Дело № 2-452/2020
УИД 41RS0003-01-2020-000683-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вилючинск Камчатского края 23 сентября 2020 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Скурту Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Рожненко О.А.
с участием
представителя истца Петровой Н.Г.,
ответчика Шагарова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Шагарову Владимиру Степановичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов,
установил:
Истец акционерное общество «Камчатэнергосервис» (далее по тексту – АО «Камчатэнергосервис», общество, истец) обратился в суд с иском к Шагарову В.С. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги в размере 175645 руб. 11 коп., судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 4712 руб. 90 коп.
В обоснование требований истец указал, что ответчик является собственником и потребителем коммунальных услуг, предоставляемых обществом по жилому помещению, расположенному в г. Вилючинске Камчатского края по <адрес>, в котором проживает. Право собственности Шагарова В.С. на вышеуказанное жилое помещение зарегистрировано 20 июня 2014 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. С 1 мая 2015 года управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет управляющая организация ООО «АЛЬЯНС» (с 4 июля 2018 года ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ»), 30 июля 2015 года собственниками помещений указанного многоквартирного дома принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. 1 октября 2017 года между АО «Камчатэнергосервис» и ООО «АЛЬЯНС» были заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения и горячего водоснабжения, до указанного времени такие договоры между сторонами не заключались. С апреля 2019 года между Обществом и управляющей организацией заключались соглашения об уступке ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ» (до 4 июля 2018 года ООО «АЛЬЯНС») права требования в рамках исполнения вышеуказанных договоров водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения своих прав на получение денежных средств с потребителей по оплате предоставленных АО «Камчатэнергосервис» коммунальных услуг за расчетный период с 1 апреля 2019 года по 30 ноября 2019 года. Согласно протоколу № 1/2019 от 30 ноября 2019 года собственники помещений указанного многоквартирного дома, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Данных об оборудовании в жилом помещении ответчика индивидуальных приборов учета тепловой энергии, ГВС, ХВС либо альтернативного отопления, не имеется. За период с 1 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года по спорному жилому помещению образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 175645 руб. 11 коп. Вынесенный 15 января 2019 года судебный приказ на взыскание задолженности, отменен по заявлению ответчика.
Представитель истца Петрова Н.Г., действующая на основании доверенности с объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании заявленные исковые требования уменьшила и просила взыскать с Шагарова В.С. с учетом произведенных им оплат задолженность по оплате за коммунальные услуги за период с 1 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года в размере 158799 руб. 14 коп., а также государственную пошлину в размере 4375 руб. 98 коп. Излишне уплаченную государственную пошлину просила возвратить истцу. Суду пояснила, что АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года по настоящее время осуществляет на территории Вилючинского городского округа деятельность единой теплоснабжающей организации, а также в период с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2018 года являлась гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, то есть в указанные периоды являлась ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также осуществляет водоотведение на территории Вилючинского городского округа, в том числе многоквартирного <адрес>, присоединенного к централизованной системе теплоснабжения и водоснабжения, где расположено жилое помещение, принадлежащее ответчику на праве собственности. Управляющей организацией многоквартирного дома является ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ», который ранее именовался как ООО «АЛЬЯНС». С апреля 2019 года данный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее по тексту ОДПУ). Жилое помещение ответчика также оборудовано индивидуальными приборами учета, как холодной, так и горячей воды и начисления производились по поданным показаниям. Однако срок поверки прибора учета горячего водоснабжения (далее по тексту ГВС) истек 16 декабря 2018 года, в связи с чем с апреля 2019 года ответчику стали производиться начисления за данную услугу по нормативу, исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц – 5 человек, поскольку сведения об установке нового счётчика либо поверки ранее установленного счетчика ответчиком в ОА «Камчатэнергосервис» не подавались. В заявленный период Шагаров В.С. частично производил оплату предоставляемых ОА «Камчатэнергосервис» коммунальных услуг, которая учтена при расчете задолженности. В 2006 году ответчик самостоятельно демонтировал радиаторы отопления и установил электрообогреватели, что не освобождает его от обязанности оплачивать поставляемые коммунальные услуги, в частности услугу по отоплению, поскольку границей эксплуатационной ответственности ОА «Камчатэнергосервис» согласно договорам на приобретение коммунального ресурса являются водопроводные сети от точки подключения до внешней границы многоквартирного дома, ответственность за эксплуатационное состояние которых несет Общество, в свою очередь управляющая организация несет ответственность за эксплуатационное состояние инженерных сетей и устройств на них внутри здания. Также пояснила, что данных о том, что ответчик в установленном законом порядке после согласования с органом местного самоуправления оформил переустройство системы внутриквартирного отопления, и эти изменения надлежащим образом внесены в технический паспорт жилого помещения, у ОА «Камчатэнергосервис» отсутствуют.
Ответчик Шагаров В.С. исковые требования, заявленные в новом размере, не признал в полном объеме, настаивая на том, что услугу по отоплению он не получает. Поддержал письменные возражения на иск, в которых изложил свою позицию по заявленному спору. Суду пояснил, что в феврале 2006 году в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, по его заявлению с согласия директора МУП «РЕМЖИЛСЕРВИС» были демонтированы все радиаторы отопления вследствие их плохого эксплуатационного состояния. В тоже время стояки отопления и подводки к радиаторам были сохранены, на подводках установлены заглушки, сами стояки он в настоящее время теплоизолировал, чтобы не получать от них тепло. Так как установка радиаторов была запланирована на апрель 2006 года, учитывая холодный период времени, он самостоятельно установил электрические обогреватели «Нойрот» – 3 прибора, с помощью которых уже в течение 14 лет и обогревает квартиру, что подтверждает их безопасность. Устанавливать радиаторы отопления он не желает, о чем написал письменный отказ. Ранее в связи с указанными обстоятельствами ему производилось 100 % снятие платы за отопление, но в дальнейшем ему опять стали выставлять требования об оплате услуги по отоплению, с чем он не согласен. Он неоднократно обращался в администрацию Вилючинского городского округа (далее по тексту администрация ВГО), в управляющие компании с заявлениями о сохранении его жилого помещения в переустроенном виде, однако ему в этом было отказано, суд также отказал ему в сохранении жилого помещения в переустроенном виде. Ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации, полагал, что не должен нести двойную ответственность по оплате коммунальных услуг, поскольку он оплачивает потребление электроэнергии, которую использует на обогрев квартиры. В течение всего обозначенного в иске периода времени он оплачивал все текущие платежи по коммунальным услугам ГВС, ХВС, водоотведение, за исключением платы за отопление, поскольку данный вид коммунальной услуги ему не предоставлялся и не предоставляется. Не оспаривал, что плата за ГВС до апреля 2019 года ему не начислялась, так как горячей водой, поставляемой ОА «Камчатэнергосервис», он не пользуется, в жилом помещении установлен водонагреватель «Аристон» на 100 л, как и не отрицал, что срок поверки счетчика ГВС истек в декабре 2018 года, новый не установлен, между тем показания данного счетчика одни и те же. Полагал, что ресурсоснабжающая организация обязана была сообщить ему о том, что срок поверки счетчика истек и выполнить самостоятельно такую поверку.
Третье лицо ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, мнения по иску не представило, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.
Третьи лица Шагаров О.В., Майданик М.И., Шмид Р.М. о месте и времени судебного заседания извещались в установленном законом порядке, по месту регистрации, от получения почтовой корреспонденции уклонились, мнения по иску не представили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данное положение согласуется с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которой собственник жилого помещения несет бремя содержания своего помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (далее все нормы указаны в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее по тексту Правила № 354), и зависит от выбранного жильцами способа управления.
Пункт 8 Правил № 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, к которым относятся как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14-17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил № 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией
Из содержания ч. 12 ст. 161 ЖК РФ следует, что управляющие организации обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права в их взаимосвязи, управляющая организация становится исполнителем коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
В соответствии с п.п. 6, 30 вышеуказанных Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия), при этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, 01 сентября 2015 года между МУП «ГТВС» (Арендодатель) в лице конкурсного управляющего Феофанова С.М., действующего на основании определения Арбитражного суда Камчатского края по делу № А24-2528/2012 от 07 августа 2012 года, и АО «Камчатэнергосервис» (Арендатор) в лице генерального директора Глебова В.Г., действующего на основании Устава, заключен Договор аренды имущества, в соответствии с которым Арендодатель передал за обусловленную сторонами плату во временное владение и пользование Арендатора на срок с 01 октября 2015 года по 31 августа 2016 года имущественный комплекс, используемый в целях обеспечения потребителей на территории Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.
Согласно дополнительному соглашению от 1 декабря 2016 года к договору аренды имущества от 01 сентября 2015 года, срок действия договора продлен сторонами до 31 декабря 2019 года.
Пунктами 4.2.2, 4.2.3, 8.1 Договора аренды предусмотрено, что Арендатор обязуется использовать имущество в соответствии с его назначением, обеспечивать сохранность имущества и его поддержание в исправном состоянии, своими силами осуществлять обслуживание переданного Имущества в целях обеспечения его надежной работы, в том числе осуществлять оперативно-техническое обслуживание, текущий ремонт (аварийно-восстановительные работы), нести расходы, связанные с обеспечением Имущества электрической энергией, на закупку и поставку топлива для котельной. Одновременно с принятием имущества непосредственно используемого для производства и реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Арендатор принял на себя обязательства обеспечить потребителей Вилючинского городского округа коммунальными услугами по поставке тепловой энергии, горячего холодного водоснабжения, а также водоотведения в порядке и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также заключить договоры поставки топлива в необходимом количестве для бесперебойного прохождения отопительного периода.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года № 2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис».
С 1 января 2019 года гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа является МКП ВГО «Вилючинский водоканал».
Таким образом, АО «Камчатэнергосервис» с 1 октября 2015 года по настоящее время является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории Вилючинского городского округа деятельность единой теплоснабжающей организации, и в период с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2018 года являлась ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в виде холодного водоснабжения и водоотведения.
При рассмотрении дела установлено, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска присоединен к централизованным сетям обеспечения энергетическими ресурсами: тепловой энергией, горячей водой, холодной водой, также дом присоединен к централизованной сети водоотведения. Согласно акту от 28 января 2019 года, произведен ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии указанного дома, 30 октября 2019 года проведена очередная проверки данного узла учета тепловой энергии.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены, доказательств иного не представлено.
30 марта 2015 года между собственниками помещений многоквартирного <адрес> и ООО «АЛЬЯНС» заключен договор № 7 управления данным многоквартирным домом с 1 апреля 2015 года.
По условиям Договора управления многоквартирным домом Управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг (п. 1.1 Договора).
Согласно п.п. «в» п. 2.2.1 Договора управляющая организация обязана предоставлять собственнику жилых помещений коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению надлежащего качества. Настоящий пункт вступает в действие после заключения соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, от которых зависит предоставление коммунальных услуг, в соответствии с решением собственников.
В свою очередь в силу п. 2.4.1. собственники обязаны своевременно в установленные сроки и порядке оплачивать предоставленные по Договору услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной и муниципальной власти Камчатского края, исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг (п. 3.1.4 Договора).
Во исполнение условий Договора управления 01 октября 2017 года между управляющей организацией ООО «АЛЬЯНС» и АО «Камчатэнергосервис» заключены договоры ресурсоснабжения, а именно: договор № 550-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения и договор № 550-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения, со сроком действия с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, которые распространяют свое действия на правоотношения, с момента возникновения у исполнителя обязанности по предоставлению коммунальных услуг и считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока их действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Иных договоров на приобретение у ресурсоснабжающей организации АО «Камчатэнергосервис» коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске, с момента заключения управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в материалы дела не представлено, сведениями о заключении таких договоров суд не располагает.
В 2018 году наименование ООО «АЛЬЯНС» изменено на ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ».
В рамках исполнения условий вышеуказанных договоров № 550-17/ХВ и ВО холодного водоснабжения и водоотведения и № 550-17/ТС и ГВС теплоснабжения и горячего водоснабжения между сторонами ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» и управляющей организацией ООО «УК «ПРИМОРСКИЙ» 04 февраля 2019 года, 03 апреля 2019 года, 07 июня 2019 года, 20 января 2020 года заключены соглашения об уступке права требования, согласно которым управляющая организация как исполнитель уступила свои права требования на получение денежных средств с потребителей по оплате потребленных коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации за расчетные периоды: с 01 октября 2017 года по 31 марта 2018 года, с 1 октября 2017 года по 31 марта 2019 года, с 1 октября 2017 года по 31 марта 2019 года, с 01 апреля 2019 года по 31 мая 2019 года, с 01 июня 2019 года по 30 ноября 2019 года и с 01 июня 2019 года по 30 ноября 2019 года соответственно.
Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске от 30 ноября 2019 года принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В судебном заседании также установлено, что ответчик Шагаров В.С. с 20 июня 2014 года по настоящее время является собственником жилого помещения – <адрес> в г. Вилючинске Камчатского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости.
Согласно поквартирной карточке, в указанный в иске период в спорном жилом помещении зарегистрированы: Шагаров О.В. (сын ответчика), Майданик М.И. (жена сына), Шмид Р.М. (сын жены), несовершеннолетние ФИО8, ФИО9 Сам ответчик зарегистрирован по <адрес>. Вилючинска Камчатского края.
Таким образом, совокупность установленных выше обстоятельств указывает на то, что у АО «Камчатэнергосервис» возникло право требования в свою пользу платы за предоставленные в период с 1 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года коммунальные услуги по спорному жилому помещению, принадлежащему ответчику на праве собственности, а на ответчике в силу прямого указания закона лежит обязанность по несению расходов за потребленные ресурсы.
Жилое помещение ответчика оборудовано индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС, срок поверки последнего истек 16 декабря 2018 года, данный прибор поверку не прошел, новый прибор учета ГВС не установлен, что ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалось и подтверждалось.
Из представленного суду развернутого расчета задолженности следует, что за период с 1 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года у ответчика Шагарова В.С. с учетом частичной оплаты образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению по вышеназванному жилому помещению в размере 158799 руб. 14 коп.
Данный расчет суд находит верным, поскольку он составлен в соответствии с утвержденными тарифами на данные услуги и имеющихся сведениях об объемах потребления, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, ответчиком порядок произведенного расчета не оспорен.
В судебном заседании ответчик Шагаров В.С. в качестве оснований для освобождения его от оплаты коммунальных услуг ссылался на то, что коммунальная услуга в виде отопления в указанный в иске период ему не предоставлялась, поскольку в его квартире полностью отсутствуют радиаторы отопления, температурный режим в квартире поддерживается за счет альтернативных источников тепла, которые в течение 14 лет эксплуатации, показали свою безопасность, радиаторы отопления он в своем жилом помещении устанавливать не желает, однако, несмотря на то, что все технические условия по установке данных электрических приборов соблюдены, в сохранении жилого помещения в переустроенном виде ему отказано.
Рассматривая данные доводы, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 154 ЖК РФ плата за отопление (теплоснабжение) входит в состав платы за коммунальные услуги, подлежащей оплате собственником жилого помещения.
В соответствии с п.п. «е» п. 4 Правил № 354, п. 15 Приложения № 1 к ним, отоплением (бесперебойным круглосуточным в течение отопительного периода), является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха не ниже 180С (в угловых комнатах - + 200С).
В силу п.п. «а,г» п. 31 Правил № 354, в обязанности исполнителя входит, в том числе: предоставление потребителю коммунальных услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; произведение в установленном настоящими Правилами порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований произведение перерасчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В свою очередь потребитель в соответствии с п.п. «а,в,д» п. 33 Правил № 354 имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При этом, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (п.п. «и» п. 34, п. 63 Правил № 354).
Согласно п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам (п. 101 Правил № 354).
Из изложенных выше правовых норм следует, что перерасчет платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность носит временный характер, до устранения исполнителем нарушений, препятствующих получению потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, является акт о непредоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 109 Правил № 354).
По смыслу названных правовых норм, предоставление коммунальной услуги по отоплению не ставится в зависимость от отсутствия или наличия радиаторов, в данном случае необходимо исходить из температурного режима в жилом помещении, при этом, перерасчет платы за недопоставленную коммунальную услугу (в данном случае – услуга по отоплению), либо поставленную услугу ненадлежащего качества носит временный характер до устранения исполнителем нарушений, препятствующих получению потребителем коммунальной услуги надлежащего качества, в объемах и сроки, установленные действующим законодательством.
Согласно п. 103 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Из акта технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения в квартире ответчика, расположенном по адресу г. Вилючинск, <адрес>, от 07 февраля 2006 года, выданном МУП «Ремжилсервис», усматривается, что в жилом помещении требуется замена стояков отопления. Как следует из акта от 07 августа 2006 года, при обследовании системы отопления в квартире №№ по <адрес> установлено, что в жилом помещении имеются стояки отопления и подводки к радиаторам, радиаторы во всех помещениях демонтированы, на подводках к радиаторам установлены заглушки и частично от стояков выполнена обводная труба. Демонтаж радиаторов выполнен с разрешения директора МУП «Ремжилсервис». Согласно акту технического освидетельствования № от 02 декабря 2009 года, в квартире <адрес>, которая совмещена с квартирой №, радиаторы отопления отсутствуют во всей квартире, стояки заглушены на ГВС, необходимо установить радиаторы отопления до 01 января 2010 года, с установкой радиаторов Шагаров не согласен. Из акта № от 25 декабря 2019 года проведения внепланового мероприятия по государственному жилищному надзору следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> г. Вилючинске, отсутствуют отопительные приборы (радиаторы) во всех комнатах, демонтированы, стояковые трубы частично заизолированы, в ванной комнате имеется полотенцесушитель.
Между тем, как указанно выше, истец несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг только до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которая определяется внешней стеной дома.
Таким образом, довод ответчика о не предоставлении ему коммунальной услуги по отоплению жилого помещения в виду отсутствия радиаторов отопления, не возлагает на истца, как исполнителя коммунальных услуг, обязанность произвести перерасчет либо снятие платы за отопление, так как истец не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, также как и не отвечает за состояние и содержании внутриквартирного оборудования, в том числе, радиаторов отопления жилого помещения. При этом, нарушений качества предоставления коммунальной услуги по отоплению либо перерывов в предоставление данной коммунальной услуги, допущенных истцом до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, равно как и нарушений температурного режима в жилом помещении ответчика, в рассматриваемый период времени с 01 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года не установлено, доказательств тому в материалах дела не имеется и на данные обстоятельства ответчик Шагаров В.С. не ссылался.
Кроме того, пп «в» п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, действовавших на момент демонтажа батарей, предусмотрено, что потребитель не вправе вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Подпунктами «в,е» п. 35 Правил № 354 также в частности предусмотрено, что потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, поскольку радиаторы отопления являются оборудованием, составляющим инженерно-техническую систему отопления многоквартирного дома, предусмотренную проектной документацией, действия по их изъятию и нарушению целостности данной системы посредством демонтажа обогревающих элементов, следует относить к переустройству (переоборудованию) жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
Из требований действующего жилищного законодательства в совокупности с вышеприведенными положениями Правил № 354, а также п. 1.7 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», следует, что демонтаж обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома, перевод системы отопления такого жилого помещения на альтернативный источник тепла, в том числе и за счет электроэнергии, а также отказ от услуг центрального отопления, могут быть произведены собственником только после получения разрешения на переустройство жилого помещения в порядке, установленном ст. 26 ЖК РФ, которое может быть выдано только в случае, если данное переустройство (переоборудование) жилого помещения не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства.
В судебном заседании, в том числе на основании пояснений ответчика Шагарова В.С. установлено, что решения на переустройство жилого помещения в части переоборудования системы отопления жилого помещения ответчик в указанный в иске период не получил, и такое разрешение у него в настоящее время отсутствует, что также подтверждается актом № от 25 декабря 2019 года проведения внепланового мероприятия по государственному жилищному надзору, согласно которому подтвердился факт отсутствия отопительных приборов (радиаторов) в жилом помещении №, <адрес>, г. Вилючинск, Камчатский край, без разрешительной документации, что свидетельствует о самовольном переустройстве жилого помещения путем демонтажа отопительной системы.
При установленных судом обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении переустройства своего жилого помещения с соблюдением требований законодательства по согласованию и на основании решения органа местного самоуправления, что также подтверждается сведениями в техническом паспорте на жилое помещение, принадлежащее Шагарову В.С., в котором указано на отсутствие документов на переустройство жилого помещения, равно как и не представлено доказательств предоставления по вине истца коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, суд приходит к выводу, что у истца не имеется оснований для перерасчета либо снятия ответчику платы за отопление жилого помещения, поскольку само по себе отсутствие внутри жилого помещения ответчика радиаторов отопления не свидетельствует о том, что услуга по отоплению его жилого помещения по вине истца не предоставлялась либо предоставлялась ненадлежащего качества.
Каких-либо доказательств того, что ответчик в настоящее время оплатил указанную в иске задолженность, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суду не представлено.
При таком положении, установив, что коммунальные услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, истцом по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, в указанный в иске период предоставлялись, ответчик предоставленные коммунальные услуги не оплачивал в полном объеме, суд находит исковые требования АО «Камчатэнергосервис» о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные коммунальные услуги за период с 01 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изложенные ответчиком в письменном отзыве на исковое заявление требования при рассмотрении настоящего дела рассмотрены быть не могут, поскольку не являются встречными и таковыми не заявлены, что не лишает ответчика обратиться с самостоятельными исками по данным требованиям в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4712 руб. 90 коп. на основании платежного поручения № от 17 марта 2020 года.
В ходе производства по делу представитель истца уменьшил сумму задолженности до 158799 руб. 14 коп.
В силу пп. 1 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) государственная пошлина, исходя из цены иска 158799 руб. 14 коп., составляет 4375 руб. 98 коп.
Согласно пп. 10 п.1 ст. 333.20 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 336 руб. 92 коп. (4715,9-4375,98) по платежному поручению № от 17 марта 2020 года в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату истцу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст.ст. 333.17, 333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, судебные расходы, понесенные истцом, в связи с оплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в размере 4375 руб. 98 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования акционерного общества «Камчатэнергосервис» к Шагарову Владимиру Степановичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов – удовлетворить.
Взыскать с Шагарова Владимира Степановича в пользу акционерного общества «Камчатэнергосервис» задолженность по оплате за предоставленные в период с 01 февраля 2018 года по 29 февраля 2020 года коммунальные услуги в размере 158799 руб. 14 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4375 руб. 98 коп., а всего взыскать 163175 руб. 12 коп.
Вернуть акционерному обществу «Камчатэнергосервис» излишне уплаченную при подаче настоящего искового заявления по платежному поручению № от 17 марта 2020 года государственную пошлину в размере 336 руб. 92 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – 30 сентября 2020 года.
Судья Е.Г. Скурту