Дело №12-228/2015 судья в первой
инстанции Василенко А.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь 25 ноября 2015 г.
Судья Севастопольского городского суда - Андрейченко А.А.,
при секретаре - Журавлёвой Н.А.,
с участием защитника - Музыки С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу защитника Шепиловой ФИО12 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 сентября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора ООО «Рика» Шепиловой ФИО12,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 сентября 2015 г. директор ООО «Рика» Шепилова И.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 17 500 (семнадцати тысяч пятисот) рублей.
Защитник Шепиловой И.С. подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Выслушав объяснения защитника, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приказом ФМС России от 08 декабря 2014 N 640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.
Подать данные уведомления работодатели (заказчики работ, услуг) должны в территориальный орган ФМС России того субъекта РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) трудового (гражданско-правового) договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Уведомления могут быть направлены на бумажном носителе либо поданы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (например, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)) (абз. 2 п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника УФМС России по г. Севастополю от 19 мая 2015 г. № 95 сотрудниками отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по г. Севастополю на территории Торгово-развлекательного комплекса «<данные изъяты>» (далее ТРЦ «<данные изъяты>») в г. Севастополе 19 мая 2015 г. была проведена внеплановая выездная проверка мест пребывания иностранных граждан.
По результатом проверки сотрудниками отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по г. Севастополю заместителем начальника Барчаком А.П., ведущим специалистом – экспертом Поян В.В., специалистами – экспертами Красильниковым В.А. и Фесенюком А.Л. был составлен «акт проверки физического лица, места пребывания (проживания) иностранных граждан» от 19 мая 2015 г., согласно которому установлено, что на территории ТРЦ «<данные изъяты>» в ресторане быстрого питания «Муссония» осуществляют трудовую деятельность 21 гражданин Российской Федерации. В ходе проверки документов установлено, что с гражданкой Латвии Юрика Т.Г., имеющей вид на жительство 82 № 1065477 от 27 августа 2014 г., 2 апреля 2015 г. заключен договор, согласно которому гражданка Юрика Т.Г. является консультантом ООО «Рика». Уведомление соответствующей формы о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным работником в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты заключения договора, в органы миграционного контроля не поступало (л.д. 69).
Определением ведущего специалиста – эксперта УФМС России по г. Севастополю Минина В.И. от 20 мая 2015 г. по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и назначено административное расследование.
16 июля 2015 г. специалистом-экспертом отдела иммиграционного контроля и противодействия незаконной миграции УФМС России по г. Севастополю Соколовским С.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Рика" Шепиловой И.С.
Согласно указанному протоколу директор ООО "Рика" Шепилова И.С. не уведомила УФМС России по г. Севастополю о заключении 2 апреля 2015 г. с гражданкой Латвии Юрика Т.Г. договора на оказание консультационных услуг, связанных с коммерческой и производственной деятельностью, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, чем нарушила требования статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Определением начальника УФМС России по г. Севастополю от 23 июля 2015 г. протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Рика» Шепиловой И.С. направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Севастополя.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ) основаниями для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Согласно части 3 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Наличие указанных правовых оснований для проведения 19 мая 2015 г. внеплановой выездной проверки ООО «Рика» в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Указанные в распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки от 19 мая 2015 г. № 95 в качестве правовых оснований для проведения внеплановой проверки Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» - такими основаниями не являются, поскольку порядок организации и проведения проверок определен Законом от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ.
Кроме отсутствия предусмотренных законом правовых оснований проведения проверки, в нарушение требований пунктов 3 и 8 части 2 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ в распоряжении от 19 мая 2015 г. № 95 не указаны наименование юридического лица, проверка которого проводится, и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Вместе с тем в материалах дела об административном правонарушении отсутствует подтверждение соблюдения указанного требования закона.
В силу части 3 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Распоряжение начальника УФМС по г. Севастополю о проведении внеплановой выездной проверки от 19 мая 2015 г. № 95 содержит подпись директора ООО «Рика» Шепиловой И.С. о вручении копии распоряжения, однако отсутствует дата вручения. Из материалов дела об административном правонарушении также усматривается, что на основании распоряжения от 19 мая 2015 г. проверка проведена 19 мая 2015 г., что подтверждает факт неуведомления директора ООО «Рика» о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. №294 – ФЗ к грубым нарушениям относятся приведенные выше нарушения требований: части 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) и пункта 2 части 2, части 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона, что влечет отмену постановления о привлечении к административной ответственности прекращение производства по делу об административном правонарушении в силу недоказанности совершения ООО «Рика» административного правонарушения.
Однако, кроме того, содержащаяся в материалах дела об административном правонарушении совокупность представленных ООО «Рика» доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях его директора состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Рассмотрев дело, судья районного суда пришел к выводу о доказанности виновности директора ООО «Рика» в совершении правонарушения – неуведомлении УФМС России по г. Севастополю в установленный законом срок о заключении и последующем расторжении договора, независимо от того, исполнялись ли сторонами обязательства договора фактически.
Указанные выводы не основаны на законе.
Из материалов дела следует, что Шепилова И.С. приступила к обязанностям директора ООО «Рика» с 19 января 2015 г.
Согласно виду на жительство 82 № 1065477 от 27 августа 2014 г. Юрика Т.Г. является гражданкой Латвии, имеет право на постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно договору на оказание услуг от 2 апреля 2015 г., заключенному между заказчиком ООО «Рика» в лице директора Шепиловой И.С. и исполнителем Юрика Т.Г. на срок до 31 декабря 2015 г., исполнитель Юрика Т.Г. обязалась оказывать консультационные услуги, связанные с коммерческой и производственной деятельностью заказчика, а заказчик – оплатить услуги в размере 300 рублей в час, ежемесячно, на основании предоставленного исполнителем отчета о выполненной работе.
4 апреля 2015 г. Юрика Т.Г. обратилась к директору ООО «Рика» с заявлением о расторжении договора, в связи с невозможностью его исполнения до 15 мая 2015 г. по состоянию здоровья.
На основании указанного заявления 4 апреля 2015 г. договор был расторгнут.
Указанные обстоятельства подтвердили в своих объяснениях и директор ООО «Рика» Шепилова И.С. и Юрика Т.Г.
Из представленных ООО «Рика» в ходе административного расследования дела об административном правонарушении документов – журнала регистрации приказов, штатного расписания, табелей учета рабочего времени, финансовых документов – гражданка Латвии Юрика Т.Г. в ООО «Рика» трудовую деятельность на основании договора на оказание услуг от 2 апреля 2015 г. не осуществляла, в том числе, отсутствуют предусмотренные указанным договором отчеты о выполненной работе и доказательства оплаты выполненных работ.
В жалобе защитником обоснованно указано о том, что из смысла положений статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ следует, что заключение трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином само по себе не является привлечением его к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.
Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда этого гражданина (Примечание 1 к статье 18.15 КоАП РФ).
На момент проверки с гражданской Латвии Юрикой Т.Г. был заключен новый договор на оказание услуг от 18 мая 2015 г., который 19 мая 2015 г., т.е. в день проверки, был зарегистрирован в установленном Законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ порядке в УФМС по г. Севастополю.
Кроме того, судьей Ленинского районного суда г. Севастополя нарушены правила подсудности.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения юридическим лицом правонарушения в форме бездействия является место его нахождения (место регистрации), где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, имеющимся в материалах дела, место нахождения ООО «Рика» зарегистрировано в Гагаринском районе г. Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 14 сентября 2015 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Рика» Шепиловой И.С. прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Судья (подпись) А.А. Андрейченко
копия верна:
судья Севастопольского
городского суда А.А. Андрейченко