Дело № 2-1785/2024
УИД 66RS0012-01-2024-002969-92
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2024.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 28 ноября 2024 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильевой И.В.,
при секретаре Протасенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Брона Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Брона Александра Владимировича обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности обеспечить осужденного Брона Александра Владимировича, (дата) года рождения техническими средствами реабилитации – тростью опорной, регулируемой по высоте – 1 шт., ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки – 1 пара, вкладным башмачком – 2 шт., ортопедической обувью сложной на утеплённой подкладке – 1 пара, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида №№ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №№ от (дата) в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложении на территориальный орган ФСИН России - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области обязанности в случае недостаточности у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» собственных денежных средств в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части не обеспечения осужденного Брона Александра Владимировича, (дата) года рождения, техническими средствами реабилитации исходя из содержания Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № №№ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №№ от (дата).
В обосновании иска указано, что в Свердловскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ поступило заявление осужденного Брона А.В., в котором он сообщил о необеспечении его техническими средствами реабилитации инвалида согласно программе реабилитации, выданной Бюро № 27 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» как инвалиду <*****>. Установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации Брона А.В. положено следующие технические средства реабилитации: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения- 1 шт., вкладной башмачок- 2 шт., ортопедическая обувь сложная, без утепленной прокладки- 1 пара, ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке- 1 пара. Обязанность по обеспечению Брона А.В. средствами ТСР, лежит на администрации исправительного учреждения- ФКУ ИК-47 ГУФСМИН России по Свердловской области. Осужденному Брону А.В. 23.07.2024 установлена <*****> инвалидности бессрочно. В перечне ИПРА № № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № № от (дата) среди ТСР рекомендованных к выдаче осужденному указаны: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения- 1 шт., ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки- 1 пара, вкладной башмачок- 2 шт., ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке- 1 пара. Исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий указано Главное управление федеральной службы исполнения наказания (ГУФСИН России по Свердловской области). Поскольку Брон А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В связи с этим ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. На ГУФСИН России по Свердловской области как на территориальный орган ФСИН России, являющийся распорядителем и получателем средств федерального бюджета в пределах данного территориального органа УИС, и как на орган, который согласно индивидуальной программе реабилитации, может быть возложена обязанность профинансировать выполнение мероприятий по устранению указанного нарушения законодательства.
В судебном заседании старший помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тихоньков И.М. настаивал на удовлетворении иска. Указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что техническим средства реабилитации истец не обеспечен, что нарушает его права как инвалида, при этом достаточное финансирование у исправительного учреждения для приобретения средств реабилитации отсутствует. Полагал указанный в иске срок достаточным.
Истец Брон А.В., участие которого в судебном заседании обеспечено с использованием видеоконференц-связи, просил иск удовлетворить. Указал, что неоднократно обращался к администрации исправительного учреждения, однако техническими средствами реабилитации по настоящее время не обеспечен, что сильно ограничивает его передвижения.
Представители ответчиков ФКУ ИК-47, ГУФСИН по СО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, возражений по заявленным требованиям в адрес суда не направили.
С учетом положений с. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Брон А.В. осужден к лишению свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-47.
23.07.2024 Брон А.В. установлена <*****> группа инвалидности бессрочно.
В ИПРА № № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № № от (дата) среди технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, указаны: трость опорная регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения; ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки; вкладной башмачок- 2 штуки, ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 названного закона установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно части 2 статьи 11 указанного закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.
Пунктами 2, 5 указанного Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Из содержания главы XXIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110, следует, что обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Таким образом, законодатель, возлагая обязанность проведения осужденному, имеющему статус инвалида, реабилитационных мероприятий, установленных индивидуальной программой реабилитации инвалида, на администрацию исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.
Как следует из материалов дела, объяснений явившихся участников судебного разбирательства, несмотря на поступление в адрес ФКУ ИК-47 ИПРА № № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № № от (дата) по настоящее время осужденный Брон А.В. техническими средствами реабилитации, в которых он нуждается, не обеспечен. В указанной ситуации права истца безусловно нарушены, поскольку отсутствие технических средств реабилитации в виде трости опорной регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения; ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки; вкладных башмачков, ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке лишает Брона А.В. возможности нормального передвижения.
Из представленных письменных доказательств, объяснений истца в судебном заседании следует, что указание на технические средства реабилитации, в которых нуждается истец, отражены в ИПРА № ИПРА № № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № № от (дата), Брон А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-47, при этом по момент рассмотрения дела по сути никакие мероприятия, направленные на приобретение рекомендованных истцу технических средств реабилитации, не производились. Справка начальника филиала МЧ-7 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Шанского М.Е. подтверждает, что Брон А.В по состоянию на 24.09.2024 не обеспечен рекомендованными ему техническими средствами реабилитации.
При изложенных обстоятельствах на ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области следует возложить обязанность обеспечить выдачу осужденному Брону А.В. технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА № № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № № от (дата)
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний. утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе следственных изоляторов), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
ГУФСИН России по Свердловской области в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом ФСИН, является территориальным органом ФСИН и распорядителем (получателем) бюджетных средств, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в полномочия Управления входит доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области.
Учитывая представленную в материалы дела справку начальника филиала МЧ-7 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Шанского М.Е., объяснения помощника прокурора Тихонькова И.М. в судебном заседании, их которых следует, что лимиты бюджетных обязательств на 2024 год в части обеспечения осужденных техническими средствами реабилитации исчерпаны, 24.09.2024 направлен запрос о выделении дополнительных лимитов, собственные денежные средства у ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по СО на указанные цели отсутствуют, суд приходит к выводу также о необходимости удовлетворения исковых требований о возложении на ГУФСИН по СО как территориальный орган ФСИН России обязанности по финансированию мероприятий, необходимых для исполнения ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по обеспечению Брона А.В. техническими средствами реабилитации в случае недостаточности собственных денежных средств у исправительного учреждения.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным согласиться с указанным прокурором в исковом заявлении сроком исполнения решения ответчиком ГУФСИН по СО – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумными с учетом установленного нарушения прав Брона А.В., которому установлена инвалидность. Доказательств невозможности исполнения возложенных обязательств в указанные истцом сроки стороной ответчика не представлено, о наличии таковых не заявлялось.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Брона Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации- удовлетворить.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» обязанность обеспечить осужденного Брона Александра Владимировича, 28.10.2001 года рождения техническими средствами реабилитации – тростью опорной, регулируемой по высоте – 1 шт., ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки – 1 пара, вкладным башмачком – 2 шт., ортопедической обувью сложной на утеплённой подкладке – 1 пара, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации инвалида №№ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №№ от (дата) в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на территориальный орган ФСИН России - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области в случае недостаточности у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 47 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» собственных денежных средств в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в части не обеспечения осужденного Брона Александра Владимировича, (дата) года рождения, техническими средствами реабилитации исходя из содержания Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № №№ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №№ от (дата)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья: Васильева И.В.