Дело № 7-656/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 16 июня 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области
Щербаковой Е.А. (по доверенности) на решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2022 года, постановление заместителя главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору № 210
от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору № 210
от 8 сентября 2021 года Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4
КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2022 года указанное постановление изменено, путем снижения назначенного Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Щербакова Е.А. (по доверенности) просит состоявшиеся по делу судебное решение и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области состава административного правонарушения, поскольку не является надлежащим субъектом административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа ФИО4, полагавшую, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 данного Кодекса.
Часть 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года
№ 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 16 сентября 2020 года № 1479 установлено, что руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Зона очистки от сухой травы, веток, других горючих материалов и сухостойных деревьев вокруг костра, место размещения запаса дров и огнетушащих средств должны составлять не менее 2 метров.
Не допускается разводить открытый огонь (костры) в местах, находящихся за территорией частных домовладений, на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты. После завершения мероприятия или при усилении ветра костёр или кострище необходимо залить водой или засыпать песком (землёй) до полного прекращения тления углей.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06 мая 2021 года, в период действия особого противопожарного режима, Администрацией Кстовского муниципального района допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно не обеспечена очистка от сухой растительности земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного между птицефабрикой и дер. Подлесово Кстовского района Нижегородской области, в нарушение п. 73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
На момент события административного правонарушения постановлением Администрации Кстовского района Нижегородской области от 19 апреля 2021 года № 848 на территории Кстовского муниципального района был введён особый противопожарный режим.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4
КоАП РФ.
Факт нарушения Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в деянии Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не является субъектом административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный между птицефабрикой и дер. Подлесово Кстовского района Нижегородской области, на котором произошел пожар, отсутствуют, следовательно, данный земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Пунктом 21 вышеуказанной статьи определено, что к вопросам местного значения муниципального района также относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из терминологического определения, пожар, повлекший человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей, а также материальные потери, в случае распространения горения и перехода огня с мусора на территорию населенного пункта и (или) расположенные рядом объекты будет являться чрезвычайной ситуацией (пожар неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровьюграждан, интересам общества и государства; чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей).
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября
2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (далее - 137-ФЗ), отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Также, в соответствии с ч. 4 ст. 3.3 137-ФЗ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Данное положение закрепляет за органом местного самоуправления право распоряжения государственными земельными наделами.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерально закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии действующим законодательством.
Исходя из вышеизложенного, доводы о том, что администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области не является лицом, ответственным за очистку от сухой растительности на земельном участке с кадастровым номером 52:26:0110014:90, расположенном между птицефабрикой и дер. Подлесово Кстовского района Нижегородской области, и соответственно, не является субъектом ответственности по данному делу об административном правонарушении, являются не состоятельными.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и постановления должностного лица, в своей совокупности направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением и постановлением должностного лица, не является основанием к их отмене, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом допущено не было.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и судебного решения незаконными и необоснованными, не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа при его соразмерном снижении до 100 000 (ста тысяч) рублей назначено Администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебное решение, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены, в том числе по доводам жалобы заявителя, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 210 ░░ 8 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░.░. (░░ ░░░░░░░░░░░░) - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░