Дело № 2-1437/2024
УИД 42RS0023-01-2024-001564-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 05 сентября 2024 г.
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе
Председательствующего судьи Шарониной А.А.
при секретаре Булавиной Л.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области к Красулинскому территориальному управлению администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Красулинскому территориальному управлению администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к совершению действий о понуждении в совершению действий, а именно, обязать ответчиков устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов возле домов, расположенных по адресу: <адрес>, для чего установить срок.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Новокузнецкого района проведена проверка исполнения законодательства при решении вопросов местного значения, в частности надлежащего оборудования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных возле домов по адресу: <адрес> в ходе которой было установлено, что на территории Красулинского территориального управления, в поселке Казанково, на 3 местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов - <адрес>), не обеспечено надлежащее оборудование данных мест согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в части их покрытия и ограждения. Размещение отходов в ненадлежащем образом оборудованных местах накопления твердых коммунальных отходов может повлечь нарушение прав граждан в сфере безопасной окружающей среды. Нарушение вышеуказанных требований закона приводит к загрязнению земельных участков и ставит под угрозу экологическую безопасность на территории Новокузнецкого муниципального округа, что явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Новокузнецкого района ФИО1 на исковых требованиях настаивал, просил предоставить ответчикам срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика- Красулинского территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа- ФИО2 исковые требования признал, пояснил, что испрашиваемый прокурором срок для устранения нарушений, до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.
Представитель ответчика администрации Новокузнецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Представитель 3-го лица- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу –ФИО3 полагала исковые требования обоснованными.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 указанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
В силу статьи 8 поименованного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Пункт 18 части 1 статьи 14, пункт 14 части 1 статьи 15, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктов 1.2, 3.1, 5.1 Положения о Красулинском территориальном управлении администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, утвержденного решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ, №-МНПА, Красулинское территориальное управление администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - является территориальным органом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса. Территориальное управление создано для реализации отдельных управленческих и иных полномочий Администрации округа на подведомственной территории. К полномочиям Красулинском территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. К обязанностям Территориального управления отнесено участие в создании и содержании мест (площадок) накопления коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Как установлено в судебном заседании, что также следует из материалов гражданского дела, в ходе проведения прокуратурой Новокузнецкого района проверки, установлено, что на территории Красулинского территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа, в поселке Казанково, на 3 местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов - <адрес>1 площадка ТКО), не обеспечено надлежащее оборудование данных мест согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в части их покрытия и ограждения.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений Красулинским территориальным управлением администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области обязанность по обеспечению созданию и содержанию мест (площадок) твердых коммунальных отходов не исполнена.
Размещение отходов в ненадлежащем образом оборудованных местах накопления твердых коммунальных отходов может повлечь нарушение прав граждан в сфере безопасной окружающей среды. Нарушение вышеуказанных требований закона приводит к загрязнению земельных участков и ставит под угрозу экологическую безопасность на территории Новокузнецкого муниципального округа.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес начальника Красулинского территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое в свою очередь рассмотрено, удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении прокурора района в части оборудования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, до настоящего момента, не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Новокузнецкого судебного района начальник Красулинского территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса за вышеуказанные нарушения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 6.35 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Новокузнецкого района о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема выполнения необходимых работ, для выполнения указанных действий предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Красулинское территориальное управление администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, администрацию Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов возле домов, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд принявший решение.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.А. Шаронина