Решение по делу № 33-2669/2023 от 17.07.2023

    Судья – Карманов К.А.                                                                       № 2-1475/2022

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-2669/2023

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        05 октября 2023 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Донсковой М.А.

судей Козуб Е.В. и Анашкиной И.А.

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротченко Р. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о включении периодов работы в страховой и специальный стаж, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Коротченко Р.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – ответчик, пенсионный орган) просил суд:

- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить:

- в стаж работы истца на соответствующих видах работ по Списку № 1 периоды работы: с 08.12.1989 по 16.08.1990 в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина; с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода; с 06.05.2021 по 09.08.2021 в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли в ООО «Первое химическое объединение» (г. Лисичанск);

- в страховой стаж: периоды получения пособия по безработице с 05.03.2003 по 11.09.2003, с 13.04.2012 по 03.09.2012, с 03.12.2013 по 07.01.2014; периоды работы с 08.08.2004 по 28.08.2004 в должности охранника подразделения службы безопасности ОАО «Лисичанская сода», с 01.03.2005 по 12.03.2012 на должностях охранника 3 разряда цеха № 26, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике (дежурный) 3 разряда цеха № 2-15, охранника з разряда цеха № 26 (отдел охраны № 2) ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», с 04.09.2012 по 25.10.2013 в должности охранника сектора банковской безопасности филиала луганского областного управления АО «Государственный сберегательный банк Украины»;

- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> повторно рассмотреть заявление Коротченко Р. С. от ДД.ММ.ГГГГ об установлении страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, при рассмотрении данного заявления ответчиком незаконно не были включены вышеуказанные периоды в страховой и специальный стаж (Список ). Истец считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку наличие соответствующего стажа подтверждается трудовой книжкой, письменными ответами Пенсионного фонда Украины и фактом назначения истцу соответствующей пенсии на территории Украины.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен, судом постановлено:

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить:

- в стаж работы Коротченко Р.С. на соответствующих видах работ по Списку периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли в ООО «Первое химическое объединение» (<адрес>);

- в страховой стаж Коротченко Р.С.: периоды получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности охранника подразделения службы безопасности ОАО «Лисичанская сода», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях охранника 3 разряда цеха № 26, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике (дежурный) 3 разряда цеха № 2-15, охранника з разряда цеха № 26 (отдел охраны № 2) ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», с 04.09.2012 по 25.10.2013 в должности охранника сектора банковской безопасности филиала луганского областного управления АО «Государственный сберегательный банк Украины».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю повторно рассмотреть заявление Коротченко Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ об установлении страховой пенсии.

    Не согласившись с указанным решением, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства.

Апеллянт указывает, что периоды работы истца с 08.12.1989 по 16.08.1990 в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина, с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должностях слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода не могут быть учтены в стаж на соответствующих видах работ (Список №1) в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы из компетентных органов.

В стаж на соответствующих видах работ (Список № 1) истцу не включен период работы с 06.05.2021 по 09.08.2021 в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли ООО «Первое химическое объединение», так как записи трудовой книжки от 25.07.1985 серия БТ-П № 0837525, справка №23 от 06.12.2021 не содержит сведений о начислении и уплате страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, что прямо предусмотрено ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В страховой стаж также не включены следующие периоды:

- получение пособий по безработице, так как п.30 Правил период получения пособия по безработице, в частности, подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения;

- работа в Украине с 06.07.2002, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов.

    Согласно представленным документам, стаж на соответствующих видах работ (Список № 1) у истца не подтвержден. Страховой стаж истца, учтенный 31.12.2021 на основании выписки из индивидуального лицевого счета, составляет 17 лет 8 месяцев (необходимо 20 лет), сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет 20,905 (необходимо 21).

        В судебное заседание истец не явился, Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю явку своего представителя не обеспечило.

        Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.

                В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

                Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

                В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

                Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец 02.08.2022 обратился в пенсионный орган с заявлением № 87144/22 об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результатам рассмотрения заявления и имеющихся документов решением пенсионного органа от 09.11.2022 № 87144/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (Список № 1), а также отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа, отсутствием минимальной суммы ИПК.

Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ по Списку № 1 периодов работы: с 08.12.1989 по 16.08.1990 в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина; с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода; с 06.05.2021 по 09.08.2021 в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли в ООО «Первое химическое объединение» (г. Лисичанск);

Так же ответчиком отказано во включении в страховой стаж Коротченко Р.С. периодов получения пособия по безработице с 05.03.2003 по 11.09.2003, с 13.04.2012 по 03.09.2012, с 03.12.2013 по 07.01.2014; периодов работы с 08.08.2004 по 28.08.2004 в должности охранника подразделения службы безопасности ОАО «Лисичанская сода», с 01.03.2005 по 12.03.2012 на должностях охранника 3 разряда цеха № 26, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике (дежурный) 3 разряда цеха № 2-15, охранника з разряда цеха № 26 (отдел охраны № 2) ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», с 04.09.2012 по 25.10.2013 в должности охранника сектора банковской безопасности филиала луганского областного управления АО «Государственный сберегательный банк Украины».

Из материалов дела так же следует, что истец проживал и был зарегистрирован на территории Луганской области государства Украины, где осуществлял трудовую деятельность, в настоящее время является гражданином Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики», Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации», разъяснениями п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», исходил из того, что периоды работы истца подтверждены записями в трудовой книжке на имя истца, кроме того, истцом представлены письменные ответы Пенсионного фонда Украины от 07.04.2022 и от 14.02.2023, выписка из личного кабинета официального сайта Пенсионного фонда Украины в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым, истцу назначена пенсия по возрасту на льготных основаниях по Списку № 1 с 11.11.2021, его общий стаж роботы составляет 25 лет 2 месяца 10 дней, в том числе льготный стаж по Списку № 1 – 5 лет 3 месяца 3 дня (стаж рассчитан по 31.08.2021).

Судебная коллегия не в полной мере может согласиться с решением суда по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального Конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", действующего с 05.10.2022, Луганская Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 названного Федерального конституционного закона на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Луганской Народной Республики, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Луганской Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта: 1) документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные государственными и иными официальными органами Луганской Народной Республики, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (ч. 1 ст. 1).

Материалами дела установлено, что истец с 2018года является гражданином Российской Федерации.

02.08.2022 истец обратился в пенсионный орган с заявлением № 87144/22 об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть до принятия Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» и Федерального закона от 17.02.2023 N 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации», в связи с чем положения вышеуказанных Законов спорным правоотношениям не подлежат применению, а доводы апеллянта о применении с правоотношениям между истцом и ответчиком Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Соглашение СНГ 1992 г.), являются обоснованными.

Так же из материалов дела следует, что истец проживал и был зарегистрирован на территории Луганской области государства Украины, где осуществлял трудовую деятельность, в настоящее время является гражданином Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона N 400-ФЗ).

13.03.1992 между государствами-участниками СНГ, в числе которых Российская Федерация и Украина, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Соглашение СНГ 1992 г.).

Это Соглашение продолжает применяться к спорным периодам работы, имевшим место до 2014г., даже при том, что Федеральным законом от 11.06.2022 N 175-ФЗ Соглашение СНГ 1992 г. было денонсировано Российской Федерацией. С учетом ответа представителя МИД России в г. Екатеринбурге от 10.08.2022, сроков передачи ноты МИД России от 01.07.2022 о денонсации Соглашения (на основании ст. 13 Соглашения СНГ 1992 г.), действие этого договора в отношении Российской Федерации прекратилось 01.01.2023, т.е. оно действовало как в периоды работы истца, так и на дату обращения за назначением пенсии.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

П. 2 ст. 6 Соглашения СНГ 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения СНГ 1992 г.).

Ч. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Закона N 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

С учетом изложенного, досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на подземных работах на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 5 лет и имеют страховой стаж не менее 20лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В постановлении Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, в списке N 1, в разделе VIII "Химическое производство", подраздел 1, подпункт 6, перечислены производства: минеральных удобрений, полифосфатов, минеральных и органических кислот, их производных, денитрации и концентрации минеральных и органических кислот, аммиака (включая газовое сырье), кальцинированной и каустической соды, мочевины.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 раздела 8 "Химическое производство" Списка N 1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 (за период до 01.01.1992 года) - правом на досрочное назначение пенсии пользовались рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках производства минеральных удобрений и кормовых фосфатов. VIII. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО - рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках нижеперечисленных производств: минеральных удобрений, полифосфатов, минеральных и органических кислот, их производных, денитрации и концентрации минеральных и органических кислот, аммиака (включая газовое сырье), кальцинированной и каустической соды, мочевины.

В Списке N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, в позиции 1080А010 раздела 8 "Химическое производство" правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и вентиляции), коммуникаций, дегазации производственной канализации, занятые на ремонте, обслуживании электрооборудования в цехах, отделениях и на участках производства продукции, перечисленной в Списке N (раздел VIII, подраздел "А" пункт 1).

Согласно пункту 5 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 год N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые на выполнении работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Предоставление доказательств постоянной занятости не менее 80% рабочего времени является обязательным условием для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 1 января 1992 года.

Согласно пункту 7 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, если в Списках указано производство и работы без перечисления профессий и должностей, то правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются все работники, независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или отдельных работах. Данные профессии отнесены к разряду работ с вредными условиями труда.

Согласно пункту 4 раздела 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из материалов дела следует, что согласно записям в трудовой книжке, истец работал с 08.12.1989 по 16.08.1990 в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия производства кальцинированной соды Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина, то есть в производстве и в должности указанных подпунктом 6 пункта 1 раздела 8 "Химическое производство" Списка N 1 Производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173.

Факт работы истца помимо записей в трудовой книжке подтверждается архивной справкой о заработной плате, а так же справкой, подтверждающий период работы, согласно которой, отпуск без сохранении заработной платы в указанный период работы, истцу не предоставлялся.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о включении в стаж истца на соответствующих видах работ (Список №1) указанного периода, являются обоснованными.

Так же из материалов дела следует, что согласно записям в трудовой книжке истец работал с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода; с 06.05.2021 по 09.08.2021 в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли в ООО «Первое химическое объединение» (г. Лисичанск).

Из указанного периода, период работы с 01.03.1991 по 31.12.1991 так же обоснованно был включен судом в стаж истца на соответствующих видах работ, поскольку истец работал в производстве и в должности указанных в подпункте 6 пункта 1 раздела 8 "Химическое производство" Списка N 1 от 22.08.1956 года N 1173, и до 01.01.1992г., подтверждать постоянную занятость на выполнении работ, не требовалось.

В период с 01.01.1992 по 13.11.1995 истец работал в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода.

В штатном расписании 1992г. поименованы слесари дежурные в цехе пиролиза «Производство этилена» (л.д.116).

В штатном расписании 1995г. поименованы слесари по ремонту технологических установок в цехе №1101 «Производство этилена», которые по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда 1995г., включены в перечень рабочих мест, работ, профессии и должностей, подтвердивших право на льготное пенсионное обеспечение (Список №1) (л.д.132 -1234).

Допустимые доказательства занятости истца на выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, в указанный период, материалы дела не содержат.

Как указано в исковом заявлении, истцу на Украине была назначена досрочная пенсия по старости по Списку №1, однако, пенсионное дело находится в пенсионных органах Украины и возможность его истребования отсутствует, в связи с чем он, приняв гражданство РФ, обратился к ответчику по вопросу повторной оценки его пенсионных прав.

В то же время истцом, в материалы дела предоставлены письменные ответы Пенсионного фонда Украины от 07.04.2022 и от 14.02.2023, которые подтверждают факт назначения истцу досрочной пенсии по старости по Списку №1, выписка из личного кабинета официального сайта Пенсионного фонда Украины в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым, истцу назначена пенсия по возрасту на льготных основаниях по Списку № 1 с 11.11.2021, его общий стаж роботы составляет 25 лет 2 месяца 10 дней, в том числе льготный стаж по Списку № 1 – 5 лет 3 месяца 3 дня (стаж рассчитан по 31.08.2021)

Так же истцом представлено решение №1/16 Комиссии при главном управлении Пенсионного фонда Украины о результатах рассмотрения заявления о подтверждении стажа работы от 21.01.2022, из которого усматривается, что периоды работы истца с 01.01.1992 по 31.03.1993 (9 мес. 23 дн.); с 01.04.1993 по 13.11.1995 (2 года 1 месяц 19 дней); с 01.05.1996 по 20.11.1996 (6 мес. 8 дней) включены в специальный стаж истца по Списку № 1 по фактически отработанному времени.

В представленных истцами справках о заработной плате за периоды работы с 1992 по 1996г., указана информация о количестве отработанных часов в каждом месяце.

При этом, в решении №1/16 Комиссии при главном управлении Пенсионного фонда Украины о результатах рассмотрения заявления о подтверждении стажа работы от 21.01.2022 указано, что предметом изучения при оценке пенсионных прав истца, являлись в том числе и вышеуказанные справки о заработной плате истца, в связи с чем у судебной коллегии сомнений относительно достоверности изложенных в Решении №1/16 сведений, не возникло.

Согласно справке №1015/01-26 от 04.05.2020, истцу в период работы с 01.03.1991 по 20.11.1996 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы: с 10.11.1992 по 09.12.1992; с 10.12.1992 по 10.01.1993; с 12.01.1993 по 12.02.1993.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части включения в стаж истца на соответствующих видах работ (Список №1) всего периода работы с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, поскольку проведенной проверкой Пенсионным органом Украины весь период объективно не был подтвержден, в связи с чем, судебная коллеги полагает возможным включить в стаж истца на соответствующих видах работ (Список №1) период работы: с 01.03.1991 по 31.12.1991; с 01.01.1992 по 31.03.1993 (9 мес. 23 дн.); с 01.04.1993 по 13.11.1995 (2 года 1 месяц 19 дней); с 01.05.1996 по 20.11.1996 (6 мес. 8 дней), то есть по фактически отработанному времени, в связи с чем, решение суда в указанной части полежит изменению.

По периоду работы истца с 06.05.2021 по 09.08.2021 (03 месяца 08 дней) истцом представлена справка, уточняющая характер работы истца №468 от 06.12.2021, из которой следует, что истец в данный период работал аппаратчиком абсорбции 4 р. в производстве серной кислоты и ее солей и указанный период подлежит включению по Списку №1. Указанная справка выдана на основании технологического регламента, штатного расписания, расчетных ведомостей, личной карточка формы П-2, Приказа №90/1 А от 25.12.2020 по результатам аттестации рабочих мест.

Доводы апеллянта о невозможности включения данного периода специальный стаж истца, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, судебной коллегией отклоняются, поскольку из ответа Пенсионного фонда Украины, адресованному истцу следует, что страховые взносы за истца уплачены за период с 2019 по 2021г.г. в полном объеме (л.д.43-44).

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в стаж истца на соответствующих видах работ (писок №1) данного спорного периода работы.

             Кроме того, истцом представлена выписка из личного кабинета официального сайта Пенсионного фонда Украины в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым истцу была назначена пенсия по возрасту на льготных основаниях по Списку № 1 с 11.11.2021, его общий стаж работы составляет 25 лет 2 месяца 10 дней, в том числе льготный стаж по Списку № 1 – 5 лет 3 месяца 3 дня (стаж рассчитан по 31.08.2021).

Так же судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в страховой стаж истца периоды получения пособия по безработице с 05.03.2003 по 11.09.2003, с 13.04.2012 по 03.09.2012, с 03.12.2013 по 07.01.2014, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Указанные периоды подтверждены записями в трудовой книжке истца.

    Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в страховой стаж истца периодов работы с 08.08.2004 по 28.08.2004 в должности охранника подразделения службы безопасности ОАО «Лисичанская сода», с 01.03.2005 по 12.03.2012 на должностях охранника 3 разряда цеха № 26, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике (дежурный) 3 разряда цеха № 2-15, охранника з разряда цеха № 26 (отдел охраны № 2) ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», с 04.09.2012 по 25.10.2013 в должности охранника сектора банковской безопасности филиала Луганского областного управления АО «Государственный сберегательный банк Украины».

Вопреки доводам апелляционной жалобы факт оплаты за указанные периоды страховых взносов подтвержден ответом Пенсионного фонда Украины, адресованному истцу, согласно которому страховые взносы за истца уплачены в полном объеме (л.д.43-44).

Кроме того, факт включения Пенсионным органом Украины вышеуказанных периодов работы в страховой стаж подтверждается выпиской из личного кабинета официального сайта Пенсионного фонда Украины в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым истцу назначена пенсия по возрасту на льготных основаниях по Списку № 1 с 11.11.2021, его общий стаж роботы составляет 25 лет 2 месяца 10 дней, (стаж рассчитан по 31.08.2021).

Судебная коллегия, исходит из того, что спорные периоды работы, истца подтверждены представленными стороной истца справками, ответами Пенсионного фонда Украины, выпиской из личного кабинета официального сайта Пенсионного фонда Украины в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», исходит из невозможности истребования Пенсионным органом РФ иных документов, подтверждающих спорные периоды работы истца, а так же материалов пенсионного дела истца из-за нахождения их в государственных органах Украины.

Весь спорный специальный и страховой стаж истца выработан на территории Луганской Народной Республики. При этом истец в настоящее время, по независящим от него причинам и в связи с проведением СВО, лишен возможности представить как документы, подтверждающие его специальный стаж, так и документы о наличии (отсутствии) в Украине в период с 2013 г. норм о дополнительных взносах на пенсионное обеспечение лиц, работавших в тяжелых условиях труда, так и документы об уплате таких страховых взносов на пенсионное обеспечение истца.

Все представленные истцом документы содержат идентичные сведения, которые согласуются с представленными истцом справками.

Судебная коллегия приходит к выводу, что с учетом конкретных обстоятельств дела, конституционного принципа равенства всех перед законом, права истца на пенсионное обеспечение по нормам Российского пенсионного законодательства, а так же сохранения уже реализованных пенсионных прав истца в государстве Украина, возможным зачесть периоды работы по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ при не подтверждении периодов работы и уплаты работодателем страховых взносов и с 01.01.2013 взносов по дополнительному тарифу при отсутствии недобросовестности со стороны работника (с учетом позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, которая подлежит применению и в отношении нормы ч. 6 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, периоды работы истца по Списку N 1 с 08.12.1989 по 16.08.1990 в должности аппаратчика центрифугирования цеха бикарбоната натрия Лисичанского содового завода им. В.И. Ленина; с 01.03.1991 по 31.12.1991 (9 мес. 30 дн.); с 01.01.1992 по 31.03.1993 (9 мес. 23 дн.); с 01.04.1993 по 13.11.1995 (2 года 1 месяц 19 дней); с 01.05.1996 по 20.11.1996 (6 мес. 8 дней), то есть по фактически отработанному времени, в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода; с 06.05.2021 по 09.08.2021 в должности аппаратчика абсорбции производства серной кислоты и ее соли в ООО «Первое химическое объединение» (г. Лисичанск) в специальный стаж истца.

Так же, периоды получения пособия по безработице с 05.03.2003 по 11.09.2003, с 13.04.2012 по 03.09.2012, с 03.12.2013 по 07.01.2014; периоды работы с 08.08.2004 по 28.08.2004 в должности охранника подразделения службы безопасности ОАО «Лисичанская сода», с 01.03.2005 по 12.03.2012 на должностях охранника 3 разряда цеха № 26, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике (дежурный) 3 разряда цеха № 2-15, охранника з разряда цеха № 26 (отдел охраны № 2) ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий», с 04.09.2012 по 25.10.2013 в должности охранника сектора банковской безопасности филиала Луганского областного управления АО «Государственный сберегательный банк Украины», подлежат включению в страховой стаж истца. Доводы жалобы ответчика отклоняются по приведенным мотивам.

С учетом изложенного решение суда подлежит изменению в части периодов работы истца, включенных в стаж истца на соответствующих видах работ (Список №1).

Руководствуясь статьями 328 и 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю удовлетворить частично.

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 мая 2023 года изменить в части обязания Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю включить в стаж работы Коротченко Р. С. (СНИЛС 190-835-425 84) на соответствующих видах работ по Списку периода работы: с 01.03.1991 по 20.11.1996 в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в стаж работы Коротченко Р. С. (СНИЛС 190-835-425 84) на соответствующих видах работ по Списку периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 мес. 30 дн.); с 01.01.1992 по 31.03.1993 (9 мес. 23 дн.); с 01.04.1993 по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 19 дней); с 01.05.1996 по 20.11.1996 (6 мес. 8 дней) по фактически отработанному времени, в должности слесаря дежурного ремонтно-механической мастерской и цеха пиролиза в производстве этилена, слесаря по ремонту технологических установок в производстве этилена Лисичанского нефтеперерабатывающего завода.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 10 октября 2023 года.

    Председательствующий:                                          М.А. Донскова

           Судьи:                                                                          Е.В. Козуб

                                                                                                 И.А. Анашкина

33-2669/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротченко Руслан Станиславович
Ответчики
ОПСФР по городу Севастополю.
Другие
Деменцевич Сергей Васильевич
Деменцевич Лариса Анатольевна
Хатунцев Александр Сергеевич
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Донскова Мария Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
17.07.2023Передача дела судье
24.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее