Дело №а-1476/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года город Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Быховец М.А., при секретаре судебного заседания – Арифджановой Х.А., с участием представителей административного истца: Закирьяевой З.Ф., Майлыевой Ф.Р., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Дядюра В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бекирова Рустема Джаферовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязательстве совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В ноябре 2017 года административный истец Бекиров Р.Д обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании бездействия по принятию решения о передаче в собственность земельного участка №, площадью 800 квадратных метров, расположенного в <адрес> или отказе в передаче этого же земельного участка, незаконными, а так же о возложении обязанности рассмотреть данный вопрос в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 08.08.2008 года, распоряжением №2567-р Симферопольской районной государственной администрации АРК, <адрес>», членом которого являлся Бекиров Р.Д., была разрешена разработка проекта землеустройства земельного участка, площадью 8,0 га для размещения садового товарищества. Распоряжением того же субъекта властных полномочий от ДД.ММ.ГГГГ №-р, были внесены изменения в вышеуказанное Распоряжение, согласно которым разработка проекта землеустройства была разрешена обслуживающему кооперативу совместно с 68 - гражданами, его членами, среди которых указан Бекиров Р.Д., по передаче земельных участков в собственность: гражданам по 1000 квадратных метра, а обслуживающему кооперативу 1,3774 га в собственность для общего пользования. Распоряжением того же органа от ДД.ММ.ГГГГ, данный проект землеустройства был утвержден, земельные участки переданы бесплатно в собственность. Однако закончить процедуру оформления прав до ДД.ММ.ГГГГ административный истец не успел, в связи с чем, считает, что на него распространяются положения Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Согласно положениям указанного закона и Порядка завершения оформления прав на земельные участки, он обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о передаче ему в собственность вышеуказанного земельного участка, предоставив пакет необходимых документов. Между тем, ответчик, не вернув ему документы без рассмотрения, не предоставил ему никакого решения по заявлению, чем допустил бездействие, нарушающее его права и охраняемые законом интересы. Так, отсутствие решения ответчика по данному вопросу, препятствует ему в оформлении своих прав на землю, либо в возможности обжалования этого решения, с целью признания его не законным. Просил обязать ответчика рассмотреть его заявление повторно в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представители административного истца Закирьяева З.Ф. и Майлыева Ф.Р. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Дядюра В.А. против удовлетворения административного иска возражал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях по делу.
Администрация Симферопольского района Республики Крым, будучи надлежащим образом извещенной о дне и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Представитель Обслуживающего кооператива «Садоводческое товарищество «Эдельвейс» о дне и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей волей и в своем интересе.
Согласно абз.2 ч.2 ст.8 ГК РФ, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.
В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления их в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно при соответствии его условиям, предусмотренным данным законом.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц (п.2.8 ст.3 Закона №137-ФЗ)
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении (п. 2.10 ст.3 Закона №137-ФЗ)
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения споров данной категории, является установление фактов надлежащего обращения заявителя к уполномоченному органу и рассмотрение указанного заявления в установленном законом порядке.
Судом установлено, что 31.03.2017 года Бекиров Р.Д. повторно обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка №, площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, <адрес> в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
К заявлению приложены копии распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АРК от ДД.ММ.ГГГГ №-р и распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АРК от ДД.ММ.ГГГГ №-р о предоставлении согласия на разработку проекта по землеустройству по отводу испрашиваемого земельного участка, а так же его кадастровый паспорт и графические материалы.
Письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщило ФИО2, о том, что распоряжение <адрес>ной государственной администрации в Автономной Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р "О разрешении ОК СТ "Эдельвейс" разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для ведения садоводства <адрес> утратило свою силу, сославшись на нормы законодательства, действовавшего на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, в период пребывания в Украине.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; 5) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; 6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; 7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); 8) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Как следует из приложения к распоряжению Симферопольской районной государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ в списке членов ОК СТ «Эдельвейс», которым была разрешена разработка проекта землеустройства по передаче их в собственность, под № указан Бекиров Р.Д.
Из представленных в суд документов следует, что административным истцом при подаче заявления были в полном объеме выполнены требования законодательства, ФИО2, в установленном законом порядке обратился к уполномоченному лицу с соответствующим заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, предназначенного для ведения садоводства.
Из материалов дела усматривается, что решения о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении, по заявлению ФИО2 не принималось. Рассмотрение данного заявления было осуществлено в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Как следует из содержания пункта 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством, предоставление земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса, заявление Бекирова Р.Д., не подлежало рассмотрению в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».
В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), а так же порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Как следует из пункта 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", превышение полномочий органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации)
Проанализировав представленные сторонами доказательства и требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрение заявления Бекирова Р.Д. о предоставлении ему в собственность земельного участка, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым было допущено бездействие, которое выразилось в не принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя либо в отказе в его предоставлении.
Удовлетворяя заявленный административный иск, суд так же принимает во внимание, что административным ответчиком не приведено доказательств нарушения административным истцом требований статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», пунктов 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313.
Доводы, изложенные в письме за исх. № 01-09\12276 от 07.04.2017 года Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о том, что в силу положений законодательства Украины, а именно п.3 Переходных положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства" №509-VI от 16.09.2008 года, в соответствии с которым решения органов местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка принятые и неисполненные до 14 октября 2008 года, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного закона, в связи с чем распоряжение Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 08.08.2008 года №2567-р "О разрешении ОК СТ "Эдельвейс" разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для ведения садоводства на территории Добровского сельского совета в районе с. Лозовое утратило свою силу, не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как ранее было установлено судом, обращаясь в административному ответчику с заявлением о передаче в собственность спорного земельного участка, административный истец приложил к данному заявлению Распоряжение Симферопольской районной государственной администрации от 18.02.2011 года №149-р, первым пунктом которого действие распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 08.08.2008 года №2567-р «О разрешении ОК СТ «Эдельвейс» разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, в том числе спорного, было возобновлено. Сведений об отмене или изменении Распоряжения от 18.02.2011 года в материалы дела не представлено.
К доводам представителя административного ответчика о необходимости отказа в удовлетворении административного иска, по причине того, что действие Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313 приостановлено до 01.01.2018 года, суд относится критически, поскольку действие Порядка №313 было приостановлено 12.04.2017 года Распоряжением Главы Республики Крым № 180-рг, то есть, на момент обращения административного истца 31.03.2017 года и ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 07.04.2017 года, Порядок №313 приостановлен не был. Кроме того, положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», на основании которых он был разработан, не приостанавливались.
Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Выбор способа защиты права принадлежит истцу.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Бекиров Р.Д. просил возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность по рассмотрению его заявления от 31.03.2017 года о предоставлении в собственность земельного участка повторно в порядке действующего законодательства.
Удовлетворяя требования административного истца в этой части, суд исходит из того, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка, в том числе в собственность, отнесен к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, в связи с чем, в целях защиты нарушенных прав, суд полагает возможным, возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть повторно заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по указанному в заявлении от 31.03.2017 года адресу.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бекирова Рустема Джаферовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, обязательстве совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по надлежащему рассмотрению заявления Бекирова Рустема Джаферовича о предоставлении ему земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть заявление Бекирова Рустема Джаферовича о предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок № в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: п/п
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 01 июня 2018 г.
Председательствующий судья: п/п