Дело № 2-130/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Севастополь 9 июня 2020 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Государственного жилищного надзора г. Севастополя к Теницкой Екатерине Ивановне, Теницкому Александру Васильевичу, Теницкому Павлу Александровичу о возложении обязанности исполнить предписание, привести фасад многоквартирного жилого дома в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Главное управление Государственного жилищного надзора г. Севастополя предъявило иск Теницкой Е.И., указав, что при проведении внеплановой выездной проверки установлено, что нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, без разрешительной документации проведены работы по строительству пристройки к фасаду многоквартирного жилого дома в районе <адрес>. Данные действия нарушают положения нормативных актов, в связи с чем ответчику выдано предписание привести фасад дома в соответствии с технической документацией на него. Данное предписание не выполнено. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:
Обязать Теницкую Е.И. исполнить требования предписания Госжилнадзора Севастополя от 08.04.2019, а именно привести фасад в районе <адрес> многоквартирном <адрес> в г. Севастополе в соответствие с технической документацией на здание.
Установить Теницкой Е.И. точный предельный срок по исполнению предписания Госжилнадзора Севастополя от 08.04.2019 – в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Теницкий А.В., Теницкий П.А., истец уточнил свои требования (л.д. 146), просил:
Обязать Теницкую Е.И., Теницкого А.В., Теницкого П.А. исполнить требования предписания Госжилнадзора Севастополя от 08.04.2019, а именно привести фасад в районе <адрес> многоквартирного <адрес> в г. Севастополе в соответствие с технической документацией на здание путем демонтажа самовольно возведенной пристройки – веранды литер «№», площадью 17,0 кв.м., расположенной на № этаже указанного многоквартирного дома.
Установить Теницкой Е.И., Теницкому А.В., Теницкому П.А. точный предельный срок по исполнению предписания Госжилнадзора Севастополя от 08.04.2019 – в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца Катков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчики Теницкая Е.И., Теницкий А.В., Теницкий П.А. возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что пристройка расположена на пристройке к ниже расположенной <адрес>, на возведение которой имеется разрешение, истцом не доказано, что пристройка нарушает чьи-либо права, ведет к деформации несущих конструкций, а также что ее снос невозможен без ущерба ниже расположенного строения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Полчередникова Е.В. в судебном заседании оставила разрешение иска на усмотрение суда, пояснив, что приобрела <адрес> с уже возведенной к ней пристройкой.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГУПС «УК «Стрелецкая бухта», Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
В письменном отзыве на иск Департамент капитального строительства города Севастополя просил удовлетворить требования Госжилнадзора Севастополя, ссылаясь на то, что жильцы квартиры самовольно произведению ее реконструкцию.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ответчик Теницкая Е.И. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 32,5 кв.м., которая находится в собственности города Севастополя. 31.08.2017 между ней и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения, в который включены в качестве членов семьи нанимателя Теницкий А.В., Теницкий П.А. Ответчики зарегистрированы в квартире по месту жительства, в том числе Теницкая Е.И. – с 30.03.1976 (л.д. 122-127).
Из материалов дела, в том числе технических паспортов на спорное жилое помещение, материалов проверки, проведенной Госжилнадзором Севастополя, представленных фотоснимков, следует, что к квартире по адресу: г. Севастополь, <адрес>, возведена пристройка площадью 17,0 кв.м., размерами 2,74 х 6,74 м., обозначенная в техническом паспорте как веранда литер «№» (л.д. 9-16, 18-20, 56-62, 131-133).
Технический паспорт, составленный по состоянию на 08.09.2000, содержит сведения о том, что указанная пристройка возведена самовольно.
По результатам проведенной проверки 08.04.2019 Госжилнадзором Севастополя Теницкой Е.И. выдано предписание, которым предложено представить разрешительную документацию на возведенную пристройку либо привести фасад многоквартирного дома в соответствие с техническим паспортом на жилое помещение (л.д. 17).
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ответчиками предписание не исполнено, пристройка не снесена, разрешительные документы на ее возведение не представлены. При этом доводы ответчиков о том, что разрешение на возведение пристройки к <адрес> получено одновременно с разрешением на пристройку к <адрес>, опровергаются материалами дела.
Распоряжение Гагаринской районного администрации города Севастополя от 30.06.2000 № 1331-р по заявлению ФИО7 принято решение оформить в порядке исключения к <адрес> жилого <адрес> пристройку лит. «№» (6,92 х 2,87) с погребом (2,58 х 3,70); БТИ поручено внести изменения в техническую документацию квартиры (л.д. 49-51, 104-109).
Указанное распоряжение не содержит сведений о даче разрешения на возведение или принятие в эксплуатацию пристройки к <адрес> литер «№» размерами 2,74 х 6,74 м. Вопреки доводам ответчиков об этом не свидетельствует и акт технического обследования пристройки литер «№», составленный Инспекцией ГАСК 07.06.2000 и содержащий в ее описании сведения о том, что на перекрытии выполнена пристройка к <адрес>. Данная пристройка не была предметом обследования сотрудников Инспекции ГАСК.
Суд отмечает также, что указанный акт технического обследования от 07.06.2000 содержит выводы о том, что по своим конструктивным характеристикам пристройка к <адрес> не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым при строительстве в сейсмических районах.
В соответствии со статьей 61 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
Согласно частям 3, 4 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
Статьей 68 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Аналогичные положения содержались в Жилищном кодексе УССР, статья 189 которого предусматривала ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства, в том числе самовольное переоборудование и перепланировку жилых домов и жилых помещений, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования.
В силу положений, предусмотренных в статье 36 ЖК РФ и пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с приложением «Термины и определения» Ведомственных строительных норм ВСН 61-89 (р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования» (утв. приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26.12.1989 № 250) реконструкция жилого дома может включать возведение надстроек, встроек, пристроек.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
В судебном заседании установлено, что ответчиками произведена реконструкция многоквартирного жилого дома путем возведения пристройки к многоквартирному жилому дому № по <адрес> в районе занимаемой ими <адрес>, связанная с изменением элементов общего имущества многоквартирного дома – внешней ограждающей стены дома, включением ее в состав <адрес>, тем самым изменен режим использования общего имущества и архитектурный облик фасада дома. При этом ответчиками не получено согласие всех собственником помещений в многоквартирном доме на реконструкцию дома и использование общего имущества, принятое в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 указанной статьи в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К указанному заявлению прилагается определенный законодателем перечень документов.
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем законодательстве Украины. Так, согласно пункту 2 части 1, части 2 статьи 34 Закона Украины от 24.03.2011 «О регулировании градостроительной деятельности» заказчик имеет право производить строительные работы после регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале производства строительных работ — относительно объектов строительства, которые принадлежат к I—III категориям сложности.
В судебном заседании установлено, что разрешение в установленном законом порядке на реконструкцию объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома путем возведения пристройки к <адрес> ими получено не было, в связи с чем возведенная пристройка является самовольной.
Согласно пунктам «а, б, е» части 10 раздела II Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Аналогичные положения содержатся в части 1.1 статьи 161 ЖК РФ.
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определяя понятие строительной конструкции, устанавливает, что это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, должна отвечать требованиям механической безопасности и находиться в состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части (пункты 8, 24 части 2 статьи 2).
В соответствии с заключением проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы от 14.02.2020, выполненная в районе <адрес> пристройка к многоквартирному дому по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не соответствует требованиям ст. 7 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.1999 №-XIV, п.п. 1.2, 1.3*, п. 1.45* СНиП2.08.01-89 «Жилые здания», действовавшим в период ее возведения, не соответствуют требованиям ст. 20 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», п. 7.1.14, п. 9.11 СП 54.13300.2016 «Здания жилые многоквартирные», п. 6.3.6, п. 6,3.5 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», действующим в настоящее время.
Выявленные нарушения:
- деревянные элементы конструкций покрытия и перекрытия не подвержены огнезащитной обработке, что не соответствует п. 7.1.14 СП 54.13300.2016 СП 54.13300.2016 «Здания жилые многоквартирные»;
- балки из стального проката связаны между собой посредством дуговой сварки, связи с конструкциями жилого дома не установлено, устроен сплошной дощатый настил. Настил выполнен не диагонально, а продольно, что не соответствует п. 6.3.6 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах»;
- длина опирания металлических балок перекрытий в пристройке, равна толщине стены и составляет 160 мм, что не соответствует п. 6.3.5 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах».
Пристройка к многоквартирному дому в уровне <адрес> по адресу: г. Севастополь, <адрес>, создает угрозу жизни и здоровью, безопасности граждан, угрозу повреждения их имущества, нарушения прочности или разрушения несущих конструкций самой пристройки.
Не нарушает работу инженерных систем и установленного на нем оборудования, не нарушает прочность несущих конструкций жилого дома.
Пристройка в уровне <адрес> жилому дому № по <адрес> в г. Севастополе не сопряжена с несущими конструкциями жилого многоквартирного дома. Не выявлены места установки закладных деталей, анкеров и прочих элементов, свидетельствующих о прочной связи конструкций пристройки и жилого дома. Возможен демонтаж пристройки без вреда для несущих и ненесущих конструкций здания жилого <адрес>.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
Поскольку ответчиками возведена самовольная пристройка к многоквартирному жилому дому, требования о сносе данной пристройки являются правомерными. Сохранение данной пристройки противоречит требованиям статьи 222 ГК РФ, поскольку при проведении экспертизы установлено, что указанное сооружение не соответствует требованиям строительных и антисейсмических правил, что создает угрозу ее обрушения и возможность причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества.
Доводы ответчиков о том, что демонтаж пристройки не возможен без вреда для ниже расположенной пристройки к <адрес>, были проверены при проведении судебной экспертизы, установлено, что при демонтаже пристройки к <адрес> будут затронуты конструкции пристройки к <адрес>, так как в ее перекрытии отсутствуют теплоизоляция, пароизоляция, стропильная система и кровля. Однако возможно проведение работ по восстановлению элементов теплоизоляции, пароизоляции, стропильной системы и кровли над пристройкой к квартире № согласно п.6.1.4 СП 325.1325800.2017. «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации».
Суд учитывает также, что сохранение самовольной пристройки ответчиков только в целях избежания нарушения части конструкций нижерасположенной пристройки, не отвечает требованиям законности и соразмерности защиты прав и интересов граждан, поскольку самовольная пристройка к <адрес> создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, тогда как пристройка к <адрес>, принятая в эксплуатацию с замечаниями о нарушении обязательных требований, затрагивает имущественные права только ее собственника.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений. Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Госжилнадзором города Севастополя в ходе проведенной внеплановой выездной проверки установлено, что ответчиками без разрешительной документации проведены работы по строительству пристройки к фасаду многоквартирного жилого, выданное предписание об устранении нарушений не исполнено, в связи с чем истец вправе требовать от ответчиков устранения нарушений законодательства путем приведения многоквартирного жилого дома в первоначальное состояние, соответствующее технической документации на здание, демонтажа самовольной возведенной пристройки. Настоящий иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
При этом доводы ответчика Теницкого П.А. о том, что он не проживает в спорном жилом помещении, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных к нему требований, поскольку в силу положений статьи 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем, как права, так и обязанности.
Согласно статье 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
В качестве членов семьи нанимателя жилого помещения Теницкой Е.И. в договоре социального найма от 31.08.2017 указаны Теницкий А.В. и Теницкий П.А., которые также зарегистрированы в жилом помещении по месту жительства.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Установление конкретного срока и порядка исполнения решения суда в данном случае направлено на организацию его более точного и своевременного исполнения, в связи с чем суд находит возможным удовлетворить требование истца и установить срок исполнения решения суда – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета города Севастополя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Государственного жилищного надзора г. Севастополя к Теницкой Екатерине Ивановне, Теницкому Александру Васильевичу, Теницкому Павлу Александровичу удовлетворить.
Обязать Теницкую Екатерину Ивановну, Теницкого Александра Васильевича, Теницкого Павла Александровича привести фасад многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в первоначальное состояние, соответствующее технической документации на здание, путем демонтажа самовольной возведенной пристройки – веранды литер «№» площадью 17,0 кв.м., расположенной на втором этаже многоквартирного дома в районе <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Теницкой Екатерины Ивановны, Теницкого Александра Васильевича, Теницкого Павла Александровича в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме по 2 000 рублей с каждого.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 16.06.2020.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова