Решение по делу № 8Г-25445/2024 [88-27955/2024] от 09.08.2024

    ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

    ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    дело № 88-27955/2024 (№ 8Г-25445/2024)

    № дела суда 1-й инстанции 2-323/2024

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Краснодар                                                       05 сентября 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего Гордеевой Ж.А.,

    судей Капитанюк О.В., Руденко Ф.Г.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район о признании права на обеспечение жилым помещением, по кассационной жалобе ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО11 на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 07 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июня 2024 года,

    заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А.,

    установила:

    ФИО1 обратился с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования Крымский район о признании права на обеспечение жилым помещением, мотивируя свои требования тем, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При обращении ДД.ММ.ГГГГ в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, приказом Министерства от <данные изъяты>-жс ему было отказано, поскольку на момент подачи заявления ему уже исполнилось 23 года. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в удовлетворении которого также было отказано приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -же, поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 23 года и им не представлена копия решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

    Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 07.02.2024 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 июня 2024 года решение Крымского районного суда Краснодарского края от 07.02.2024 года оставлено без изменения.

    В кассационной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО11 по доверенности, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.

    В письменных возражениях к кассационной жалобе, поступивших в суд кассационной инстанции, представитель ответчика Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности ФИО5 и ответчика администрации МО Крымский район по доверенности ФИО6, полагая, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и не подлежат отмене, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.

    В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления.

    В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы не установлено.

    Судами установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имел статус ребенка-сироты.

    ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать - ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ отец истца - ФИО8 отказался от родительских прав и дал согласие на усыновление малолетнего сына.

    Постановлением главы города Крымска и Крымского района от ДД.ММ.ГГГГ -п ФИО9 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1

    Решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО1 и он передан под опеку ФИО9

    ФИО1 достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ.

    С целью реализации своих прав на жилое помещение ФИО1 в апреле 2021 года (в возрасте 30 лет) обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении его в список лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

    Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -жс истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент подачи заявления ему уже исполнилось 23 года.

    В августе 2023 года ФИО1 повторно обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с аналогичным заявлением. Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ -же истцу также было отказано, поскольку на момент подачи заявления ему исполнилось 23 года и им не представлена копия решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

    Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствовался статьями 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 и исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением, истец не представил; пришел к выводу, что в связи с достижением в 2016 году возраста 23 лет ФИО1 утратил статус лица из числа детей-сирот и лиц из их числа, и в отношении него прекратилось действие социальных гарантий на предоставление жилья, отказав в удовлетворении требований.

    Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правильными, указывая на обращение ФИО8 с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, в то время как он уже не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом о 21.12.196 № 159-ФЗ. До достижения возраста 30 лет на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий не становился, с заявлениями в орган местного самоуправления не обращался.

    Выводы судов обеих инстанций соответствуют требованиям закона.

    Так, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого объекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    В силу пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет, соответственно, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (абзац 5 пункта 3 статьи 8).

    Пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

    Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (Правила № 397).

    В соответствии с пунктом 3 Правил № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

    Вопреки доводам заявителя жалобы право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, восстановление срока постановки на льготный жилищный учет законом не предусмотрено.

    Ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции не установлены объективные причины, препятствующие своевременному обращению истца в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет.

    Приведенные ФИО1 доводы о том, что судами не учтены конкретные причины, в силу которых он своевременно не обратился для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не содержат оснований для отмены постановлений суда.

    Правовая позиция судов соответствует примененным по настоящему делу нормам права, регулирующим спорные правоотношения, не противоречит установленным по делу обстоятельствам дела.

    Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Крымского районного суда Краснодарского края от 07 февраля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО11, - без удовлетворения.

    Полный текст определения составлен машинописным текстом с использованием технических средств 05.09.2024г.

    Председательствующий

    Ж.А.Гордеева

    Судьи

    О.В.Капитанюк

    Ф.Г.Руденко

8Г-25445/2024 [88-27955/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Саргсян Руслан Арменович
Ответчики
Администрация МО Крымский район
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Другие
Управление по вопросам семьи и детства администрации МО Крымский район
Гречко Татьяна Владимировна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Гордеева Ж. А.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
05.09.2024Судебное заседание
05.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее