Судья: Чугунова М.Ю. Дело № 33-20111/2023
50RS0015-01-2022-003970-14
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2023 года г. Красногорск Московской области
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Илларионовой Л.И.,
судей Колесник Н.А., Жигаревой Е.А.
при помощнике судьи Трамп Т.В.
рассмотрев в судебном заседании 14 июня 2023 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 18 ноября 2022 года по делу по иску Уткиной О.Н., Уткина П.В. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Уткина А.П., Уткиной А.П., Уткиной В.П., Уткиной П.П., Алексеевой Н.О. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Алексеева А.А., Алексеева Н.А., Алексеева М.А., Алексеева М.А., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мельникова В.А., Мельникова А.А., Мельниковой А.А., Анищенко М.В., Анищенко Р.А. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Анищенко А.Р., Анищенко М.Р.., Анищенко Н.Р., Еремеевой О.В., Еремеева Д.В. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Еремеевой Е.Д., Еремеевой Д.Д., Галныкина С.Ю. Архиповой В.О. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Архипова Г.А., Галныкина Б.С., Галныкина О.С., к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей,
заслушав доклад судьи Илларионовой Л.И.,
объяснения представителей сторон - Маслова И.В., Линник А.М.
УСТАНОВИЛА:
Уткина О.Н. Уткин П.В. действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Уткина А.П., Уткиной А.П., Уткиной В.П., Уткиной П.П. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с КН50:08:0060213:923, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Истец Алексеева Н.О. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Алексеева А.А., Алексеева Н.А., Алексеева М.А., Алексеева М.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Истцы Мельникова О.Н., Мельников А.А. действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мельникова В.А., Мельникова А.А. Мельниковой А.А. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты> в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Истцы Анищенко М.В. Анищенко Р.А. действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Анищенко А.Р., Анищенко М.Р., Анищенко Н.Р. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Истцы Еремеева О.В., Еремеев Д.В действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Еремеевой Е.Д., Еремеевой Д.Д. Еремеевой М.Д. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты> в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Истцы Архипова В.О. Галныкин С.Ю.действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Архипова Г.А. Галныкина Б.С. Галныкина О.С. обратились в суд с иском к Администрации г.о. Истра Московской области, третье лицо: Министерство ЖКХ МО, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО об обеспечении инфраструктурой земельных участков многодетных семей, просят обязать Администрацию г.о. Истра в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать и построить дорогу местного значения с твердым покрытием к земельному участку с <данные изъяты> расположенному по адресу: <данные изъяты>, в этот же срок организовать в границах д. Шейно газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, первичные меры пожарной безопасности, взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день неисполнения решения.
Требования мотивированы тем, что их многодетным семьям предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты> на основании Закона Московской области от 26.05.2011г. <данные изъяты>-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области». Вблизи участков отсутствует газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, дорога.
Указом Президента РФ <данные изъяты> от 07.05.2012г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусматривается разработка комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов РФ и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, а значит на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению данной услуги надлежащего качества и осуществлению контроля за надлежащей подготовкой документов.
Истринским городским прокурором <данные изъяты> в адрес Администрации г.о. Истра вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при выделении земельных участков многодетным семьям, однако, работы по созданию инфраструктуры не проводились.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Шмидт А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд об их удовлетворении.
Представитель Администрации г.о. Истра по доверенности Маслова И.В. возражала против удовлетворения требований в срок, указанный истцами, ссылаясь на то, что в деревнях отсутствует централизованная система водоотведения, ввиду чего обеспечить земельные участки водоснабжением и водоотведением силами Администрации не представляется возможным. Реализация мероприятий, связанных с осуществлением дорожной деятельности ограничена финансированием, предусмотренным муниципальными дорожным фондом, размер которого ограничен установленными законом источниками финансирования.
Представитель Министерства энергетики Московской области по доверенности Апуневич Д.Ю. пояснил, что д. Шейно в программу обеспечения газификации до 2030 года не входит, в течение одного года заявленные исковые требования исполнить невозможно, просили суд удовлетворении требований отказать.
Представитель Министерства ЖКХ Московской области по доверенности Умярова А.Ш. возражали против удовлетворения требований, согласились с позицией Администрации г/о Истра.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Управление архитектуры Московской области, Министерство финансов МО, Министерство энергетики МО представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Истринского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено: исковые требования Уткиной О.Н., Уткина П.В. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Уткина А.П., Уткиной А.П., Уткиной В.П., Уткиной П.П., Алексеевой Н.О. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Алексеева А.А., Алексеева Н.А., Алексеева М.А., Алексеева М.А., Мельниковой О.Н., Мельникова А.А. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мельникова В.А., Мельникова А.А., Мельниковой А.А., Анищенко М.В., Анищенко Р.А. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Анищенко А.Р., Анищенко М.Р.., Анищенко Н.Р., Еремеевой О.В., Еремеева Д.В. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Еремеевой Е.Д., Еремеевой Д.Д., Галныкина С.Ю., Архиповой В.О. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Архипова Г.А., Галныкина Б.С., Галныкина О.С. - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г.о. Истра Московской области в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающими подъезд к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>, по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Истра, д. Шейно, обеспечить указанные земельные участки инженерными коммуникациями по подключению газоснабжения, водоснабжения, водоотведения в соответствии с существующими нормами пожарной безопасности.
В установлении другого срока, взыскании неустойки - отказать.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрации городского округа Истра Московской области подана апелляционная жалоба.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Материалами дела установлено, что Постановлением Администрации г.о. Истра от 10.09.2020 года №4460/9 многодетной семье Уткиных предоставлен в долевую собственность в равных долях земельный участок, площадью 1 200 кв. м с <данные изъяты>, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, дер. Шейно.
Постановлением Администрации г.о. Истра от 24.10.2019 года №6545/10 многодетной семье Мельниковых предоставлен в долевую собственность в равных долях земельный участок, площадью 1 200 кв. м с <данные изъяты>, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, дер. Шейно.
Постановлением Администрации г.о. Истра от 09.08.2019 года №4634/8 многодетной семье Анищенко предоставлен в долевую собственность в равных долях земельный участок, площадью 1 200 кв. м с КН50:08:0060213:882, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, дер. Шейно.
Постановлением Администрации г.о. Истра от 22.10.2020 года №5501/10 многодетной семье Еремеевых предоставлен в долевую собственность в равных долях земельный участок, площадью 1 200 кв. м с КН50:08:0060213:938, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, дер. Шейно.
Согласно выписке из ЕГРН многодетной семье Архиповой В.О. Галныкину С.Ю. предоставлен в долевую собственность в равных долях земельный участок, площадью 1 200 кв. м с КН50:08:0060213:859, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Истра, дер. Шейно.
Как следует из доводов исковых заявлений, пользоваться земельными участками не представляется возможным, так как отсутствует дорога, имеющая твердое покрытие, отсутствует возможность подключения участков к системам газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отсутствуют первичные меры пожарной безопасности.
Закон Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» в редакции закона Московской области от 22.06.2021 года №106/2021-ОЗ предусматривает, что земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям, должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям.
Для целей настоящего Закона под транспортной инфраструктурой понимаются автомобильные дороги общего пользования местного значения, обеспечивающие подъезд к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям (далее - подъездные автомобильные дороги), а также улично-дорожная сеть (внутриквартальные проезды) в границах территории, в состав которой входят предоставляемые многодетным семьям земельные участки и земли общего пользования.
Предоставляемые многодетным семьям земельные участки должны быть обеспечены технической возможностью для технологического присоединения к электрическим сетям на уровне напряжения до 20 кВ, находящимся на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности от границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.
Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, условиями для технологического присоединения к иной инженерной инфраструктуре (сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) зависит от уровня обеспеченности инженерной инфраструктурой населенного пункта в границах соответствующего городского округа и осуществляется в пределах средств, предусмотренных программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа (ст. 4.3 Закона).
Согласно ст. 6.2 настоящего Закона при предоставлении земельных участков многодетным семьям расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, а также по обеспечению их необходимыми сетями электроснабжения, осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Расходы, возникающие в связи с обеспечением транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, осуществляются:
- за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, - в целях строительства подъездных автомобильных дорог, указанных в статье 4.3 настоящего Закона;
- за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, за исключением средств бюджета Московской области, - в целях строительства улично-дорожной сети (внутриквартальных проездов).
Согласно приобщенному к материалам дела копии заключения экспертов АНО «Московский областной центр судебных экспертиз» Шляхта В.А., Сергеева В.З., на настоящее время у владельцев земельных участков, расположенных на земельном массиве по адресу: Московская область, городской округ Истра, дер. Шейно отсутствует техническая возможность технологического присоединения (подключения) к централизованным сетям холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения д. Шейно городского округа Истра Московской области в виду их отсутствия. У администрации городского округа Истра в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3 сохраняется обязанность строительства на муниципальных землях и содержания в исправном состоянии указанных коммуникаций.
В виду отсутствия в деле проектной и предпроектной (обосновывающей) документации экспертами могут быть даны условные ориентировочные расчеты, базирующиеся на действующих нормативных документах, примеров из практики организации строительства с использованием конкурсных процедур, в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44- ФЗ от 05.04.2013 г.
Ориентировочный расчет показывает, что строительство дорожной сети общей длиной 3,3 км из дорог V-й категории с твердым покрытием с центральным участком длиной 1,25 км с двусторонним движением по массиву земельных участков для ИЖС в д. Шейно при уровне цен 2021 года обойдется в 61,68 млн. руб.
Ориентировочная стоимость строительства ВЗУ и водопроводных сетей для обеспечения населения в д. Шейно холодной водой из централизованного водопровода составит 62,99 млн. руб.
Ориентировочно общая стоимость строительства централизованной системы водоотведения для деревни Шейно может составлять 52,12 - 54,62 млн. руб.
В связи с внесением поправок в закон о газоснабжении, по инициативе Президента Российской Федерации, АО «Мособлгаз» должно обеспечить прокладку газораспределительных сетей в любом населенном пункте Московской области до границы земельного участка индивидуального застройщика, в том числе истцов, бесплатно.
Отсутствие проектной документации, утвержденных планов или даже проектов планов не позволяет экспертам определить реальные сроки обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельный массив в д. Шейно под ИЖС.
Эксперты, исходя из нормативных сроков, установленных законом и нормативными документами, устанавливают организационный период на подготовку проектной документации и получение разрешения на строительство централизованных коммуникаций следующим образом.
Теоретически период до принятия положительного решения о начале работ по водоснабжению и водоотведению:
при наличии технической возможности подключения водоснабжения составляет: 5 + (12... 14) + X17 + 3 + 10 + 30 + 30 + 30 = 120 рабочих дней (время на собственно устройство водопровода и врезку в дом (приёмный колодец) не учитывалось);
при включении в инвестиционную программу субъекта Российской Федерации:120 рабочих дней + время на реализацию инвестиционной программы (как правило, годовой интервал);
- при отказе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включению в инвестиционную программу строительства централизованного водоснабжения и водоотведения - до повторного принятия положительного решения, либо дальнейшее существование данного населенного пункта без централизованных коммуникаций.
Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» газификация деревни Шейно не планируется. Поэтому судить о сроках экспертам не представляется возможным.
Учитывая отсутствие в деле документов о планируемом выделении финансов на строительство дороги, планов по ее строительству эксперты не имеют возможности определить реальные сроки строительства дороги.
Условный срок выполнения работ по строительству дороги в д. Шейно на земельном массиве под строительство ИЖС может составлять 713 дней при условии наличия финансирования всех этапов работы.
Проанализировав вышеуказанные положения закона, направленные на обеспечение льготного порядка предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и исходил из того, что организация электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения администрации, в связи с чем земельные участки многодетным семьям необходимо выделять с учетом существующей обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве таких объектов и сроков их строительства.
Вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <данные изъяты> N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Вместе с тем, как указано Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Таким образом, поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Следовательно, обоснованно установив незаконное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неразрешении вопросов местного значения, суд правомерно обязал ответчика - администрацию городского округа Истра Московской области устранить допущенное нарушение прав истцов, включая несовершеннолетних детей.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика - администрации городского округа Истра Московской области о том, что осуществление мероприятий по строительству объектов инфраструктуры за счет бюджета городского округа Истра Московской области приведет к его нецелевому использованию, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Действующим законодательством, регулирующим вопросы предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков, не определено, на кого возлагается обязанность по обеспечению данных земельных участков объектами инфраструктуры. Вместе с тем, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, земельные участки истцов находится в пределах МО "г. Истра". Таким образом, в данном случае обязанность обеспечить земельные участки объектами инженерной и дорожной инфраструктурой была обоснованно возложена на администрацию г. Истра.
При этом отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Курской области, не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.
Поэтому доводы апелляционной жалобы администрации о том, что в данный момент не имеется возможности обеспечить исполнение требований истцов, поскольку уже были осуществлены мероприятия связанные с осуществлением дорожной деятельности, размер фонда которых ограничен, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Истринского городского суда Московской области от 18 ноября 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи