Дело № 33-8975/2021
УИД 66RS0048-01-2020-001928-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 16.06.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.,
Мурашовой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Власовой Оксаны Васильевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Власовой О.В. на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 15.01.2021.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя истца Мухамадеева Р.Р., действующего на основании доверенности 66 АА 6277466 от 25.01.2021, судебная коллегия
установила:
Власова О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) (далее - пенсионный орган), в котором с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 1-4, 146, 188-189) просила:
признать решение от 18.05.2020 №420652/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным;
возложить на пенсионный орган обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
в календарном исчислении:
с 12.12.2017 по 26.12.2019 в качестве медицинской сестры в отделе безопасности дорожного движения ООО «Сельта»;
в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев:
с 12.02.2003 по 06.05.2003, 03.04.2008 по 30.04.2008, 07.05.2013 по 03.06.2013 нахождения на курсах повышения квалификации;
назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14.03.2020.
В обоснование иска указала, что в оспариваемые периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, на время которых за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Власова О.В. 14.03.2020 обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от 18.05.2020 №420652/20 Власовой О.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Считала решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В силу того, что истец обратился в пенсионный орган с соответствующим заявлением до возникновения у него права на досрочную страховую пенсию по старости, то оснований для удовлетворения требований Власовой О.В. не имеется.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 15.01.2021 иск Власовой О.В. удовлетворен частично.
Судом постановлено:
признать решение пенсионного органа от 18.05.2020 №420652/20 в части отказа во включении Власовой О.В. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12.02.2003 по 06.05.2003, 03.04.2008 по 30.04.2008, незаконным;
возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) обязанность включить Власовой О.В. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.02.2003 по 06.05.2003, 03.04.2008 по 30.04.2008;
в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Власовой О.В. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явился представитель истца, поддержавший доводы апелляционной жалобы.
Власова О.В., пенсионный орган, третье лицо ООО «Сельта», надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе посредством заблаговременного (28.05.2021) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления истцу 31.05.2021 телефонограммы.
Власова О.В. воспользовалась правом на участие в деле через своего представителя.
Пенсионный орган, третье лицо ООО «Сельта», явку своих представителей, имеющих высшее юридическое образование (ч.2 ст.49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебное заседание не обеспечили.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «н» ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, Власова О.В. 14.03.2020 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением.
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) от 18.05.2020 №420652/20 Власовой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года за № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный орган, в частности не включил период осуществления Власовой О.В. трудовой деятельности с 12.12.2017 по 26.12.2019 в качестве медицинской сестры в отделе безопасности дорожного движения ООО «Сельта», поскольку возможность включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы в организации, не отнесенной по организационно-правовой форме к учреждению, независимо от её формы собственности (государственная, муниципальная, частная), действующим законодательством не предусмотрена.
Периоды нахождения Власовой О.В. на курсах повышения квалификации с 12.02.2003 по 06.05.2003, 03.04.2008 по 30.04.2008, 07.05.2013 по 03.06.2013, не зачтены ответчиком в специальный стаж, как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, составила 28 лет 00 месяцев 19 дней.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента, установленного в 2020 году, составила более 18,6 (ч.3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для включения Власовой О.В. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 12.12.2017 по 26.12.2019 в качестве медицинской сестры в отделе безопасности дорожного движения ООО «Сельта», а также периода нахождения на курсах повышения квалификации с 07.05.2013 по 03.06.2013, при осуществлении ею трудовой деятельности в ООО «Городская больница №41», судебная коллегия признаёт их несостоятельными.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о включении Власовой О.В. в специальный стаж периода работы с 12.12.2017 по 26.12.2019 в качестве медицинской сестры в отделе безопасности дорожного движения ООО «Сельта», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что разделом «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 такое наименование учреждения, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не предусмотрено, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для включения спорного периода в специальный стаж, основаны на неправильной трактовке норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ст. 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (ст.ст. 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30).
Общество с ограниченной ответственностью, не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 №229, Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 №627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 №529н, общество с ограниченной ответственностью в качестве учреждения здравоохранения также не указано.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, поименованному в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку законодатель связывает право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников с такой организационно-правовой формой юридического лица, как учреждение (государственное, муниципальное, частное), то осуществление истцом в спорные периоды трудовой деятельности в обществе с ограниченной ответственностью, имеющим с учреждением разную юридическую природу и созданных для осуществления различных целей, исключает возможность включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Включая Власовой О.В. в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.02.2003 по 06.05.2003, 03.04.2008 по 30.04.2008 при замещении должности медицинской сестры в отделении анестезиологии и реанимации муниципального медицинского учреждения «Ревдинская городская больница», суд первой инстанции, исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности положений ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, фактических обстоятельств дела, исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Не включение в специальный стаж указанных периодов влечет необоснованное ограничение пенсионных прав Власовой О.В. Истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды её трудовой деятельности в должностях и учреждениях, поименованных в списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на соответствующие курсы повышения квалификации, то исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, т.е. в данном случае в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Судебное постановление в указанной выше части, никем из сторон не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы истца и проверки законности решения в этой части (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая во включении в специальный стаж периода нахождения Власовой О.В. на курсах повышения квалификации с 07.05.2013 по 03.06.2013, при осуществлении ею трудовой деятельности в ООО «Городская больница №41», суд первой инстанции, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, пришел к правильному выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, поименованному в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обстоятельства включения в пенсионным органом в добровольном порядке в специальный стаж периодов работы Власовой О.В. в ООО «Городская больница № 41» в качестве медицинской сестрой палатной палаты реанимации и интенсивной терапии в отделении анестезиологии-реанимации, предшествующих и следующих за спорным периодом нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.05.2013 по 03.06.2013, обоснованно не приняты судом во внимание, исходя из пределов заявленных требований (ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Включение таких периодов в специальный стаж, в данном случае прав застрахованного лица не нарушает.
Оснований для применения к спорным правоотношениям, разъяснений содержащихся в абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30, не имеется.
Как следует из материалов дела, Власова О.В. принята на работу в ООО «Городская больница № 41» - 07.08.2009, ООО «Сельта» - 12.12.2017, которые как установлено выше изначально к учреждениям здравоохранения не относились, вследствие чего возможность установления тождественности трудовой деятельности работника при изменении организационно-правовой формы организации, не отнесенной у учреждению здравоохранения, в случае сохранения в ней прежнего характера профессиональной деятельности у суда отсутствовала.
Наличия у ООО «Городская больница № 41» и ООО «Сельта» лицензий на осуществление медицинской деятельности в рассматриваемом случае правового значения не имеет и на правильность выводов суда не влияет.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Установив обстоятельства отсутствия у Власовой О.В., по состоянию на 14.03.2020, стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, общей продолжительностью не менее 30 лет, суд первой инстанции, в том числе руководствуясь переходными положениями, изложенными в п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», правомерно не установил оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 15.01.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий: Т.С. Иванова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Ж.А. Мурашова