Производство № 2А-341/2020 года УИД: 28RS0015-01-2020-000466-83Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
14 мая 2020 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием административного истца – помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н.,
представителя административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородова А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по замене котла в котельной,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор г. Райчихинска Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по замене котла в котельной.
Судом на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с характером спорных правоотношений, субъектным составом, осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Основаниями заявленного административного иска указаны следующие обстоятельства: прокуратурой г. Райчихинска Амурской области в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ выявлены нарушения в сфере организации теплоснабжения населения г. Райчихинска Амурской области. В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на муниципальной котельной <адрес> требуется замена котла № на новый, так как он изношен и находится в аварийном состоянии. Установлено, что год установки данного котла – ДД.ММ.ГГГГ, с начала отопительного периода происходят течи труб конвективного пучка котла №, из чего следует, что данный котлоагрегат выработал свой ресурс и не подлежит дальнейшей эксплуатации и ремонту. Износ труб конвективного пучка выше допустимого, за время с начала отопительного периода по причине порывов заглушено 35 труб. На момент обследования ведутся работы по замене 280 труб конвективного пучка, в ходе работ по замене труб выявлено, что толщина стенок верхнего и нижнего барабана составляет менее 2,5 мм при заводском параметре 13 мм.
Ранее по фактам нарушений прокуратурой г. Райчихинска Амурской области вносилось в Администрацию г. Райчихинска Амурской области представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ № п.
Согласно ответа на указанное представление Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, замена котла № на котельной «Север» потребует порядка 54 млн.руб. и без помощи областного бюджета невозможно выполнить данные мероприятия. Вместе с тем работа котельной охватывает широкий круг граждан и организаций. Из схемы теплоснабжения городского округа города Райчихинска Амурской области до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением главы г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, котельная <адрес> обеспечивает теплоснабжение в <адрес>, - теплоисточник обеспечивает нужды поселения на отопление и ГВС с присоединенной тепловой нагрузкой 16,388 Гкал/ч.
Бездействием Администрации г. Райчихинска Амурской области нарушаются права граждан г. Райчихинска Амурской области по надлежащей организации теплоснабжения в границах г. Райчихинска Амурской области. Невыполнение технических мероприятий по обеспечению замены котла может повлечь перебои с теплоснабжением и возникновением аварийных ситуаций.
Кроме того, учитывая, что котельная <адрес> с оборудованием является муниципальной собственностью, то неисполнение Администрацией г. Райчихинска Амурской области указанных обязанностей по обеспечению работоспособного состояния котельной нарушает конституционные права жителей г. Райчихинска Амурской области по надлежащей организации местного самоуправления.
На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор г. Райчихинска Амурской области просил суд обязать ответчика учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области осуществить замену котла № на котельной <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В подготовительной части судебного заседания административным истцом помощником прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткиным А.Н. заявленные административные исковые требования уточнены, просил суд обязать ответчика учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области осуществить замену котла № на котельной <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н. заявленные административные исковые требования поддержал с учетом их уточнений, просил суд обязать ответчика учреждение – Администрацию г. Райчихинска Амурской области осуществить замену котла № на котельной <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Бездействием Администрации г. Райчихинска Амурской области, собственником муниципального имущества, нарушаются права граждан г. Райчихинска Амурской области по надлежащей организации теплоснабжения в границах города Райчихинска Амурской области. Невыполнение Администрацией <адрес> технических мероприятий по обеспечению замены котла в котельной <адрес> может повлечь перебои с теплоснабжением и возникновением аварийных ситуаций, неисполнение обязанностей по обеспечению работоспособного состояния котельной нарушает конституционные права жителей города Райчихинска Амурской области по надлежащей организации местного самоуправления.
Представитель административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородов А.В. в судебном заседании с заявленными прокурором г. Райчихинска Амурской области административными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что учреждением – Администрацией г. Райчихинска Амурской области принимаются все необходимые меры для решения вопроса по замене котла на котельной <адрес> правовых оснований для обращения с данным иском в суд у прокурора г. Райчихинска Амурской области не имелось, предмет спора отсутствует. По настоящее время вопрос софинансирования мероприятий по замене котла в котельной <адрес> не решен, что, в первую очередь, связано со сложившейся эпидемиологической обстановкой в области. Замена котла № на № в котельной <адрес> предусмотрена сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ городского округа города Райчихинска Амурской области к работе в осенне-зимний период ДД.ММ.ГГГГ годов». Для проведения комплекса работ по замене котла требуются затраты в размере 50 000 000,00 руб. Агрегат (котел) выработал срок технической службы, требуется его замена на новый, этот вопрос стал рассматриваться еще до проведения комиссионного обследования – ДД.ММ.ГГГГ. Просил в удовлетворении административного иска прокурору г. Райчихинска Амурской области отказать.
Представители заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, ООО «Тепловодоканал» в судебное заседание не явились, о рассмотрении административного дела извещены надлежаще.
Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области направил в суд письменный отзыв на иск, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав о том, что возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, муниципальное имущество сферы ЖКХ для оказания услуг по теплоснабжению, в том числе здание котельной <адрес> котел №, ДД.ММ.ГГГГ года установки, передано в пользование ООО «Тепловодоканал» по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении системы коммунальной инфраструктуры, иных объектов коммунального хозяйства. В соответствии с п. 8.10 Соглашения, капитальный ремонт объектов концессии в объемах денежных средств, предусмотренных суммой расходов на капитальный ремонт и суммой расходов, предусмотренных размером инвестиционной программы, включенных в действующий тариф производится за счет концессионера. По мнению Комитета, ремонт указанного объекта необходимо производить за счет средств, полученных концессионером в ходе оказания услуг по теплоснабжению. Ремонт муниципального имущества может производиться за счет средств бюджета города. Истцу необходимо доказать расходование концессионером указанных средств на ремонт муниципального имущества в полном объеме. Истец не приводит достаточных доказательств о необходимости замены всего котла, когда речь идет о неисправности конвективного пучка котла.
Выслушав административные стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантировано право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, относится, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ заявлены прокурором г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области в соответствии с предусмотренными законом способами защиты нарушенных прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с указанным административным иском.
С учетом изложенного, полномочия по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территории городского округа города Райчихинска Амурской области и выполнению требований готовности поселения к отопительному периоду реализуются администрацией городского округа г. Райчихинска Амурской области, следовательно, учреждение - Администрация г. Райчихинска Амурской области является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Как установлено судом из пояснений административного истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н. и материалов административного дела, Администрация г. Райчихинска Амурской области является представительным органом городского округа города Райчихинска Амурской области, п. 4 ч. 3 Устава городского округа города Райчихинска Амурской области определено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено полномочие по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и т.д.
Управление муниципальным имуществом городского округа г. Райчихинска Амурской области осуществляется Комитетом по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области. В целях осуществления возложенных задач и полномочий, Комитетом с ООО «Тепловодоканал» ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение № в отношении системы коммунальной инфраструктуры, в том числе используемой для отопления многоквартирных жилых домов и иных объектов городского округа города Райчихинска Амурской области, что подтверждается схемой теплоснабжения городского округа г. Райчихинска Амурской области, постановлением Администрации г. Райчихинска Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы теплоснабжения.
Прокуратурой г. Райчихинска Амурской области в ходе надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения в сфере организации теплоснабжения населения г. Райчихинска Амурской области. В результате обследования установлено, что в муниципальной котельной <адрес>, здание № в эксплуатации находился котел №, требующий замены на новый в силу изношенности и аварийности. Котел установлен в ДД.ММ.ГГГГ году, с начала отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ годов происходят течи труб конвективного пучка котла, данный агрегат выработал свой ресурс, не подлежит дальнейшей эксплуатации, ремонту. Износ труб конвективного пучка выше допустимого, за время начала отопительного периода по причине порывов заглушено 35 труб. На момент обследования ведутся работы по замене 280 труб конвективного пучка, в ходе работ по замене труб выявлено, что толщина стенок верхнего и нижнего барабана составляет менее 2,5 мм при заводском параметре 13 мм. Ранее по фактам выявленных нарушений прокуратурой г. Райчихинска Амурской области в Администрацию г. Райчихинска Амурской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ № п.
Судом установлено, что котельная <адрес> обеспечивает теплоснабжение в <адрес>, - теплоисточник обеспечивает нужды поселения на отопление и ГВС с присоединенной тепловой нагрузкой 16,388 Гкал/ч.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными доказательствами: требованием прокуратуры г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении выборочной проверки, актом технического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ котельной «<адрес>, установлении неисправности котла №, представлением прокуратуры г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п о принятии мер по организации работ по замене котла в котельной <адрес> письмом Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № об оплате ремонта замены труб конвективного пучка, схемой теплоснабжения в г. Райчихинске Амурской области, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы теплоснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном заседании оперативного штаба г. Райчихинска о прохождении отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ годов принято решение о текущем ремонте конвективного пучка котла, его капитальный ремонт был осуществлен в ДД.ММ.ГГГГ. Работа котла приостановлена в период ремонтных работ.
Из письма Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на представление следует, что замена котла № на котельной <адрес> требует порядка 54 млн. руб., без помощи областного бюджета невозможно выполнить указанные мероприятия.
Доводы представителя административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области о принятии всех необходимых мер для решения вопроса по замене котла на котельной <адрес>» подтверждены письмом Администрации г. Райчихинска Амурской области Министру ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № об информации по потребностям в средствах областного бюджета для замены котла № на котел №, письмами Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о согласовании проектов сметной документации, письмом Министра ЖКХ Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о распределении средств между муниципальными образованиями, невозможности предусмотреть дополнительные ассигнования в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ г. Райчихинска Амурской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ по разработке проектно-сметной документации на ремонт котла.
Вместе с тем, доводы представителя административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области об отсутствии оснований для обращения прокурора г. Райчихинска Амурской области в административным иском в суд, отсутствии предмета спора суд находит несостоятельными, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ, момента последнего капитального ремонта вышеназванного оборудования - котла № в котельной <адрес>, до настоящего времени никаких мер по его ремонту (замене) не предусматривалось, что подтверждается вышеназванным муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом исследованными доказательствами подтверждается факт бездействия административного ответчика учреждения - Администрации г. Райчихинска Амурской области, непринятии соответствующих мер к ремонту (замене) оборудования (котла) для обеспечения теплоснабжения объектов городского округа города Райчихинска Амурской области, нарушении прав граждан г. Райчихинска Амурской области, вызванной ненадлежащей организацией теплоснабжения в границах городского округа, что в будущем может повлечь перебои с теплоснабжением и возникновением аварийных ситуаций, в связи с чем административный иск прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по замене котла в котельной следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
удовлетворить административный иск прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по замене котла в котельной.
Возложить на учреждение – Администрацию города Райчихинска Амурской области обязанность по осуществлению замены котла № в котельной «<адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2020 года.
Председательствующий судья: Н.В. Шорохова