Решение по делу № 2-1212/2024 от 26.03.2024

Дело №2-1212/2024; УИД: 42RS0010-01-2024-000796-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Киселевск                                 19 июля 2024года

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе: председательствующего - судьи Курач Е.В.

при секретаре - Ломыгиной Л.С.,

с участием прокурора Гребенкиной И.В.,

представителя ответчика Анохиной Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Вакуленко В.И. к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Вакуленко В.И. обратилась в суд с иском к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения.

Требования мотивированы тем, что 29 июня 2016г. около 20 часов 30 минут на территории ООО «Шахтоуправление Каргайлинское», в результате обрушения кровли, произошел несчастный случай на производстве, в результате которого погиб работник предприятия ООО «Шахтоуправление Каргайлинское», В..

Истец Вакуленко В.И. является матерью погибшего В..

По данному факту в соответствии с требованиями Трудового законодательства был составлен акт о несчастном случае на производстве, вид происшествия — обрушение горной породы, причина - нахождение погибшего очистного забоя в незакрепленном пространстве.

Согласно данных базы национального союза страховщиков ответственности, гражданская ответственность владельца опасного объекта застрахована в СПАО «Ингосстрах».

11 декабря 2023г. в адрес СПАО «Ингосстрах» от Вакуленко В.И. было подано заявление о страховом случае.

06 марта 2024г. в адрес СПАО «Ингосстрах» от Вакуленко В.И. была подана досудебная претензия.

13.02.2024г. От СПАО «Ингосстрах» был получен отказ в выплате страхового возмещения, на том основании, что что обрушение горной породы, по мнению ответчика не является аварией.

С данной позицией ответчика истец не согласен по следующим основаниям.

Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011г., определяет порядок расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектов.

В соответствии с п. 6 «Приказа», Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия:

1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в:

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 25.12.2014 N 609)

территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);

То есть данное сообщение передает заинтересованное лицо, эксплуатирующая организация. Не передала сообщение, ушла от ответственности.

Именно поэтому законодатель при определении терминов «аварии» и «инцидента», для исключения злоупотреблений со стороны работодателей, заинтересованных лиц, не указал, что обязательным условием признания аварии или инцидента на опасном производственном объекте является акт технического расследования.

По данным, схожим правоотношениям высказался Верховный Суд РФ, а именно, В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации № 83- КГ22-6-К1 от 28 марта 2023г., не создание технической комиссии не является основанием для отказа в компенсации в соответствии со ст. 60 Градостроительного Кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 225-ФЗ гласит, авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим;

В акте а несчастном случае указано.

Вид происшествия. - обрушение породы.

В соответствии с Методическими рекомендациями по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности и подземного строительства РД 06-376-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11 августа 200г. №45, к авариям следует относить разрушение сооружений, технических устройств, включая разрушения крепи горных выработок, сдвижения земной поверхности, подвижки бортов карьеров, вызванные техногенными факторами и нарушениями принятой технологии работ и приведшее к приостановке работ на срок более суток. В случае происшествия указанных событий, приведших к приостановке работ на срок менее суток, но сопровождающихся несчастными случаями, их следует квалифицировать как аварии.

На основании изложенного, считает, что данный несчастный случай на производстве является аварией на опасном производственном объекте.

Просит взыскать с ответчика, СПАО «Ингосстрах», в пользу Вакуленко В.И., страховое возмещение в размере 3 000 000 рублей, штраф, в размере 50% от взысканной судом суммы.

В судебное заседание истец Вакуленко В.И. не явилась, повестка о дате судебного заседания возвращена в суд в связи с истечением срока хранения, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель ответчика СПАО «Ингосстрах» Анохина Л.М., действующая на основании доверенности против удовлетворения требований возражала, представила письменные возражения.

Представитель третьего лица ООО «Шахтоуправление Карагайлинское», извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения.

Третье лицо Хафизова Е.А., извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась.

Третье лицо Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Киселевский территориальный отдел, извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора Гребенкиной И.В., полагавшей необходимым в удовлетворении иска отказать, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ) регулируются отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (обязательное страхование) (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ потерпевшие - физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего. К таким лицам относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ, авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.

Согласно положениям части 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.

Как следует из пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ, авария на опасном объекте - это повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

Пунктом 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ предусмотрено, что в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего размер страховой выплаты составляет: два миллиона рублей - в случае смерти каждого потерпевшего лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), а при отсутствии таких лиц супругу, родителям, детям умершего, лицам, у которых потерпевший находился на иждивении.

Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права, определение страхового случая в данном случае напрямую связано с наступлением аварии на опасном объекте.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа. В состав указанной комиссии также включаются: представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, лица, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).

На момент гибели В. действовал порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (далее по тексту также Порядок N 480), который определял процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Так, согласно пунктам 10, 14 Порядка N 480 на опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии, проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии назначается, в зависимости от характера и возможных последствий аварии, приказом территориального органа Службы или приказом Службы в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, оформленный по рекомендуемому образцу согласно Приложению N к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка.

Акт технического расследования представляет собой документ, подготовленный (составленный) комиссией по техническому расследованию причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в соответствии с требованиями законодательства и содержащий выводы об обстоятельствах и причинах происшествий, о лицах, виновных в аварии, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инциденте или случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, а также мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий. Акт технического расследования является обязательной частью материалов технического расследования (пункт 2 Порядка N 480).

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ, Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утвержденное постановлением Банка России 28 декабря 2016 г. N 574-Г1, предусматривают акт о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте как обязательный документ для реализации права потерпевшего на предъявление требования страховщику о возмещении причиненного вреда (пункт 10 статьи 2, статья 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ. пункты 2.2 и 3.51 Положения).

Согласно представленным материалам дела, между СПАО «Ингосстрах» и ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» 09.11.2015г. был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (полис серия ). Срок страхования с 09.11.2015г. по 08.11.2016г.

ДД.ММ.ГГГГ года в ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» произошел несчастный случай на производстве в результате которого погиб <данные изъяты>, согласно представленного в материалы дела акта о расследовании несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ года во вторую смену (с 17.00 - до 01.00) исполняющим обязанности - начальника участка М.. был выдан наряд исполняющему обязанности помощника начальника участка Б.. на демонтаж металлического арочного крепления в количестве 5 кругов на вентиляционном штреке на площадке южных стволов. Помощник начальника участка Б.. в свою очередь выдал наряд: ГРОЗ участка В. (<данные изъяты>). ГРОЗ участка Т. МГВМ участка М. на демонтаж кругов на вентиляционном штреке 6-03Ю на площадке южных стволов. Приехав в 16 часов 50 минут на дежурном транспорте на площадку южных стволов ФИО2. ФИО9 и ФИО10 сразу отправились на вентиляционный штрек 6-03Ю. ГРОЗ ФИО2 начал раскручивать распоры и хомуты по правой стороне выработки. В процессе выполнения работ в 20 часов 30 минут ГРОЗ Т. и МГВМ М. услышали щелчок и грохот - в этот момент произошло обрушение кровли. Подбежав к месту где находился ГРОЗ В. его не обнаружили. ГРОЗ Т. МГВМ М. и подошедший и. о. помощника начальника участка Б. все вместе стали откапывать В. В 21 час 25 минут прибыло два отделения ВГСЧ и реанимационно-противошоковая группа ГРПП. В это время из под обрушившейся горной массы работники очистного участка извлекли тело ГРОЗ В. - без признаков жизни. Прибывшие к месту происшествия РПГ - констатировали смерть ГРОЗ В.. и на подошедшем дизель-гидравлическом локомотиве «<данные изъяты> выдали на поверхность тело ГРОЗ В.

Согласно представленной информации Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были извещены о случае смертельного травмирования, в материалы дела представлено соответствующее извещение (л.д.92), в расследовании несчастного случая принимали участие Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Киселевский территориальный отдел (л.д.91), а также следует из представленного акта о несчастном случае.

Событие от 29.06.2016г. с участием представителей уполномоченного государственного органа не было признано аварией. Страховщик не наделен правом относить событие на опасном объекте к аварии.

Из Акта о несчастном случае на производстве от 15 июля 2016г., составленного в соответствии с нормами действующего законодательства, следует, что рассматриваемое событие не является аварией, было квалифицировано, как несчастный случай на производстве.

Доводы истца по определению аварии основаны на нормативно-правовом акте, не подлежащем причинению в рассматриваемых правоотношениях.

Согласно пп. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (в редакции, действующей на момент, произошедшего несчастного случая) аварией на опасном объекте признается повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

На основании Федерального закона от 09.03.2016 N 56-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в указанную норму внесены изменения слова "выброс опасных веществ" заменены словами "утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс)". Согласно статьи 2 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. То есть указанная норма начала действовать с 06 сентября 2016 года и не действовала на момент произошедшего несчастного случая 29.06.2016 года.

Кроме того, истец приводит определении аварии на основании РД 06-376-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзра Российской Федерации от 11.08.2000г. Однако, данный документ не подлежит применению, поскольку угольная шахта относится к предприятиям угольной промышленности, на которых квалификация аварий и инцидентов осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 29.11.2000 №67.

В рамках заключенного договора страхования страхователь уведомил страховщика о случае смертельного травмирования 30.06.2016г. Страховщик СПАО «Ингосстрах» не был включен в комиссию по расследованию несчастного случая. Как следует из представленных ответчиком документов на запрос СПАО «Ингосстрах» о порядке расследования события 28.01.2020г. было сообщено о том, что комиссия по расследованию несчастного случая произошедшего 29.06.2016г. приняла решение квалифицировать данный несчастный случай как несчастный случай со смертельным исходом, произошедший на производстве. При этом вопреки доводам указанным истцом в расследовании участвовал Ростехнадзор, что следует из Акта формы 4.

Таким образом, гибель В.. ДД.ММ.ГГГГг. на предприятии ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» не является аварий на опасном объекте, случай не является страховым.

В свою очередь, как следует из указанных выше положений закона страховщик – СПАО «Ингосстрах» не наделен законом правом принятия решения о квалификации события, произошедшего на опасном объекте, отнесение его к аварии.

Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" и п. 66 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011г. № 916( действовавших на момент, произошедшего несчастного случая) Право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) имеют лица, состоявшие на иждивении умершего потерпевшего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, определяемые в соответствии со статьей 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в акте о несчастном случае от ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи, находившегося на иждивении, указана супруга – В.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о взыскании со СПАО «Ингосстрах», в пользу Вакуленко В.И., страхового возмещения и суммы штрафа

В свою очередь истец не представила при обращении в страховую компанию документы, подтверждающие ее права по получение страхового возмещения (документы о нахождении ее на иждивении погибшего) в соответствии с п. 66 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011г. № 916. Не представлены были такие документы и при рассмотрении дела в суде.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований Вакуленко В.И. к СПАО «Ингосстрах» о взыскании страхового возмещения, штрафа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Киселевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 26.07.2024 года

Судья -                                Е.В.Курач

2-1212/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Киселевска
Вакуленко Валентина Ивановна
Ответчики
СПАО "Ингосстрах"
Другие
ХАФИЗОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ООО "Шахтоуправление "Карагайлинское"
Казинский Станислав Леонидович
Беловский территориальный отдел Сибирского управления Ростехнадзора
Сибирское управление Федеральной службы по экологическогму, технологическому и атомному надзору Киселеввский территорниальный отдел
Суд
Киселевский городской суд Кемеровской области
Дело на странице суда
kiselevsky.kmr.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Подготовка дела (собеседование)
20.05.2024Подготовка дела (собеседование)
04.07.2024Подготовка дела (собеседование)
04.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Дело оформлено
30.08.2024Дело передано в архив
19.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее