Решение по делу № 33а-5358/2019 от 03.04.2019

Судья Медведев И.Г. Дело № 33а-5358/2019

3.019а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 апреля 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Мирончика И.С.,

судей: Жуля А.В., Корниенко А.Н.,

при секретаре: Приходько П.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению Игнатенко Юрия Александровича, Колесовой Надежды Владимировны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов,

по апелляционной жалобе представителя ДМИЗО администрации г. Красноярска Ивановой Н.С.,

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Игнатенко Юрия Александровича, Колесовой Надежды Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 788 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 06.08.2018 года.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу предоставить Колесовой Надежде Владимировне, Игнатенко Юрию Александровичу в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 788 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Игнатенко Ю.А., Колесова Н.В. обратились в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 12.07.2018 года они обратились к административному ответчику с совместным заявлением о предоставлении им в собственность бесплатно без проведения торгов ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного под принадлежащим им жилым домом, однако получили отказ, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об установлении в отношении спорного земельного участка вида его разрешенного использования и кадастровой стоимости. Полагая отказ незаконным, административные истцы указывали, что фактически он лишает их права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности жилым домом, в связи с чем, просили признать незаконным отказ в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 788 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> изложенный в письме ДМИиЗО администрации г. Красноярска № от 06.08.2018 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ДМИЗО администрации г. Красноярска Иванова Н.С. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что с учетом требований действующего законодательства у административных истцов не имеется права на бесплатное оформление права собственности на спорный земельный участок.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административных истцов Игнатенко Ю.А., Колесова Н.В. – Яковлева А.Н., остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя административных истцов Яковлеву А.Н., согласившуюся с решением суда, обсудив приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров

В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Исходя из ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

В силу п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе, органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением от 23.05.2013 года № 110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу абз. 1 п. 9.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20).

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п.2 ст.39.20 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

На основании п. 3 настоящей статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Колесова Н.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> года является собственником 3/5 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>

Собственником оставшихся 2/5 долей является Игнатенко Ю.А. на основании договора купли-продажи от 13.10.1995 года.

Вышеуказанный жилой дом расположен на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 788 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов.

12.07.2018 года административные истцы обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении им спорного земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов, однако письмом от 06.08.2018 года административным истцам было отказано в предоставления земельного участка в собственность ввиду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости.

Удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что они обладают правом на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего им жилого дома, в то время как административный ответчик не представил доказательств наличия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

При этом суд исходил из того, что доказательств нахождения земельного участка в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесения к иным землям, изъятым из оборота, суду представлено не было. При этом площадь и границы требуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем жилого дома и необходимости его обслуживания. Виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считались установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки, в связи с чем, само по себе отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования не свидетельствует о том, что в отношении спорного земельного участка не установлен вид разрешенного использования. При этом никаких объектов общего пользования на указанном земельном участке не имеется, на нем расположен только жилой дом, который находится в индивидуальной собственности административных истцов.

Также судом обоснованно учтено, что поскольку административные истцы заявили требования о предоставлении им спорного земельного участка в собственность бесплатно по правилам п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», отсутствие сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка также не препятствовало его предоставлению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доводы представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, сводятся к переоценке выводов суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии отсутствуют, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и административный спор по существу разрешен верно.

В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановленного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5358/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Колесова Надежда Владимировна
Игнатенко Юрий Александрович
Ответчики
ДМИ и ЗО Администрации г. Красноярска
Другие
Яковлева Анна Николаевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Мирончик Илья Сергеевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
15.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее