН 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно -эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Из пункта 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») (далее - Правила) следует, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 8 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Как следует из материалов дела, 15.10.2019 помощником прокурора Кош-Агачского района, произведен осмотр земельного участка, в ходе которого было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения, категории земель: земли промышленности, с категорией использования: для строительства и размещения полигона твердых бытовых отходов, имеется несанкционированная свалка (полиэтиленовые пакеты, элементы упаковки продуктов питания и бытовой химии, пищевые отходы, стекло, в том числе бутылки в большом количестве, консервные и алюминиевые банки, полипропиленовые мешки, ведра, тазы, металлический лом, строительный мусор, трупы павших животных, продукты сгорания твердого топлива (зола) и другой мусор не подлежащий идентификации), на основании чего им был составлен акт о выявленном нарушении.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2015, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Кош-Агачский район».
Из информации представленной сельской администрацией Ташантинского сельского поселения от 28.12.2018 следует, что полигон ТБО с. Ташанта для населения эксплуатируется.
Прокурором Кош-Агачского района 25.10.2018 в адрес администрации МО «Кош-Агачский район» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления №07-04-2018, где указывается об отсутствии необходимости эксплуатации полигонов для размещения ТКО, расположенных на территориях Ташантинского, Казахского, Ташантинского, Кокоринского, Теленгит-Сортогойского, Курайского, Чаган-Узунского, Ортолыкского, Мухор-Тархатинского, Бельтирского и Джазаторского сельского поселения, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ответу администрации МО «Кош-Агачский район» от 28.10.2018, работы по рекультивации полигонов ТБО планируются провести в течение 2019 года.
Из письма Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 21.12.2018 следует, что на территории Кош-Агачского района Республики Алтай в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) внесено 2 объекта: полигон ТБО в с. Кош-Агач – эксплуатирующая организация ООО «Континент», полигон ТБО – эксплуатирующая организация ИП Бегимбеков Т.Б.
Согласно дорожной карте по развитию территории АПО-3 (Кош-Агачский район, Улаганский район) ООО «Континент» на 2018-2022 годы, в Кош-Агачском районе предусмотрен один полигон для сбора твердых коммунальных отходов - полигон ТБО с. Кош-Агач, расположенный в северной части с. Кош-Агач, от правого берега реки Тошан на расстоянии 750 метров, 1140 метров в северном направлении от черты села, 875 метрах от левой стороны автодороги М 52 Чуйский тракт в восточном направлении Кош-Агачского района.
Таким образом, на момент рассмотрения гражданского дела в суде установлено, что администрацией МО «Кош-Агачский район» выявленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления не устранены в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Признание иска, сделанные представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кош-Агачский район» о понуждении к выполнению законных требований подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» обязанность по разработке проекта рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения.
Возложить на администрацию МО «Кош-Агачский район» обязанность по ликвидации и рекультивации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью 19000 кв.м. в 1,2 км. к северу от населенного пункта Ташанта, на юго-восточном склоне горы Кормос-Эдек на территории Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай в срок до 01.01.2023
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2019