К делу № 2-1499/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2012 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Паластровой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Алиевой Е.А.,
с участием истца Шинкарева В.П.,
представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район – Лебединского В.М., действующего на основании доверенности от 17 июля 2012 года № 03-3301;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинкарева Виктора Павловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании права на перерасчет трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Шинкарев В.П. обратился в суд с исковым заявлением к УПФ РФ (ГУ) в муниципальном образовании Тихорецкий район о признании права на трудовую пенсии по старости. Иск мотивирован тем, что Шинкарев В.П. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с исчислением из заработка за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года.
Согласно выписке из решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от 11 октября 2012 года (протокол № 1081) Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район ему отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из заработка за вышеуказанный период в виду того, что «переезд из республики Молдова в Российскую Федерацию Шинкарева В.П. состоялся после распада СССР, и на территории РФ отработано после переезда более 5 лет. Назначение пенсии по старости может быть произведено только из заработка за период с 01.01.1994 по 31.12.1998».
Обосновывая отказ в назначении пенсии истцу из заработка за период с 01.10.1977 по 30.09.1982, ответчик указал, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в строгом соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ. Также ответчик указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного закона «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации». К числу международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года.
Согласно части 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения от 10.02.1995, для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения.
Считает решение неправомерным и подлежащим отмене, указывает, что УПФ РФ обязано исчислять ему пенсию из заработка за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года.
Истец родился ДД.ММ.ГГГГ года в городе <адрес> Чечено-Ингушской АССР, входящей в состав РСФСР. Трудовую деятельность начал в 1968 году в возрасте 16 лет. Проходил службу в рядах Советской Армии с ноября 1971 года по ноябрь 1973 года. До октября 1982 года проживал в городе Грозный. В 1982 году переехал в Молдову. На момент переезда имел стаж работы в Российской Федерации 14 лет. В Молдове проживал и трудился до 1993 года. В связи с распадом СССР, в 1993 году возвратился в Российскую Федерацию, при этом имел паспорт гражданина СССР. Гражданство СССР получил в 1993 году. С 1993 года и по настоящее время проживал в Тихорецке, работал на различных предприятиях, имел небольшой и нестабильный заработок. Является ветераном труда. Имел многочисленные поощрения за трудовую деятельность на территории России. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая 1977 года награжден медалью «За трудовую доблесть».
В июле 2012 года обратился за назначением трудовой пенсии по старости, исходя из заработка, который имел на территории Российской Федерации с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года. Отказ комиссии Управления Пенсионного фона считает необоснованным последующим причинам.
На момент обращения за назначением трудовой пенсии истец являлся гражданином России, что подтверждено паспортом гражданина России. Следовательно, при назначении пенсии УПФ РФ должно руководствоваться нормами Федерального закона о трудовых пенсиях № 173-ФЗ в полном объеме. До переезда в Молдову в 1982 году, истец имел трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку его пенсионных прав с учетом соответствующего заработка на территории России. В соответствии со статьей 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Иностранные лица и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся с территории республик Молдова на территорию РФ, регулируются Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенным 10 февраля 1995 года.
В соответствии с Соглашением, на которое ссылается УПФ РФ в своем отказе (статьи 2, 3, 4, 6, 8) пенсионное обеспечение граждан РФ и граждан Республики Молдова осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Истец указывает, что на основании Соглашения ему должны быть обеспечены равные возможности в назначении пенсии с другими гражданами РФ. При оценке пенсионных прав граждан РФ в соответствии с пунктом 12 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускается применение порядка подтверждения трудового стажа и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, действовал до дня вступления в силу данного Федерального Закона и предусматривал возможность исчисления пенсии заработка за любые 60 месяцев подряд, полученного в течение всей трудовой деятельности, в том числе на территории бывшего СССР (статья 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
На основании пункта 12 Рекомендаций, прилагаемых к Распоряжению Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР»: по желанию граждан – переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года. Такая же возможность закреплена и Письмом Минтруда России от 14 ноября 2003 №3738-16.
Отказ ответчика в исчислении пенсии истца, исходя из полученного заработка за период с 01.10.1977 по 30.09.1982 противоречит нормам международного соглашения от 10.02.1995, законодательству Российской Федерации, не оправдывается ни одной из целей, установленной статьей 55 Конституции РФ.
Наличие в Соглашении норм об исчислении заработка для граждан Республики Молдова, претендующих на пенсию после переселения в РФ, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права истца на пенсию: истец не является гражданином Молдовы, а является гражданином России с 1993 года, после переезда из Молдовы около 20 лет проживает в РФ, из 60 лет жизни лишь 11 лет жил в Молдове, имеет стаж работы в России 24 года (в том числе 14 лет до выезда в Молдову), в Молдове - 11 лет.
Применении к нему норм Соглашения от 10 февраля 1995 года, расчет его трудовой пенсии из заработка после выезда из республики Молдова по аналогии с гражданами Молдовы, переселившимися на жительство в РФ, ведет к существенному снижению размера его трудовой пенсии. Считает, что как гражданин РФ, на основании статьи 30 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ имеет право на исчисление пенсии, исходя из заработка за период работы на территории РФ с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года.
Вывод ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления истца нельзя признать правильным. Просит решение комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район от 11 октября 2012 года (протокол № 181) признать незаконным. Признать выписку из протокола № 1081 от 11.10.2012 года решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район недействительной и непорождающей правовых последствий. Обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию по старости исходя из заработка за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил решение комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район от 11 октября 2012 года (протокол № 181) признать незаконным. Признать выписку из протокола № 1081 от 11.10.2012 года решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в МО Тихорецкий район недействительной и непорождающей правовых последствий. Обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости исходя, из заработка за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года согласно решению Тихорецкого городского суда от 05 сентября 2012 года с даты обращения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что трудовые пенсии в Российской Федерации с 01.01.2002 года устанавливаются и выплачиваются в строгом соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом, пунктом 2 статьи 1 Закона от 17.12.2001 года установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. К числу международных договоров относится Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года. Согласно части 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения от 10 февраля 1995 года, для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после пересечения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения.
Для граждан государства одной стороны, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы, при назначении пенсии для исчисления заработной платы по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, который соотносится с заработком в стране за аналогичный период (1671 рубль). Соответственно отношение заработков в этом случае составляет величину 1,0 (при предельной величине 1,2).
На основании изложенного комиссией было принято решение об отказе Шинкареву В.П. в назначении пенсии по старости из заработка за период с 01.10.1977 года по 30.09.1982 года, так как переезд из Республики Молдова в Российскую Федерацию состоялся после распада СССР и на территории Российской Федерации отработано после переезда более 5 лет (с 01.01.1994 года по 31.12.1998 года). Назначение пенсии по старости может быть произведено только из заработка за период с 01.01.1994 года по 31.12.1998 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7 и часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления социального обеспечения, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.
Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии, определены Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), а также Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 17 и пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии) носит заявительный характер и производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части) в сторону увеличения.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Шинкарев В.П. является гражданином Российской Федерации с 1993 года, что подтверждается его паспортом. С этого же года он после переселения из Республики Молдова постоянно проживает на территории Российской Федерации, где осуществлял трудовую деятельность и является получателем трудовой пенсии по старости с 03 октября 2012 года. При этом расчет размера его трудовой пенсии произведен из заработка за период работы после переселения из Республики Молдова в Россию, что оспаривается истцом.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в МО Тихорецкий район от 11.10.2012 года № 1081 истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости, исходя из заработка за период с 01.10.1977 года по 30.09.1982 года, в связи с тем, что частью 2 пункта 3 статьи 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения. Для граждан государства одной стороны, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимального требуемого периода работы для исчисления заработной платы, при назначении пенсии для исчисления заработной платы по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации.
Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 6 указанного Соглашения, содержащийся в нем порядок исчисления пенсии, применяется в отношении «граждан одного государства» переселившихся на территорию «другого государства», то есть применительно к рассматриваемому спору распространяется на граждан Республики Молдова, переселившихся на территорию Российской Федерации.
Прямое указание на применение данного порядка исчисления пенсии в отношении граждан, имеющих гражданство того государства, на территорию которого они переселились (в рассматриваемом случае в отношении граждан Российской Федерации, переселившихся из Республики Молдова на территорию Российской Федерации), равно как запрет на применение в отношении данных граждан порядка исчисления пенсии, установленного национальным законодательством того государства, гражданство которого они имеют и на территорию которого они переселились, указанное Соглашение не содержит.
Анализируя в совокупности доводы сторон, законодательство, подлежащее применению к рассматриваемому спору, суд находит исковые требования обоснованными, в связи с чем, истцу, в соответствии со статьями 6,18,19 Конституции РФ, статьи 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», статьи 4 названного международного Соглашения, должны быть обеспечены равные возможности в назначении пенсии с другими гражданами Российской Федерации, при оценке пенсионных прав которых в соответствии с пунктом 12 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускается применение порядка подтверждения трудового стажа и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривал возможность исчисления пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, полученного в течение всей трудовой деятельности.
Факт работы истца в период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года и размер среднемесячной заработной платы в размере 298 (двести девяносто восемь) рублей 69 (шестьдесят девять) копеек установлен решением Тихорецкого городского суда от 05 сентября 2012 года.
Доводы ответчика о том, что при назначении пенсии отношение заработка не должно исчисляться на основании вышеуказанного решения суда в силу Соглашения от 10.02.1995 года о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, суд не может принять во внимание, как нормы, ограничивающие право истца на исчисление пенсии исходя из заработка в период осуществления им трудовой деятельности на территории бывшего СССР, так как данные нормы касаются назначения пенсии гражданам Молдовы, переселившимся в Россию и претендующих на пенсию в России. Следовательно, при назначении пенсии и исчислении ее размера необходимо руководствоваться нормами закона, регулирующие осуществление пенсионных прав граждан России.
До переезда в Молдову истец имел трудовой стаж и заработок в России, что позволяет произвести оценку пенсионных прав с учетом соответствующего заработка на территории России с даты обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
При указанных обстоятельствах, отказ ответчика в исчислении пенсии истца исходя их полученного им заработка за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года, противоречит нормам вышеназванного Соглашения, законодательству Российской Федерации и не оправдывается ни одной из целей, установленной статьей 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, исковые требования Шинкарева В.П. о перерасчете трудовой пенсии по старости, исходя из заработка в размере 298 (двести девяносто восемь) рублей 69 (шестьдесят девять) копеек за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года с 03 октября 2012 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании статей 3, 17, 20 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать право Шинкарева Виктора Павловича на перерасчет трудовой пенсии по старости с 03 октября 2012 года, исходя из заработка в размере 298 (двести девяносто восемь) рублей 69 (шестьдесят девять) копеек за период с 01 октября 1977 года по 30 сентября 1982 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья