Судья Латыпова Р.Р. дело № 22-182/2024
(№ 22-10367/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 января 2024 г. г. Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Маликовой Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Мавриной П.А.,
с участием осужденного Шуралева А.А.,
адвоката Черновой Л.В., представившей ордер № 425136 и удостоверение № 2738, в защиту осужденного Шуралева А.А.,
прокурора Пронина М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Черновой Л.В. на приговор Авиастроительного районного суда г. Казани от 21 ноября 2023 г., по которому
Шуралев Александр Анатольевич, родившийся <дата> г. в <адрес> <данные изъяты>, зарегистрированный и проживающий: <адрес> <данные изъяты>, несудимый,
осужден по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ к обязательным работам на 240 часов с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 2 года 6 месяцев;
постановлено наказание в виде обязательных работ отбывать на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией; разрешен вопрос о вещественных доказательствах: автомобиль «Daewoo Nexia», государственный регистрационный знак ...., хранящийся на специализированной стоянке «КамАЗ», конфискован в доход государства.
Изучив материалы уголовного дела, заслушав выступления осужденного Шуралева А.А., адвоката Черновой Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и мнение прокурора Пронина М.В., полагавшего приговор оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
установил:
по приговору Шуралев А.А. признан виновным в управлении автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Преступление Шуралевым А.А. совершено 11 июня 2023 г. в г. Казани при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Шуралев А.А. вину в совершении преступления признал, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний, отказался.
Из оглашённых в порядке ст. 276 УПК РФ показаний, данных Шуралевым А.А. в ходе предварительного расследования следовало, что 11 июня 2023 г. при управлении автомобилем, он был остановлен сотрудником полиции – инспектором ДПС. Сотрудник полиции предложил ему пройти освидетельствование на состояние опьянения с использованием специального средства измерения, на что он согласился, поскольку не отрицал, что употребил алкоголь. Результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с применением «Алкотектора Юпитер-К» № 013072 была установлена степень его алкогольного опьянения равной 0,390 мг/л. В этот же день в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, с содержанием данного протокола он согласился и подписал его.
В апелляционной жалобе адвокат Чернова Л.В. полагает назначенное Шуралеву А.А. наказание слишком суровым, а конфискацию автомобиля «Daewoo Nexia» - необоснованной. Указывает, что суд назначил Шуралеву А.А. наказание без учета смягчающих наказание обстоятельств, в соответствии со ст. 61 УК РФ, наличие которых дает основание для применения положений ст. 64 УК РФ - назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. При этом указывает, что Шуралев А.А. является инвалидом третьей группы, на его иждивении находятся малолетний и несовершеннолетний ребенок. Просит учесть, что конфискованный автомобиль «Daewoo Nexia» является источником средств к существованию, а также то, что на данном автомобиле осужденный перевозит двоих детей в учебное заведение. Просит приговор изменить, назначить Шуралеву А.А. наказание с применением ст. 64 УК РФ.
В возражениях государственный обвинитель помощник прокурора Авиастроительного района г. Казани Сабиров Р.Ш. полагает, что вынесенный в отношении Шуралева А.А. приговор является законным, обоснованным и справедливым, просит оставить без изменения, жалобу адвоката – без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Вина Шуралева А.А. в совершении преступления, за которое он осужден, установлена собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами, подробный анализ которых содержится в приговоре.
Так, из показаний свидетеля Сагдеева А.З. – инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Казани, оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что 11 июня 2023 г. в ходе несения службы патрулирования в Московском районе г. Казани, на ул. Гудованцева им был замечен автомобиль марки «Daewoo Nexia» с государственным регистрационным знаком .... рус под управлением Шуралева А.А. У последнего имелись признаки опьянения. Шуралеву А.А. в присутствии понятых было предложено пройти медицинское освидетельствование при помощи специального средства измерения, по результатам которого состояние алкогольного опьянения была установлена равной 0,390 мг/л. В этот же день в отношении Шуралева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении.
Из акта освидетельствования № 178302 от 11 июня 2023 г. следует, что у Шуралева А.А. установлено алкогольное опьянение – 0,390 мг/л.
Вина осужденного подтверждается также постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Авиастроительному району г. Казани от 19 ноября 2022 г., согласно которому Шуралев А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 12 суток. Постановление вступило в законную силу 30 ноября 2022 г.
Юридическая квалификация действий Шуралева А.А. по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, как управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, является правильной.
В соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.
Смягчающими наказание обстоятельствами Шуралева А.А. судом обоснованно признаны: полное признание вины, раскаяние в содеянном, положительная характеристика, наличие на иждивении малолетнего ребенка, а также несовершеннолетнего ребенка гражданской супруги, состояние здоровья осужденного, в том числе и то, что Шуралев А.А. является инвалидом третьей группы, а также состояние здоровья близких родственников осужденного.
Обстоятельств, отягчающих наказание Шуралева А.А., судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Приведенные судом мотивы назначения размера наказания убедительны и не свидетельствуют о формальном подходе к его назначению.
Те обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе адвокат Чернова Л.В., в том числе наличие у Шуралева А.А. на иждивении малолетнего и несовершеннолетнего ребенка, а также то, что Шуралев А.А. является инвалидом третьей группы, судом при назначении наказания Шуралеву А.А. учтены в полном объёме.
Все обязательные, а также имеющие значение при решении вопроса о размере наказания обстоятельства, судом учтены. Оснований для признания иных обстоятельств, смягчающими наказание, в отношении осужденного Шуралева А.А. и, в целом, для смягчения наказания, суд апелляционной инстанции, не усматривает.
Суд первой инстанции не установил, а суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо обстоятельств, которые бы существенно уменьшили общественную опасность совершенного преступления, были бы исключительными и достаточными для применения правил ст. 64 УК РФ.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводом апелляционной жалобы адвоката о суровости назначенного Шуралеву А.А. наказания. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Шуралеву А.А. наказание, является справедливым, соответствует требованиям закона, в том числе о разумности и справедливости, правила назначения наказания судом соблюдены. Оснований считать назначенное наказание слишком суровым, не имеется, как не усматривается и оснований для его снижения.
Относительно довода апелляционной жалобы адвоката о необоснованной конфискации автомобиля «Daewoo Nexia» в доход государства, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что вопрос разрешения судьбы вещественных доказательств, суд при вынесении приговора разрешил в порядке, предусмотренном ст. 81 УПК РФ.
В данном случае факт использования Шуралева А.А. автомобиля марки «Daewoo Nexia», а также его принадлежность осужденному на праве собственности установлена судом на основании совокупности имеющихся в материалах уголовного дела доказательств и самим Шуралевым А.А. не отрицалось.
Таким образом, судом первой инстанции по настоящему делу была установлена совокупность обстоятельств, с которыми закон связывает возможность применения конфискации имущества, как меры уголовно-правового характера.
Указанные в жалобе адвоката обстоятельства, в частности, что конфискованный автомобиль является единственным транспортным средством, не исключают правильность выводов суда о конфискации транспортного средства и таковой не препятствуют. Доводы адвоката о том, что конфискация автомобиля ставит Шуралева А.А. в тяжелое материальное положение, принципиального значения для решения вопроса о конфискации не имеют.
Вместе с тем, обжалуемый приговор подлежит изменению.
Так, суд первой инстанции необоснованно в приговоре указал, как на доказательство вины Шуралева А.А., справку из ГИБДД УМВД России по г. Казани, согласно которой Сиразутдинов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (л.д. 39). Так, из протокола судебного заседания от 21 ноября 2023 г. следует, что указанный документ в ходе судебного разбирательства не оглашался и к данному делу отношение не имеет. Следовательно, в силу ч. 3 ст. 240 УПК РФ суд не вправе был ссылаться в приговоре на данную справку из ГИБДД УМВД России по г. Казани, как на доказательство вины осужденного Шуралева А.А. Исключение указанного доказательства из приговора само по себе не свидетельствует о незаконности и необоснованности приговора в целом, который постановлен на достаточной совокупности иных доказательств по уголовному делу, отвечающих требованиям закона.
В остальном приговор подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
приговор Авиастроительного районного суда г. Казани от 21 ноября 2023 г. в отношении Шуралева Александра Анатольевича изменить, исключить из описательно-мотивировочной части приговора, как на доказательство вины осужденного, справку из ГИБДД УМВД России по г. Казани, согласно которой Сиразутдинов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ - л.д. 39.
В остальном тот же приговор оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Черновой Л.В. – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 401.7 и 401.8 УПК РФ, могут быть поданы в Судебную коллегию по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора.
В случае пропуска срока, установленного ч. 4 ст. 401.3 УПК РФ, или отказа в его восстановлении кассационные жалоба, представление на приговор подается непосредственно в суд кассационной инстанции и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. ст. 401.10 - 401.12 УПК РФ.
Шуралев А.А. вправе участвовать в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Председательствующий