Дело № 2-131/2022
22RS0066-01-2021-004987-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рише Т.В.,
при секретаре Лариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Розница К-1» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю/Управление) обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (далее ООО «Розница К-1»), в котором просило обязать ответчика обеспечить загрузку продукции в магазин «Мария-Ра», расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», п. 139 СП СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В обоснование иска указывается, что в адрес Управления поступили обращения граждан по вопросу ухудшения условий проживания от деятельности магазина «Мария-Ра» при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ по адресу: <адрес>.
В ходе проверки специалистами Управления установлено, что магазин расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании напротив жилого дома по адресу: <адрес> со стороны двора, где расположены входы в <адрес> подъезда и окна квартир. Здание, в котором размещен магазин, расположено на расстоянии 12 метров от жилого дома. Деятельность в магазине осуществляет ООО «Розница К-1». Загрузка продукции в магазин осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, что является нарушением требованием санитарных норм.
На запросы Управления ООО «Коммунальная Инициатива», как управляющая компания многоквартирного дома, сообщила, что загрузка пищевых продуктов в предприятие магазина осуществляется со стороны двора жилого дома по адресу: <адрес>.
ООО «Розница К-1» на запрос Управления сообщило, что магазин расположен по адресу: <адрес> на земельном участке многоквартирного жилого дома по указанному адресу.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты оба здания расположены на одном земельном участке.
В связи с выявленными нарушениями Управлением в адрес ООО «Розница К-1» выдано предостережением о недопустимости нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца от ООО «Розница К-1» поступило уведомление во исполнение предостережения, согласно которому общество не нарушает требования п 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило обращение гражданина о том, что общество продолжает осуществлять загрузку с нарушениям действующего законодательства.
С ДД.ММ.ГГГГ утратили силу СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», при этом приняты новые, содержащие аналогичные требования.
Согласно п 2.1 СП 2.3.6.3668-20 не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилых помещения.
Аналогичные требования содержит и пункт 139 СанПиН 2.1.3684-21.
Поскольку осуществление ООО «Розница К-1» загрузки продукции и товаров со стороны двора многоквартирного дома по адресу: <адрес>, где расположены входы в жилые помещения, противоречит требованиям действующего законодательства, Управление обратилось в суд.
В судебном заседании представители истца Обревко Ю.В., Катунцева И.Н. требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Розница К-1» Колокольцев П.В. в судебном заседании требования не признал по основаниям указанным в уточненных возражениях, показал, что для установления обстоятельств действительно ли общество нарушает установленные требования необходимо установить на каком участке осуществляется разгрузка товаров.
Представители третьих лиц Комитета по строительстве, архитектуре и развитию <адрес>, ООО «Мария-Ра» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Розница К-1» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, его основным видом деятельности является торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 24 ФЗ N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно положениям статьи 11 и статьи 24 указанного Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, а при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с целями данного закона Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации разработаны и утверждены постановлением от 20.11.2020 № 36 Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (далее СП 2.3.6.3668-20).
Указанные санитарные правила направлены на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям (далее - торговые объекты), территориям, оборудованию и транспортным средствам (п. 1.1).
В соответствии с п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20 размещение торговых объектов в многоквартирных домах, в том числе установка и эксплуатация в таких торговых объектах стационарных холодильных камер, холодильных агрегатов и грузоподъемников, а также погрузочно-разгрузочные работы в торговых объектах, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому должны осуществляться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Размещение в стационарных торговых объектах и рынках организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания, должно производиться при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания (п. 2.2).
В силу п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20 погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров для торговых объектов, встроенных, встроено-пристроенных в многоквартирный дом, пристроенных к многоквартирному дому следует выполнять: с торцов жилых зданий; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны автомобильных дорог. Не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
Аналогичные положения содержат и Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 139 которых не допускается загрузка материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения.
В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 данные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (хозяйствующие субъекты).
Ранее пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, утратившим силу с 01.03.2021, устанавливалось, что помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в связи с поступающими обращениями граждан Управлением проведена предварительная проверка нарушения санитарных норм при разгрузке товара в предприятии торговли «Мария-Ра».
Как усматривается из материалов дела предприятие торговли располагается в нежилом помещении двухэтажного строения по адресу: <адрес> в непосредственной близости от жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Нежилое строение не соприкасается стеной с жилым домом.
Многоквартирный жилой дом и магазин «Мария-Ра», расположены по адресу: <адрес>.
Согласно исследованной судом видеозаписи, установлено, что загрузка товаров в магазин осуществляется через отдельный вход в подсобное помещение, со стороны двора жилого дома, где имеются входы в жилые помещения и окна жилых квартир. На момент обследования осуществлялась загрузка товаров.
Доводы стороны ответчика о том, что помещение магазина «Мария-Ра» расположено в отдельно стоящем нежилом здании, не имеющим соприкосновение, либо единой общей стены с многоквартирным домом, следовательно, требования п. 2.1 СанПиН 2.3.6.3668-20 на него не распространяются, несостоятельны поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Из договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Розница К-1» арендует у ООО «Мария-Ра» нежилые помещения, общей площадью – 416,4 кв.м., расположенные на 1 этаже помещения Н17 здания по адресу: <адрес>. Указанное нежилое помещение используется Обществом под размещение объекта торговли продуктами - магазин «Мария-Ра».
Согласно позиции стороны ответчика отношения по архитектурно- строительному проектированию объектов капитального строительства регулируется законодательством о градостроительной деятельности, проектная документация на будущий объект недвижимости получило положительное заключение, проектом предусмотрено строительство торгово-офисного здания, а приобретенный объект – нежилое помещение Н17 предусматривал наличие разгрузочной зоны.
Стороной ответчика предоставлены разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация на многоквартирный дом.
Для установления юридически значимых обстоятельств суд запрошены сведения об объекте капитального строительства в Комитете по строительству, архитектуре и развитию <адрес>.
Так, согласно представленным в материалы дела документам жилой дом и здание магазина строились одновременно.
Спорное помещение магазина «Мария-Ра» находится в торгово–офисном здании № (по проекту), фактически помещение Н17.
Согласно проектной документации на объект капитального строительства по адресу: <адрес>, строительство объекта «Многоквартирный дом (9 и более надземных этажей) со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой» осуществлялось на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. Проектируемое здание - трех секционный шестнадцатиэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой. К жилому дому запроектированы пристройки: с северо-востока – пристраиваемое двухэтажное торгово-офисное здание № с подземной автостоянкой, с западной стороны – встроенно-пристроенное двухэтажное торгово- офисное здание №, техническое подполье которое сообщается с подвалом жилого дома подземными техническим переходом, предусмотренным для прокладки инженерных сетей.
Многоквартирный дом со встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и подземной автостоянкой принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при постановке на кадастровый учет Объекта застройщиком был предоставлен технический план единого комплекса зданий, с отобранием на нем жилого здания и двух пристроенных объектов общественного назначения, в связи с чем торгово- офисное здание № (по проекту) не является отдельно стоящим зданием, отдельный адрес ему не присваивался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что здание магазина строилось как пристроенное помещение к многоквартирному жилому дому. Из имеющихся фотоматериалов, экспликаций к поэтажным планам зданий следует, что техническое подполье здания в котором находится магазин сообщается с подвалом жилого дома подземным техническим переходом, предусмотренным для прокладки инженерных сетей.
Кроме того, земельный участок, на котором расположены жилой дом и здание магазина, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка, следовательно, поскольку данный земельный участок не разграничен между указанными строениями, отсутствуют основания для вывода о том, что та часть земельного участка, где находится зона загрузки материалов, продукции, товаров указанного магазина, не относится к дворовой территории многоквартирного по адресу: <адрес>, в связи с чем доводы стороны ответчика в данной части не принимаются во внимание.
В данном случае, из материалов дела усматривается, что место для загрузки материалов, продукции, товаров ООО «Розница К-1» расположено со стороны двора многоквартирного дома, где расположены входы в жилые помещения, что является нарушением пункта 2.1 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».
При указанных обстоятельствах соответствующие доводы стороны ответчика о том, что при организации торговли в указанном магазине, который, по мнению заявителя, является самостоятельным объектом недвижимости, требования санитарных правил и норм на ООО «Розница К-1» не распространяются, являются не состоятельными.
Кроме того, в силу п. 2.3 СП 2.3.6.3668-20 размещение стационарных торговых объектов, за исключением предусмотренных в пункте 2.1 Правил, и рынков на территории жилой застройки должно осуществляться при соблюдении расстояний до жилых домов в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
Таким образом, в случае строительства торгово-офисного здания как отдельно стоящего подлежали бы применению СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в силу которых для магазинов применяется санитарно-защитная зона 50 м.
Ссылки стороны ответчика на наличие между зданиями внутриквартального проезда не принимаются во внимание, поскольку как указывалось ранее земельный участок не разграничен между зданиями.
Пояснения стороны ответчика о том, что Общество не производило разгрузку автомашин во внутреннем дворе дома, куда выходят окна жилого дома, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, при это доводы стороны ответчика о возможности производства такой разгрузки, опровергается требованиями п. 2.1 СанПиН 2.3.6.3668-20, запрещающим производство загрузки материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, при этом пункт 2.1 распространяются как на встроенные, так и на отдельно стоящие помещения.
Исследованные судом доказательства в совокупности свидетельствуют, что эксплуатация нежилого помещения организации торговли осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, содержащихся в приведенных выше положениях нормативно-правовых актов.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Надлежащим ответчиком является ООО «Розница К-1», которое используя при осуществлении предпринимательской деятельности – продажи товаров, в том числе продуктов питания, нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> обязано обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, однако, имея возможность для соблюдения указанных выше правил и норм, не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы стороны ответчика о том, что дом с помещением для размещения магазина принят в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, то есть, признан соответствующим санитарным правилам, а проектная документация, содержащая зону разгрузки, получила положительное заключение, в том числе в части санитарно-эпидемиологических требований, не может служить основанием для отказа в иске.
Согласно представленному в материалы дела положительному заключению негосударственной экспертизы, выполненной ООО «Сибирская негосударственная экспертиза» проектная документация на многоквартирный дом обследована, признана соответствующей требованием градостроительного законодательства. Однако при исследовании данного заключения, судом ссылки на возможность размещения зоны разгрузки со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры и соблюдение при этом пункта 2.1 СП 2.3.6.3668-20 не установлены.
Кроме того, следует из СП 2.3.6.3668-20 и СанПиН 2.1.3684-21, эти санитарные правила подлежат соблюдению при эксплуатации жилых зданий и распространяются на действующие организации торговли.
Следовательно, юридическое лицо, эксплуатирующее в настоящее время помещение для организации торговли, должно соблюдать приведенные выше санитарные правила независимо от даты ввода в эксплуатацию дома, начала деятельности магазина и наличия положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации.
Ответчик- субъект предпринимательской деятельности в сфере торговли - осуществляет торговую деятельность с нарушением установленных санитарно-эпидемиологических требований, в частности, в нарушение требований п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20 и п. 139 СанПиН 2.1.3684-21, тем самым ухудшает условия проживания граждан в жилом многоквартирном доме и создает потенциальную угрозу для их жизни и здоровья. Вместе с тем из прямого указания требований СанПиН следует прямой запрет на осуществление погрузки и разгрузки товаров из автомобилей со стороны жилых домов, где расположены окна.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку материалами дела установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических требований ответчиком при осуществлении торговой деятельности загрузка и разгрузка товара производится со стороны двора жилого дома, в непосредственной близости к окнам жилых помещений, что ухудшает условия проживания граждан, то исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа <адрес> составляет 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Розница К-1» обеспечить загрузку продукции в магазин «Мария-Ра», расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», п. 139 СП СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» в доход бюджета городского округа города Барнаула государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Рише