Дело №а-507 (2016)
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
08 июня 2016 года <адрес>
Карабулакский районный суд Республики Ингушетия
в составе:
председательствующего Мержоева З. К.,
с участием:
административного истца ФИО6,
представителя административного ответчика – Управления ФМС России по <адрес> – ФИО2, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску
ФИО6 и ФИО3 к Управлению ФМС России по <адрес> о признании неправомерным решения Управления ФМС России по <адрес> об отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и об обязании Управления ФМС России по <адрес> продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с указанным административным исковым заявлением.
Из административного искового заявления усматривается, что в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике осенью 1994 года, сопряжённого с боевыми действиями, заявители были вынуждены покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике по адресу: <адрес>. По их ходатайству они были зарегистрированы в качестве вынужденных переселенцев в Миграционной службе Республики Ингушетия, им был предоставлен статус вынужденного переселенца. Они систематически проходили перерегистрацию в качестве вынужденных переселенцев. Согласно последней отметке в удостоверениях вынужденных переселенцев срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ. При очередном обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца им в этом было отказано в связи с получением компенсации за утраченное жилье в размере 133000 рублей, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», о чем их уведомили исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако полученной компенсации в сумме 133000 рублей оказалось недостаточно для жилищного обустройства. В настоящее время они не обустроены, своего жилья не имеют.
Административный истец ФИО6 в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. При этом он пояснил, что все упирается в компенсацию в сумме 133360 рублей, которая была им начислена в 1996 году, а получена лишь в 2002 году, когда деньги обесценились. После этого государственную поддержку они не получили. Их дочь ФИО4 дважды брала кредит в размере 300000 рублей и 700000 рублей и на эти деньги построила дом в <адрес>. Но их дочь, будучи совершеннолетней, живет отдельно от них. Они с женой обратились в суд в своих интересах.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства административного дела административная истица ФИО3 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила и не просила суд об отложении дела, в связи с чем на основании части 6 статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика – Управления ФМС России по <адрес> – ФИО2 требования заявителей не признал. При этом он пояснил, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из-за того, что на их дочь было зарегистрировано жилое помещение в <адрес> и в <адрес>. В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» если за вынужденными переселенцами числится жилье, они автоматически утрачивают статус вынужденного переселенца. А в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 467-ФЗ вынужденные переселенцы, получившие ссуду, компенсацию, субсидию или государственную поддержку в виде выделения земельных участков для строительства жилья или жилое помещение, снимаются с учета в качестве вынужденных переселенцев. В связи с этим административным истцам было отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. По этой же причине требования административных истцов он не признает и просит им отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, суд считает требования административных истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Определением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО6, ФИО3, ФИО5 и ФИО4 к Управлению ФМС России по <адрес> о признании неправомерными действий, выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, и об обязании продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства оставлено без рассмотрения в связи с тем, что административное исковое заявление не подписано.
В обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в суд административными истцами в приложении к заявлению представлено определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без рассмотрения поданного ими ранее административного искового заявления и документы медицинских учреждений, свидетельствующие о болезни административной истицы ФИО3.
Из удостоверений вынужденного переселенца заявителей усматривается, что они являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению Управления ФМС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что им в 2002 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» выплачена компенсация в размере 133360 рублей. Кроме того, согласно ответу из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности за ФИО4 были зарегистрированы жилые помещения: площадью 126,7 м2 по адресу: <адрес>, Центральный административный округ, <адрес>, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ., дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ., площадью 100,0 м2 по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ., дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, утратившими в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жильё, в котором они проживали, не обустроенными, не имеющими своего жилья.
Наличие отказа УФМС России по <адрес> административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и факт регистрации административных истцов в <адрес> свидетельствуют о праве административных истцов обратиться в Карабулакский районный суд в соответствии со статьей 24 КАС РФ.
Как следует из объяснений в судебном заседании административного истца ФИО6, ФИО4, за которой были зарегистрированы жилые помещения в <адрес> и в <адрес>, хоть и доводится им дочерью, тем не менее, будучи совершеннолетней, членом их семьи не является и проживает отдельно от них. Он и его супруга обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФМС России по <адрес> именно в своих интересах.
Как было отмечено выше, другим основанием для отказа административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца послужил факт получения ими в 2002 году компенсации в размере 133360 рублей.
Между тем, из административного искового заявления следует, что полученной административными истцами компенсации для жилищного обустройства оказалось недостаточно, они своего жилья не имеют, зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, возможности самостоятельного жилищного обустройства у них нет.
Суд находит данное обстоятельство подлежащим принятию во внимание при принятии решения по административному исковому заявлению и рассмотрении вопроса о продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку общеизвестно, что в августе 1998 года в России произошёл дефолт.
Действительно, рассчитанная до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дефолта августа 1998 года, но выплаченная заявителям в 2002 году уже после дефолта, то есть после многократного обесценивания рубля, компенсация не соответствует стоимости утраченного заявителями жилья и имущества и не даёт им возможности построить (приобрести) жильё по новому месту проживания с учётом установленных норм.
Поэтому суд считает требование административных истцов об обязании УФМС России по <адрес> продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца подлежащим удовлетворению.
Касаясь вопроса получения заявителями компенсации за утраченное жилье, следует отметить, что заявители не по своей воле и не по своей вине стали вынужденными переселенцами, и не по собственной вине утратили принадлежащие им жилое помещение и имущество.
Если бы государственные органы Чеченской Республики и федеральные органы государственной власти не допустили возникновения кризиса в Чеченской Республике, разрушения жилых помещений жителей Чеченской Республики, представляется, у последних не было бы оснований и необходимости иметь статус вынужденного переселенца и, следовательно, претендовать на государственную поддержку для жилищного обустройства на новом месте, поскольку они проживали бы в своих домах или иных жилых помещениях на прежнем (или новом) месте.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
Представляется, что усилия Управления ФМС России по <адрес> как органа, указанного в статье 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», должны быть направлены на то, чтобы, выполняя возложенные на него законом функции, решать проблемы вынужденных переселенцев, имея в виду, что человек, его права и свободы в соответствии со статьей 2 Конституции РФ являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства и, следовательно, его органов.
При этом нелишне помнить, что в силу статьи 15 Основного Закона Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Данный вывод суда соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П подчёркивается, что в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 45 (часть 1), 55 (часть 1), 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, государство обязано соблюдать и защищать не только права и свободы граждан, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и производные от них другие права и их гарантии, приобретаемые на основании федерального закона. Из названных положений вытекает конституционная обязанность Российской Федерации в случаях, когда в каком-либо субъекте Российской Федерации возникают экстраординарные ситуации, связанные, в том числе, с нарушениями режима правовой безопасности, с которыми государство не смогло своевременно справиться, и вынуждающие проживающих на его территории граждан Российской Федерации вопреки своей воле покидать места постоянного жительства, обеспечить им посредством дополнительных мер экономического, социального и юридического характера условия для ресоциализации и восстановления нарушенных прав. Соответственно, такие граждане вправе рассчитывать на применение к ним специальных мер защиты, обусловленных юридической природой данной обязанности государства.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Верховный Суд Российской Федерации при принятии решений по вопросам, связанным с реализацией вынужденными переселенцами своих прав, также исходит из того, что компенсация за утраченное жильё и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим её безвозвратно, не соответствует стоимости утраченного жилья и не позволяет приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм.
В частности об этом свидетельствует Решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым "Пункт 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признан незаконным и недействующим." В решении указывается, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить, по мнению суда, основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к п.1 ст.32 ЖК РСФСР только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм, в результате чего не было бы необходимости предоставлять жилое помещение.
Однако, отмечается в решении, как видно из объяснений представителей Правительства Российской Федерации, а также из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000-1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации. В связи с этим не возникает и оснований для снятия их с учета на улучшение жилищных условий и прекращения права пользования предоставленными жилыми помещениями, как это предусматривается в оспариваемом пункте Порядка.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствует об обоснованности требования административных истцов об обязании Управления ФМС России по <адрес> продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и, напротив, неправомерности действий Управления ФМС России по <адрес>, выразившихся в отказе им в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличий оснований.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ФИО6 и ФИО3 срок обращения в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФМС России по <адрес>.
Административное исковое заявление ФИО6 и ФИО3 удовлетворить.
Действия Управления ФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе ФИО6 и ФИО3 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики, признать незаконными.
Обязать Управление ФМС России по <адрес> продлить на 1 (один) год со дня вступления решения в законную силу:
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> СОАССР,
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>,
срок действия статуса вынужденного переселенца, включить их в списки учёта вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Ингушетия через районный суд в течение месяца со дня вынесения.
ФИО8 Мержоев
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Карабулакского районного суда
Республики ФИО9 Мержоев
Решение вступило в законную силу «_____» ____________ 201_ года.
Судья З. К. Мержоев