№2(1)а-107/2021
56RS0005-01-2021-000049-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 24 февраля 2021 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя МО МВД РФ «Абдулинский» и УМВД России по Оренбургской области Халиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серкбаева Рената Аманкунисовича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Абдулинский», регистрационно-экзаменационной группе отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Абдулинский» о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета автомобиля,
У С Т А Н О В И Л:
Серкбаев Р.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском к РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский», указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи транспортного средства он приобрел у Попова Ю.А. автомобиль марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя №, кузов №, цвет - синий, государственный регистрационный номер №. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» по г.Оренбургу по месту своего жительства с заявлением о постановке транспортного средства на регистрационный учет. Ему было отказано в совершении данного регистрационного действия по тем основаниям, что транспортное средство утилизировано по инициативе собственника 17.02.2017 года. 07.10.2020 года вновь письменно обратился в РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» по г.Оренбургу от имени собственника с заявлением о постановке транспортного средства на регистрационный учет, а также предоставил транспортное средство на контрольный осмотр. 05.11.2020 года ему вновь было отказано со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации». Между тем, на момент снятия автомобиля с учета, автомобиль утилизирован не был, регистрационные документы и регистрационные знаки на него не утрачены, находились у собственника, также как и вышеуказанный автомобиль, тем более, что доказательств фактической утилизации автомобиля не представлено. Считает, что снятие спорного автомобиля с учета в связи с утилизацией РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» произведено в отсутствие документов, необходимых для совершения регистрационных действий, без надлежащей проверки сведений, без установления соответствия произведенных регистрационных действий фактическим обстоятельствам, связанным с утилизацией автомобиля, что привело к нарушению его прав как собственника автомобиля. В результате снятия автомобиля с учета в связи с его утилизацией, он лишен возможности его использования по назначению в качестве транспортного средства, поскольку в этом случае восстановление регистрации транспортного средства, а, следовательно, и его допуск к участию в дорожном движении, невозможно. Таким образом, сотрудниками ГИБДД не были выполнены в полном объеме действия, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента. Поскольку транспортное средство по своей правовой природе относится к движимому имуществу, его отчуждение государственной регистрации не подлежит, момент возникновения права собственности на такую вещь возникает с момента ее передачи. Законом не установлено, что право собственности на транспортное средство возникает лишь после регистрации в органах ГИБДД. Государственная регистрация транспортных средств не является регистрацией в том смысле, которая в силу закона порождает право собственности. Государственная регистрация транспортных средств имеет своей целью подтверждение владения лицом транспортным средством в целях государственного учета и по своему содержанию является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом. Учитывая изложенное, отсутствие факта регистрации транспортного средства в установленные законом сроки после его приобретения по договору купли-продажи, не лишает заявителя права собственности на данное транспортное средство. По смыслу закона, под утилизацией транспортного средства понимается процедура по разборке транспортного средства, в результате которой оно прекращает существовать именно как транспортное средство, и образуются отходы разных видов, как подлежащие, так и не подлежащие дальнейшему использованию. Истец просит суд признать незаконными и необоснованными действия РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» Оренбургской области, связанные со снятием с государственного регистрационного учета, принадлежащего ему на праве собственности автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя №, кузов №, цвет - синий, государственный регистрационный номер №. Обязать административного ответчика восстановить государственный учет автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя № кузов №, цвет - синий, государственный регистрационный номер №.
05.02.2021 года судом к участию в деле в качестве соответчика на основании части 2 статьи 221 КАС РФ привлечен Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российский Федерации «Абдулинский».
Административный истец Серкбаев Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме, признать, что административным истцом Серкбаевым Р.А. не пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением об обжаловании действий РЭГ ОГИБД МО МВД «Абдулинский» по снятию с регистрационного учета транспортного средства в связи с утилизацией, на том основании, что узнал о нарушении РЭГ ОГИБДД МО МВД «Абдулинский» своего права на обжалование действий по незаконному снятию с регистрационного учета транспортного средства, регистрационный знак № в связи с утилизацией 10.12.2020 года. В случае, если судом будет принято решение о несостоятельности его доводов, просил суд признать уважительной причину пропуска трехмесячного срока обращения в суд с административным исковым заявлением, так как до 10.12.2020 года не знал, кто нарушил его права, чьи действия он должен оспаривать и какому суду подсудно данное заявление, что является уважительной причиной пропуска срока обращения в Абдулинский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением и дает ему право ходатайствовать о восстановлении срока. Признать пропуск срока на подачу административного искового заявления по уважительной причине и восстановить срок на подачу административного искового заявления. В заявлении указал, что о снятии с регистрационного учет транспортного средства Lada, 2007 года выпуска, в связи с утилизацией на основании личного заявления Попова Ю.А., поданного 17.02.2017 года в РЭГ ОГИБДД МО МВД «Абдулинский», он узнал 10.12.2020 года в ходе судебного заседания по административному делу №2а-2384/2020 в Оренбургском районном суде Оренбургской области. 29.08.2020 года он приобрел у Попова Ю.А. транспортное средство и о том, что данное транспортное средство подлежало утилизации с февраля 2017 года, Попов Ю.А. ему не сообщил. 03.09.2020 года он обратился в РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» по г.Оренбургу по месту своего жительства с заявлением о постановке транспортного средства, регистрационный знак №, на регистрационный учет на основании договора купли-продажи от 29.08.2020 года. 21.09.2020 года на основании ответа № ему было отказано в совершении данного регистрационного действия по тем основаниям, что транспортное средство утилизировано 17.02.2017 года. В данном письме не содержалась информация кем и по каким основанием была прекращена регистрация транспортного средства, регистрационный знак №, в связи с утилизацией. 07.10.2020 года вновь письменно обратился с заявлением в РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» по г.Оренбургу от имени Попова Ю.А. о постановке транспортного средства на регистрационный учет, а также предоставил оригиналы ПТС, СТО и транспортное средство, регистрационный знак №, на контрольный осмотр, в качестве доказательства, что оно не утилизировано. 05.11.2020 года на основании письма № ему вновь было отказано со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», а также ему дополнительно было дано разъяснение о возможности восстановления регистрационного учета его транспортного средства при признании действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными на основании решения суда. В данном письме также не было информации, когда и кем произведено снятие с регистрационного учета и утилизация транспортного средства. 10.11.2020 года им было направлено административное исковое заявление в Оренбургский районный суд Оренбургской области с просьбой признать незаконными действия РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» по г.Оренбургу в отказе в восстановлении государственного учета транспортного средства и обязании поставить на учет транспортное средство. Исковое заявление принято к производству судьей Оренбургского районного суда Оренбургской области Солдатковой Р.А. 10.12.2020 года. По делу № проводилось судебное заседание, в ходе которого представитель МУ МВД России «Оренбургское» Скопина Е.А. предоставила в обоснование возражений заверенные копии документов о том, что транспортное средство было снято с регистрационного учета в связи с утилизацией РЭГ ОГИБД МО МВД «Абдулинский», следовательно, он должен оспаривать их действия по снятию с регистрационного учета транспортного средства в связи с утилизацией, что им было совершено 12.01.2021 года.
В судебном заседании представитель УМВД России по Оренбургской области и МО МВД России «Абдулинский» Оренбургской области Халина Н.Н. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление.
В судебное заседание заинтересованное лицо Попов Ю.А. не явился, в поступившем в суд заявлении просит провести дело в его отсутствие, указав, что исковые требования Серкбаева Р.А. поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Суд, исследовав материалы административного дела, заслушав представителя ответчика и заинтересованного лица Халину Н.Н., оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Административным истцом представлена в материалы дела копия договора купли-продажи транспортного средства от 29.08.2020 года, по условиям которого Попов Ю.А. продал Серкбаеву Р.А. транспортное средство (автомобиль): марки ВАЗ-21123, LADA 112, идентификационный номер (VIN): №, год выпуска - 2007 год, № двигателя №, № шасси (рамы): отсутствует, № кузова: №, цвет - синий, государственный регистрационный знак №, свидетельство о регистрации № выдано ДД.ММ.ГГГГ РЭГ ГИБДД МО РФ «Абдулинский».
В пункте 2 договора указано, что транспортное средство принадлежит продавцу на праве собственности, что подтверждает паспортом транспортного средства серии <адрес>, выданного 13.02.2007 года ОАО «Автоваз».
В свидетельстве о регистрации № №, выданного 18.02.2014 года РЭГ ГИБДД МО МВД «Абдулинский», и в Паспорте транспортного средства <адрес>, собственником вышеназванного транспортного средства указан Попов Юрий Александрович.
Согласно карточке учета транспортного средства, предоставленной РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский», автомобиль LADA 211230 LADA 112, 2007 года выпуска, (VIN) №, государственный регистрационный знак №, снят с учета его владельцем Поповым Ю.А. в связи с утилизацией 17.02.2017 года.
Судом установлено, что 17.02.2017 года Попов Ю.А. обратился в госавтоинспекцию МРЭО ГИБДД №3 УМВД РФ по Оренбургской области (г.Абдулино) с заявлением о снятии транспортного средства LADA 211230 LADA 112, 2007 года выпуска, (VIN) №, с регистрационного учета в связи с утилизацией. Из заявления следует, что Попов Ю.А. заявил об утере свидетельства о регистрации ТС серии № № и паспорта транспортного средства <адрес> весной 2015 года, факт кражи исключал.
В тот же день должностным лицом МРЭО ГИБДД №3 УМВД РФ по Оренбургской области (г.Абдулино) автомобиль был снят с регистрационного учета в связи с утилизацией.
Таким образом, снятие автомобиля с учета в связи с утилизацией произведено на основании личного волеизъявления собственника автотранспортного средства Попова Ю.А.
03.09.2020 года Серкбаев Р.А. обратился в РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» с заявлением о постановке на учет того же автомобиля на основании договора купли-продажи от 29.08.2020 года, заключенного с Поповым Ю.А.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 10.12.2020 года, принятым по административному исковому заявлению Серкбаева Рената Аманкунисовича к регистрационно-экзаменационному отделу Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Оренбургское» о признании незаконным решения об отказе в регистрационных действиях, об обязании зарегистрировать автомобиль, в удовлетворении вышеназванных исковых требований Серкбаеву Р.А. отказано.
Вышеназванным судебным постановлением установлено, что 03.09.2020 года Серкбаев Р.А. обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о постановке на регистрационный учет автомобиля ВАЗ-21123, LADA 112, VIN № 2007 года выпуска. В удовлетворении указанного заявления Серкбаеву Р.А. было отказано в связи с тем, что указанный автомобиль 17.02.2017 года на основании заявления его собственника Попова Ю.А., был снят с государственного учета в связи с утилизацией. 07.10.2020 года Серкбаев Р.А., действуя от имени Попова Ю.А. по доверенности, повторно обратился в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о восстановлении государственного учета транспортного средства ВАЗ-21123, LADA 112. В ответе РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» от 05.11.2020 года в восстановлении регистрационного учета спорного автомобиля было отказано по аналогичному основанию. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что снятие спорного автомобиля с учета в связи с утилизацией, произведено на основании личного волеизъявления собственника автотранспортного средства ВАЗ-21123, LADA 112, VIN №, 2007 года выпуска, Попова Ю.А., выраженного в заявлении от 17.02.2017 года. Причиной утилизации послужила утрата паспорта транспортного средства. Вместе с тем, при заключении договора купли-продажи от 29.08.2020 года истцу был передан данный документ. Отказывая заявителю в постановке на регистрационный учет данного автомобиля, сотрудники РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» действовали в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок, условия и основания постановки на регистрационный учет транспортных средств, в пределах предоставленных им полномочий, поскольку восстановление транспортных средств, снятых с учета в связи с утилизацией, не производится. Между тем, за Серкбаевым Р.А. сохраняется право оспорить договор купли-продажи автомобиля в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку допуск имеющегося у административного истца автомобиля к участию в дорожном движении ограничен федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, довод административного истца Серкбаева Р.А. о нарушении органом, чьи действия обжалуются, его прав как собственника, судом признаны несостоятельными. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортного средства является обязательным условием для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения. Поскольку владение и пользование на праве собственности транспортным средством как источником повышенной опасности обусловлено дополнительными требованиями, то возникновение права собственности на транспортное средство обусловлено не только заключением договора-купли продажи, но и обязательной государственной регистрацией. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе Серкбаеву Р.А. в удовлетворении требований о признании незаконными решений об отказе в регистрационных действиях и об обязании зарегистрировать автомобиль.
Вышеназванное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу 19.01.2021 года.
Административным истцом обжалуются действия РЭГ ОГИБДД МВД России «Абдулинский» Оренбургской области, связанные со снятием с государственного регистрационного учета, принадлежащего ему на праве собственности автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска.
В соответствии с пунктами 65, 66 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года №605, в редакции, действующей на момент подачи заявления 17.02.20217 года, снятие транспортного средства с учета осуществляется в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание или утилизацией транспортного средства.
При снятии транспортного средства с учета выполняются административные процедуры, предусмотренные пунктом 32 Административного регламента.
Паспорта транспортных средств (при их наличии), а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» соответствующих типов.
Высвободившиеся регистрационные знаки, не подлежащие повторному использованию, регистрационные документы, паспорта транспортных средств, принимаются сотрудником и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 32 названного Административного регламента определено, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления; проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий; оформление документов, подлежащих выдаче заявителю; проверка и подписание документов; введение информации в автоматизированные информационные системы; выдача документов и государственных регистрационных знаков; сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.
Согласно пункту 35 Административного регламента проверка полноты достоверности сведений о владельце транспортного средства и (или) транспортном средстве осуществляется в автоматизированном порядке по автоматизированным информационным системам во время ввода данных при проведении соответствующих административных действий.
Указанный порядок действий применяется также при поступлении заявлений с использованием Единого портала.
При отсутствии возможности автоматизированной проверки она проводится путем запроса в межрегиональное и (или) региональное подразделение информационного обеспечения Госавтоинспекции.
Допускается исполнение и направление вышеуказанных запросов посредством телефона, телетайпа, телефакса, телефонограмм, электронной почты либо по другим каналам связи. Направление запроса производится незамедлительно, а его исполнение - в день поступления, с применением указанных средств связи.
В рамках формирования и направления через СМЭВ запросов в федеральные органы исполнительной власти согласно пункту 17 Административного регламента.
При отсутствии технической возможности направления межведомственного запроса с использованием СМЭВ соответствующий межведомственный запрос направляется на бумажном носителе по факсу с одновременным его направлением по почте.
В соответствии с пунктом 40 Административного регламента осмотр транспортного средства производится в следующих случаях:
при регистрации транспортного средства;
при изменении регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства;
при внесении изменений в регистрационные данные, не связанные с изменением фамилии, имени, отчества, адреса места жительства физического лица, наименования и адреса места нахождения юридического лица, а также с получением регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность;
при снятии с учета транспортного средства в связи с его вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание, за исключением случаев, если транспортное средство вывезено и оставлено прежним или новым владельцем за пределами Российской Федерации, при наличии соответствующей отметки в регистрационных документах.
Допускается представление акта осмотра группы транспортных средств, составленного в соответствии с требованиями Правил регистрации транспортных средств.
Кроме того, пунктом 60.4 Административного регламента установлено, что правовым основанием для прекращения регистрации транспортного средства является заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Административный регламент принят во исполнение статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», пункта 1 части 1 статьи 6 и статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 год №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Полномочия МВД России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по принятию Административного регламента установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 года №248.
Согласно подпункту 4 статьи 12 Положения данное Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Административный регламент, как это следует из его пунктов 1 и 5, определяет сроки, последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» устанавливает, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Приведенное правовое регулирование предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременения, связанных с обладанием этим имуществом, имеющим особые характеристики и использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях.
Условием осуществления регистрационных действий является принадлежность транспортного средства лицу на том или ином законном основании (право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, право аренды и тому подобное), которое должно быть подтверждено соответствующими документами.
Основания перехода и утраты права собственности, а также объем и границы правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом определены федеральным законодателем.
Так, в силу пункта 2 статьи 218 и пункта 1стаьи 135 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества и прекращается в том числе при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Следовательно, переход права собственности либо утрата иных законных оснований владения и пользования имуществом могут осуществляться на основании сделок, заключение которых при предоставлении прежним владельцем заявления и подтверждающих данные обстоятельства документов влечет прекращение регистрации транспортного средства, а также освобождение этого владельца от обязанности поддерживать транспортное средство в технически исправном состоянии и возникновение данной обязанности у нового владельца, если в течение 10 дней со дня заключения сделки он не произвел регистрацию приобретенного транспортного средства и, таким образом, не исполнил специальные правила, связанные с использованием источника повышенной опасности, что предполагает наступление административной ответственности за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, предусмотренной статьей 19.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом необходимости защиты интересов прежнего владельца транспортного средства оспариваемое нормативное предписание предусматривает в качестве одного из оснований прекращения регистрации заявление этого владельца о прекращении регистрации транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки.
Соответствующие данные и сведения о новом владельце в силу пункта 50.2 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России №496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации №192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации №134 от 23.06.2005 года, подлежат внесению в паспорт транспортного средства при совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на это транспортное средство.
Поскольку регистрационные действия осуществляются в целях реализации задач, определенных Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», направлены в том числе на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц и являются формой административного контроля, обеспечивающей противодействие преступлениям и правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, требование оспариваемой нормы о предъявлении прежним владельцем документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем полностью согласуется с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.
Из анализа указанных правовых норм следует, что необходимым условием для совершения в интересах заявителя (лица, считающего себя новым собственником транспортного средства) регистрационных действий после снятия транспортного средства с регистрационного учета прежним собственником является наличие достоверных сведений о переходе к заявителю права собственности на имущество.
Такие сведения могут содержаться в документах, представленных прежним собственником транспортного средства при снятии транспортного средства с регистрационного учета, подтверждающих переход права собственности к новому собственнику, например, договор купли-продажи автомобиля, а также усматриваться из действий прежнего собственника по передаче должностным лицам, ответственным за совершение регистрационных действий, наряду с договором купли-продажи документов на транспортное средство (ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства), государственных регистрационных знаков, а равно предъявление транспортного средства для осмотра. Наряду с этим заявитель в установленный законом 10-дневный срок обязан совершить действия, подтверждающие регистрации за ним транспортного средства. В случае, когда прежний собственник не намерен отчуждать транспортное средство в связи с утилизацией последнего, договор купли-продажи им не представляется, а транспортное средство не подлежит осмотру.
В соответствии с названными нормами закона судом установлено, что имеющиеся в деле документы с бесспорностью подтверждают намерение Попова Юрия Александровича снять транспортное средство с регистрационного учета именно в связи с утилизацией автомобиля, а не в целях регистрации транспортного средства за Серкбаевым Р.А.
Таким образом, располагая по состоянию на 17.02.2017 года лишь сведениями о Попове А.Ю., как собственнике транспортного средства Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, должностные лица МРЭО ГИБДД №3 УМВД РФ по Оренбургской области (г.Абдулино) (в настоящее время – РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский») правомерно, действуя в рамках предписаний административного регламента были обязаны снять с учета транспортное средство по заявлению Попова Ю.А., иное привело бы к нарушению требований действующего в то время Административного регламента и повлекло нарушение прав собственника транспортного средства Попова Ю.А.
При совершении регистрационных действий по снятию транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией каких-либо нарушений Административного регламента со стороны должностных лиц РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» не установлено.
В административном исковом заявлении также отсутствуют указания на какие-либо конкретные факты допущенных нарушений должностными лицами РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» действующего законодательства при снятии с регистрационного учета транспортного средства.
Кроме того, Попов Ю.А. в заявлении не подтверждает отчуждения им транспортного средства в пользу Серкбаева Р.А. ни при обращении с заявлением о его утилизации, ни в процессе рассмотрения настоящего дела судом. С учетом изложенного представленный Серкбаевым Р.А. договор купли-продажи вызывает сомнения в его достоверности наряду с тем, что сам Попов Ю.А. не обращался в суд с административным исковым заявлением по признанию незаконными действий РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» по снятию автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Между тем, применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца Серкбаева Р.А. о признании незаконными и необоснованными действий РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» по снятию с государственного регистрационного учета автомобиля марки LADA, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя № кузов №, цвет - синий, государственный регистрационный номер №, не имеется.
В соответствии с подпунктом 60.6 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года №605 конкретизировано, что основанием прекращения регистрации транспортного средства является заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией. В соответствии с подпунктом 15.10 Административного регламента, введенного Приказом МВД России от 20.03.2017 года №139, в регистрирующий орган необходимо предоставлять документы, подтверждающие факт утилизации транспортного средства. К таким документам относится свидетельство об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства (пункт 66 Регламента в редакции приказа МВД России от 20.03.2017 года №139). До внесения изменений в Регламент приказом МВД России от 20.03.2017 года №139 необходимости в предоставлении документов, подтверждающих факт утилизации, не было, достаточно было указать причину прекращения регистрации «в связи утилизацией».
При изложенных обстоятельствах, доводы Серкбаева Р.А. в административном исковом заявлении о незаконности снятия 17.02.2017 года спорного автомобиля с учета в связи с его утилизацией в отсутствие документов, необходимых для совершения регистрационных действий, без надлежащей проверки сведений, являются несостоятельными.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», восстановление государственного учета транспортного средства в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.
Поскольку материалами дела не подтвержден факт нарушения закона должностными лицами РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» Оренбургской области, то оснований для удовлетворения заявленных требований Серкбаева Р.А. о восстановлении государственного учета автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, государственный регистрационный номер №, не имеется.
Доводы представителя административного ответчика Халиной Н.Н. о том, что Серкбаевым Р.А. пропущен срок для обращения с административным иском, заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, начало исчисления трехмесячного срока приходится на дату отказа РЭО ГИБДД МО МВД России «Оренбургское» в совершении регистрационных действий в постановке транспортного средства на регистрационный учет на основании договора купли-продажи от 29.08.2020 года, в то время как административное исковое заявление поступило в районный суд посредством почты 19.01.2021 года, то есть после истечения указанного срока.
Обращение Серкбаева Р.А. в Оренбургский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением к РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» об оспаривании решения по отказу в регистрационных действиях не прерывает течение срока, предусмотренного вышеприведенной нормой, в отношении действий сотрудников РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» по снятию с регистрационного учета автомобиля.
Более того, как следует из искового заявления, изложенного в решении Оренбургского районного суда Оренбургской области от 10.12.2020 года, истцу было известно о том, что 21.09.2020 года РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» в проведении регистрационных действий ему отказано по тем основаниям, что транспортное средство утилизировано по инициативе собственника 17.02.2017 года, однако административное исковое заявление о признании незаконными действий РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» по снятию с регистрационного учета направлены посредством почты 12.01.2021 года, то есть по истечении предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ. Доводы административного истца о том, что до 10.12.2020 года не знал, кто нарушил его права, чьи действия он должен оспаривать и какому суду подсудно данное исковое заявление, к уважительным причинам пропуска срока отнесены быть не могут. При таких обстоятельствах оснований в восстановлении пропущенного срока не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Серкбаева Рената Аманкунисовича к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Абдулинский», регистрационно-экзаменационной группе отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Абдулинский» о признании незаконными и необоснованными действия РЭГ ОГИБДД МО МВД России «Абдулинский» Оренбургской области, связанные со снятием с государственного регистрационного учета, принадлежащего ему на праве собственности автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя 1795595, кузов ХТА2112307000010, цвет синий, государственный регистрационный номер Т457ТУ56, и об обязании административного ответчика восстановить государственный учет автомобиля марки Lada, 2007 года выпуска, модель 21123, номер двигателя 1795595, кузов ХТА2112307000010, цвет синий, государственный регистрационный номер Т457ТУ56 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
Мотивированное решение суда изготовлено 28.02.2021 г.