Решение по делу № 2-18/2024 (2-584/2023;) от 19.10.2023

    Дело №2-18/2024

            УИД 13RS0003-01-2023-000713-13

Решение

именем Российской Федерации

п.Чамзинка                               28 марта 2024 года

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Бориса Борисовича,

при секретаре судебного заседания Трямкиной Е.С.,

с участием в деле:

истца – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, в лице представителей Токарева Андрея Сергеевича, действующего на основании доверенности от 22 января 2024 года, срок действия 1 год, Черашева Романа Викторовича действующего на основании доверенности от 24 марта 2023 года, срок действия 1 год, Босиковой Виктории Сергеевны, действующей на основании доверенности от 08 ноября 2023 года, срок действия 1 год,

ответчика – Гуменчук Вячеслава Олеговича,

представителя ответчика Гуменчука В.О. – Ломшина Алексея Николаевича, действующего на основании доверенности 77 АД №2796607 от 09 марта 2023 года, срок действия три года,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Большеберезниковское территориальное лестничество», Администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского района Республики Мордовия, Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, Управление Росреестра по Республике Мордовия,

прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Некаева Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия к Гуменчуку Вячеславу Олеговичу о расторжении договора аренды лесного участка, сносе (демонтаже) объектов, приведение арендуемого лесного участка в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использование по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования,

установил:

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обратилось в суд с вышеуказанным иском к Гуменчуку В.О. указав, что между Минлесхозом Республики Мордовия и Гуменчуком Вячеславом Олеговичем по результатам аукциона заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 28 февраля 2012 года №27/8 (далее - договор аренды), площадью 0,10 га, имеющего местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество», Березниковское участковое лесничество, квартал 235, часть выдела 20, условный . 19 апреля 2012 г. указанный договор аренды лесного участка зарегистрирован    в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия за . Таким образом, Гуменчук Вячеслав Олегович в настоящее время является Арендатором по договору аренды лесного участка, площадью 0,10 га, имеющего местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество», Березниковское участковое лесничество, квартал 235, часть выдела 20. К договору аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года №27/8 заключены дополнительные соглашения. Дополнительное соглашение от 03 декабря 2015 года, зарегистрированное в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 31 декабря 2015 года за . Дополнительное соглашение от 11 декабря 2015 года, зарегистрированное в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 29 марта 2016 года за . В настоящее время, имеются установленные законодательством Российской Федерации и договором аренды лесного участка основания для его расторжения. Согласно пункту 7.1 договора аренды срок его действия истекает 27 февраля 2037 года. Согласно п.п. 3.4.1. договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором. В соответствии с п.п. 3.4.7 договора аренды арендатор обязан использовать арендуемый лесной участок способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным участком на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. № 473 «О признании природных объектов памятниками природы» участок соснового леса, расположенный на берегу озера Инерка, признан памятником природы как природный объект, имеющий историческое, научное, культурное, оздоровительное и эстетическое значение. Согласно приложению № 5 к Лесному плану Республики Мордовия, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 8 июня 2021 г. № 165-УГ, и лесохозяйственному регламенту Березниковского территориального лесничества, утвержденному приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 12 сентября 2018 г. № 879, леса квартала 235, располагаются в границах особо Охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории утносятся к объектам общенационального достояния. Памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (пункт «д» части 2 ст.2 указанного Федерального закона). В соответствии с частью 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.09.2009 г. №406 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия», на территориях памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Согласно постановлению Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. №473, для охраняемых природных объектов, признанных памятниками природы, установлен режим использования, в соответствии с которым на особо охраняемой природной территории запрещается возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова без соответствующих на то разрешений. Приняв в аренду лесной участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, арендатор принял на себя в силу положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 2 статьи 27) обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Режим особой охраны и виды разрешенного использования земельных участков в границах памятников природы регионального значения устанавливается положением о памятнике природы регионального значения. Положение о памятнике природы регионального значения утверждается отдельно для каждого памятника природы (пункт 14 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.09.2009 г. №406 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия»). Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 июля 2023 г. №338 утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения Республики Мордовия памятник природы «Участок соснового леса» (далее - ООПТ), которое определяет правовой статус данной ООПТ (далее - памятник природы, Положение), созданной в соответствии с постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. № 473 «О признании природных объектов памятниками природы» на землях лесного фонда (официально опубликовано на официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25 июля 2023 года, «Известия Мордовии», № 82- 31, 28 июля 2023 года). Согласно пункту 4 Положения территория памятника природы относится к особо защитным лесным участкам, на которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии с пунктом 5 Положения местоположение и площадь памятника природы утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2023 г. № 90 «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Мордовской АССР», согласно которого ООПТ «Участок соснового леса», площадью 402,28 га, расположен в кварталах 231, 233, в части кварталов 232, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия (официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 17 февраля 2023 года, «Известия Мордовии», № 20, 22 февраля 2023 года). Таким образом, лесной участок, арендуемый Гуменчуком Вячеславом Олеговичем, расположен на площади особо охраняемой природной территории «Участок соснового леса», утвержденной постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. № 473 «О признании природных объектов памятниками природы» на землях лесного фонда. В Положении определены цели и задачи данного памятника природы, режим особой охраны и использования его территории. В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения одной из основных целей создания памятника природы является сохранение уникальных природных объектов и комплексов памятника природы. Согласно подпункту 1 пункта 9 Положения одной из задач памятника природы является минимизация изменений природных комплексов и их компонентов памятника природы в результате антропогенного воздействия. Согласно подпункту 2 пункта 10, пункта 11 Положения и Схемы функциональных данной ООПТ лесной участок, арендуемый Гуменчуком Вячеславом Олеговичем находится на территории рекреационной функциональной зоны, которая предназначена для сохранения и рационального использования ценных в рекреационном и эколого-просветительском отношении объектов на участках, отличающихся наиболее благоприятным сочетанием природных ресурсов для организации рекреационной деятельности. В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения во всех функциональных зонах памятника природы запрещается использование лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, связанное со строительством, реконструкцией и ремонтом объектов рекреационного назначения, в том числе объектов капитального строительства, не относящих к объектам лесной инфраструктуры. Границы ООПТ «Участок соснового леса» внесены в ЕГРН (реестровый номер границы 13:04-9.4), что подтверждается письмом Филиала Публичноправовой компании «Роскадастр» по Республике Мордовия от 28 июня 2023 г. №6357/12-17/23.

Гуменчук Вячеслав Олегович в нарушение норм действующего законодательства возвел на территории арендуемого лесного участка по договору аренды от 28 февраля 2012 года №27/8 следующие объекты: двухэтажный дом из дерева, площадью 97,44 кв.м.; деревянное строение из оцилиндрованного бревна, площадью 42,12 кв.м.; наземную туалетную кабину (биотуалет), площадью 5 кв.м.; остановочный павильон (автостоянка), площадью 49 кв.м.; малогабаритный контейнер-мусоросборник, площадью    5 кв.м.

В соответствии с частью 10 ст. 21 Лесного кодекса РФ (вступила в законную стшу с 1 марта 2022 г.), перечень объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. № 1084-р. В соответствии с пунктом 5 указанного Перечня, на территории особо защитных участков лесов размещение каких-либо капитальных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности, не допускается. Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2022 г. № 999-р. В соответствии с пунктом 5 указанного Перечня, на территории особо защитных участков лесов размещение каких-либо некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности, не допускается. В ранее действовавшем Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 849-р, содержались аналогичные требования. На территории особо защитных участков лесов размещение каких-либо объектов также не допускалось. Таким образом, согласно действующему законодательству Российской Федерации, на лесном участке, переданном в аренду Гуменчуку Вячеславу Олеговичу в соответствии с договором аренды лесного участка, возможно размещение исключительно объектов лесной инфраструктуры, указанных в подпункте «г» пункта 1 Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 г. №1283-р. Обоснованность правовой позиции о невозможности осуществления в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, а также о невозможности размещения на таких участках объектов капитального строительства подтверждается постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2016 г. №006-8775/16 по арбитражному делу № А55-22307/2015.

Согласно ст.26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подаётся в органы государственной власти в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 апреля 2021 г. № 303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее Исполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее Порядок) утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации. Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее уполномоченный орган), в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством. Лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов. Уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений является Минлесхоз Республики Мордовия (подпункт 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 г. №1). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 г. № 641 утверждён Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приёму лесных деклараций и отчётов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее по тексту - Административный Регламент). В пункте 2.11.1 указанного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части приёма лесных деклараций: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, лесной участок, предоставленный по договору аренды от 28 февраля 2012 года, используется без принятой в установленном порядке лесной декларации.

Досудебная претензия Минлесхоза Республики Мордовия № 1980 от 25.04.2023 года ответчиком оставлена без ответа.

Ь

На основании изложенного, просит: досрочно расторгнуть договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 28 февраля 2012 года №27/8, заключенный между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и Гуменчуком Вячеславом Олеговичем;

полностью снести (демонтировать) двухэтажный дом из дерева, площадью 97,44 кв.м., деревянное строение из оцилиндрованного бревна, площадью 42,12 кв.м., наземную туалетную кабину (биотуалет), площадью 5 кв. м., остановочный павильон (автостоянка), площадью 49 кв. м., малогабаритный контейнер-мусоросборник, площадью 5 кв. м.;

привести арендуемый лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования путем сноса (демонтажа) объектов, находящихся на лесном участке.

Представителем ответчика Гуменчука В.О. – Ломшиным А.Н. представлено возражение на исковое заявление, согласно которому следует, что ответчик исковые требования не признает, считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. 28 февраля 2012 г. между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - истец. Арендодатель) и Гуменчуком Вячеславом Олеговичем (далее - ответчик, Арендатор), на основании протокола №2 от 28 февраля 2012 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, заключен договор аренды лесного участка № 27/8 (в редакции дополнительного соглашения от 03.12.2015 г.), согласно которому в аренду предоставляется лесной участок с кадастровым номером 13:04:0000000:120/10, площадью 0,10 га, зарегистрирован в государственном лесном реестре за №683-2011-12, местоположение:    Республика Мордовия, Болыпеберезниковский муниципальный район, Березниковское территориальное лесничество, Березниковское участковое лесничество, квартал 235, часть выдела 20, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (далее - Договор аренды). В соответствии с п. 3.3.2. договора аренды, ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на арендованном лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, на котором расположены объекты, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке: Аншлаг на противопожарную тематику, площадью 0.0001 кв.м., Обустроенное место для разведения костра и отдыха, площадью 0.0001 кв.м., Щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, площадью 0.0002 кв.м., Информационный щит, площадью 0.0001 кв.м., Пожарная скважина (колодец), площадью 0.0003 кв.м., Постройка временная (домик для проживания), площадью 0.0012 кв.м., Наземная туалетная кабина (биотуалет), площадью 0.0005 кв.м., Постройка временная (баня), площадью 0.0036 кв.м., Остановочный павильон (автостоянка), площадью 0.0049 кв.м., Малогабаритный контейнер-мусоросборник, площадью 0.0005 кв.м, (далее - объекты). Вышеуказанные объекты являются некапитальными (временными) строениями, на кадастровом учете не состоят. Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную или муниципальную экспертизу проекта освоения лесов (статьи 88-89 Лесного кодекса Российской Федерации). Положительным заключением экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором проект освоения лесов на арендованный лесной участок, утвержденным приказом Минлесхоза РМ от 17.05.2019 г. № 392 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов», подтверждено, что проект освоения лесов соответствует законодательству Российской Федерации, а мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка. Проект освоения лесов выполнен в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, в соответствии с нормативными документами по ведению лесного хозяйства; рекомендуется для дальнейшей реализации; срок действия данного заключения до 31.12.2028. При этом. Министерство не усмотрело в факте нахождения вышеуказанных объектов на лесном участке нарушений условий договора аренды, а также лесного и природоохранного законодательства. Существующие объекты лесной инфраструктуры, приведенные в проекте освоения лесов соответствуют перечню объектов лесной инфраструктуры, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2012 г. № 1283 - Р, а также не противоречат перечню некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2022 года № 999-р. Кроме того, согласно п.2 перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2022 года № 999-р возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. На дату утверждения положительного заключения положениями части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускалось возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно- оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, вышеуказанные некапитальные объекты были уже размещены на лесном участке. Также положительное заключение утверждено до утверждения Распоряжения Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 1084-р и приказа Министерства от 19.02.2020 № 156 «О внесении изменений в Лесной план Республики Мордовия», согласно которому прилегающие к озеру Инерка леса квартала 235 располагаются в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения. Кроме того, до строительства объектов, в 2013 году была проведена государственная экологическая экспертиза, которая выдала положительное заключение о соответствии нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (Федеральному закону от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральному закону от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и другим нормативно-правовым актам в области охраны окружающей среды. Также, данные строения указаны в проекте освоения лесов от 2014 г., на который выдано положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Гуменчуку Вячеславу Олеговичу для осуществления рекреационной деятельности, на основании договора аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года № 27/8, утвержденное приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №958 от 31 октября 2014 г. Данные объекты на кадастровом учете как объекты недвижимости не состоят, в ЕГРН сведения об указанных объектах отсутствуют. Следовательно, данные объекты не являются объектами капитального строительства, соответственно положения п.5 Перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 №1084-р в настоящем случае неприменимы.

Также следует отметить следующее, постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 июля 2023 г. №338 утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения Республики Мордовия памятник природы «Участок соснового леса» (далее - ООПТ), которое определяет правовой статус данной ООПТ (далее - памятник природы. Положение), созданной в соответствии с постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. № 473 «О признании природных объектов памятниками природы» на землях лесного фонда (официально опубликовано на официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25 июля 2023 года. «Известия Мордовии», № 82- 31, 28 июля 2023 года). Согласно пункту 4 Положения территория памятника природы относится к особо защитным лесным участкам, на которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения во всех функциональных зонах памятника природы запрещается использование лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, связанное со строительством, реконструкцией и ремонтом объектов рекреационного назначения, в том числе объектов капитального строительства, не относящих к объектам лесной инфраструктуры. Между тем все объекты размещены на арендуемом лесном участке до введения Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения Республики Мордовия памятник природы «Участок соснового леса» и правового статуса данной особо охраняемой природной территории. Следует отметить, что согласно Акту инвентаризации памятника природы «Участок соснового леса» (руководитель проекта Замошец О.Ю. Челябинская область, г. Троицк, 2022 г.) следует, что ООПТ «Участок соснового леса» функционирует без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников, территория ООПТ «Участок соснового леса» находится на землях лесного фонда, рекреационную деятельность на данной территории осуществляет 21 пользователь, с разной юридической формой образования и частные лица, земельные отношения оформлены через арендные отношения (Ответчик указан под № 15 на стр. 38 Акта инвентаризации). На момент экологического обследования ООПТ «Участок соснового леса» объекты капитального и некапитального строительства в количестве - 93 шт., рекреационная деятельность осуществляется на земельных участках площадью 23,13 га. Общая площадь ООПТ 402,28 га. Интенсивная рекреационная нагрузка от существующих строений на территории менее 6% от общей площади ООПТ. Данные объекты не представляют существенной нагрузки на режим ООПТ, но рекомендуется наблюдение за режимом эксплуатации собственниками и пользователями земельных территории, на которых располагаются строения. Необходимость сноса существующих на момент проведения комплексного экологического обследования объектов капитального и некапитального строительства, расположенных в границах особо охраняемых территорий, отсутствует. При проведении демонтажностроительных работ на территории ООПТ антропогенная нагрузка и угроза уничтожения уникальных природных биотопов и геоценозов увеличивается.

Также основанием расторжения договора аренды в судебном порядке истец считает непредставление ответчиком лесной декларации, то есть использование лесного участка с нарушением условий договора, в отсутствие лесной декларации. Между тем, Гуменчук Вячеслав Олегович 07.02.2023 направил в Минлесхоз Республики Мордовия лесную декларацию от 07.02.2023 № 2-2023, указав, что с 17.02.2023 по 16.02.2024 планирует использовать лесной участок для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 17,05.2019 № 392. Письмом от 13.02.2023 начальник отдела использования лесов Минлесхоза Республики Мордовия Суягин С.П. направил Гуменчуку В.О. извещение № ЛД-20230208- 12064373092-4 об отказе в приёме лесной декларации в связи с несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к её содержанию. Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 04 мая 2023 года отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приёме лесной декларации № 2-2023 от 07.02.2023, поданной Гуменчуком Вячеславом Олеговичем, выраженный в извещении №ЛД-20230208-12064373092-4 от 13.02.2023, признан незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы и обязал Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия принять лесную декларацию № 2-2023 от 07.02.2023. Кроме того, ответчиком 09.02.2024 в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия подана лесная декларация об использовании в 2024 году лесного участка №ЛД-20240212-16553222100-4. Таким образом, ответчик своевременно предоставляет лесные декларации, использует лесной участок на основании лесной декларации.

Также истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком условий договора аренды.

В 2014 и 2019 году Министерством выданы положительные заключения проектов освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ответчику для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды. Соответственно, Министерство не усмотрело в факте нахождения объектов на лесном участке нарушений условий договора аренды, а также лесного и природоохранного законодательства. Объекты каких-либо изменений не претерпевали, повторно реконструированы не были, площади объектов, идентичны, сами объекты тождественны. При этом не следует, что указанные объекты не могут быть использованы для проведения мероприятий физкультурно-спортивной направленности. Наличие на арендованном лесном участке спорных объектов не может быть квалифицировано как нарушение арендатором условий договора аренды и лесного законодательства. Истец не представил в материалы дела объективных доказательств подтверждающих, что арендатор допустил существенные нарушения условий договора, которые могли бы быть основанием для расторжения договора аренды, либо причинения истцу такого ущерба, что он в значительной мере лишился того, на что вправе был рассчитывать. Кроме того, следует учитывать длительность договорных отношений сторон, и отсутствие совершения со стороны ответчика каких-либо мероприятий, приводящих к существенному ухудшению лесного участка. Не доказано истцом и нецелевое использование арендатором спорного земельного участка. Таким образом, истец не доказал наличие существенных и иных нарушений условий договора со стороны ответчика, невозможность размещения на лесном участке указанных объектов некапитального строительства, избранная им мера ответственности не отвечает балансу интересов сторон, в связи с чем исковые требования о расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 28 февраля 2012 года №27/8, сносе (демонтаже) двухэтажного дома из дерева, площадью 97,44 кв.м., деревянного строения из опилиндрованного бревна, площадью 42,12 кв.м., наземной туалетной кабины (биотуалета), площадью 5 кв. м., остановочного павильона (автостоянки), площадью 49 кв. м., малогабаритного контейнера-мусоросборника, площадью 5 кв. м., приведении арендуемого лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования путем сноса (демонтажа) объектов, находящихся на лесном участке, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного просит: в удовлетворении иска отказать.

Представитель истца – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, ответчик Гуменчук В.О., представитель ответчика Ломшин А.Н., представители третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Большеберезниковское территориальное лестничество», Администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского района Республики Мордовия, Администрации Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия, управления Росреестра по Республике Мордовия, прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Некаев Н.Б. в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Ранее участники процесса извещались о рассмотрении дела и необходимости явки в судебное заседание. Представитель истца Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Токарев А.С. обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Ответчик Гуменчук В.О. также представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Кроме того, участники процесса, помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Чамзинского районного суда Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http:// chamzinsky.mor.sudrf.ru в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 ГПК РФ.

Согласно части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

28 февраля 2012 года между Минлесхозом Республики Мордовия (арендодатель) и Гуменчуком Вячеславом Олеговичем (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности №27/8 (далее Договор аренды).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.3.1 Договора аренды, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на основании протокола №2 от 28 февраля 2012 года о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка обязалось предоставить Гуменчуку В.О. во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок, площадью 0,10 га, имеющий местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество», Березниковское участковое лесничество, квартал 235, часть выдела 20. Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора, согласно приложению №1. Характеристика лесного участка приводится в приложении №2.

Арендатору передается лесной участок общей площадью 0,10 га. В аренду для осуществления рекреационной деятельности, в объемах согласно приложению №6 (п.1.4 Договора).

Согласно подпункту 3.4.1 Договора аренды, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.

Согласно пункту 7.1 Договора аренды, срок действия договора устанавливается с 28 февраля 2012 года по 27 февраля 2037 года.

Согласно пункту 3.3 Договора аренды арендатор имеет право, в том числе:

осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьёй 21 Лесного кодекса Российской Федерации;

с согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;

пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства и условиям договора.

В соответствии с пунктом 3.4 Договора, арендатор обязан, в том числе:

использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором;

в установленном порядке разрабатывать и представлять арендодателю в течении 2-х месяцев после государственной регистрации настоящего договора аренды проект освоения лесов в трех подлинных экземплярах и в электронном виде;

ежегодно подавать арендодателю лесную декларацию по установленной форме не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования, в соответствии с порядком заполнения и подачи лесной декларации;

предоставлять арендодателю или его представителю отчеты об использовании, охране, защите и воспроизведении лесов ежеквартально не позднее десятого числа месяца следующего за отчетным кварталом;

использовать арендуемый лесной участок таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав граждан и иных лиц, на пользование лесами и любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц;

использовать арендуемый лесной участок способами, предотвращающими воздействие эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользование лесным участком на состояние и воспроизведение лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.

В силу п.5.2 Договора следует, что арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующих случаях:

систематическое (более двух раз) нарушение арендатором лесного и природоохранного законодательства;

невнесение арендатором арендной платы в срок;

несоблюдение требований лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов;

самовольное возведение построек, сооружений на арендованном лесном участке, не предусмотренных проектом освоения лесов;

не соблюдение срока разработки и предоставление проекта освоения лесов;

не соблюдение видов, объемов работ, указанных в лесной декларации;

не использование лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов в течении месяца с даты получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок досрочного расторжения настоящего договора по требованию арендодателя следующий. Арендодатель выявив нарушение арендатором лесного законодательства, указанные в настоящем пункте, дает обязательные для исполнения письменные предписания с указанием допущенных нарушений и сроков их устранения. В случае если арендатор не устранил нарушения лесного законодательства, указанные в предписании, арендодатель направляет арендатору письменное уведомление о досрочном расторжении договора.

Согласно пункту 6 Договора настоящий договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

В пункте 6.2 Договора, указаны основания его прекращения:

истечение срока договора аренды;

отказ Арендодателя от права аренды лесного участка;

по соглашению сторон;

прекращение деятельности юридического лица –арендатора;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6.3 Договора, расторжение настоящего договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случаях нарушения стороной условий настоящего договора.

Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду, являющимся приложением №6 к Договору аренды Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия передало Гуменчуку В.О. спорный лесной участок.

19 апреля 2012 года указанный договор аренды лесного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия за (т.1 лд.д.21-30).

К договору аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года №27/8 заключены дополнительные соглашения. Дополнительное соглашение от 03 декабря 2015 года, зарегистрированное в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 31 декабря 2015 года за . Дополнительное соглашение от 11 декабря 2015 года, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 29 марта 2016 года за (т.1 л.д.31-47).

Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 31 октября 2014 года №958 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный Гуменчуку В.О. на основании Договора аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года №27/8, согласно представленному заключению, в разделе оценка проектируемых мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфроструктцры указывается «разработчиком проекта приводится характеристика существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфроструктуры; постройки временные 2 шт., наземная туалетная кабинка, остановичный павильон, а также малогабаритный контейнер-мусоросборщик» (т.2 л.д.30, 45-49).

Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 17 мая 2019 года №392 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду Гуменчуку В.О. на основании договора аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года №27/8.

В соответствии с представленным проектом освоения лесов лесного участка Березниковского участкового лесничества ГКУ РМ «Березниковское территориальное лесничество», предоставленного в аренду Гуменчук В.О. для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды лесного участка от 28 февраля 2012 года №27/8, раздел 4, в качестве существующих объектов указаны: постройка временная используемая в рекреационных целях (домик для проживания) площадью 0,012 га., постройка временная используемая в рекреационных целях (баня) площадью 0,036 га., элемент благоустройства (наземная туалетная кабина) площадью 0,005 га., форма малая архитектурная (остановочный павильон) площадью 0,049 га., элемент благоустройства (малогабаритный контейнер-мусоросборник) площадью 0,0005 га. (т.1 л.д.76-139, 147-154).

Сведений об изменении целевого назначения, реконструкции, переоборудования объектов, в том числе временных построек, указанных в иске, в результате которых последние перестали отвечать требованиям лесного законодательства, утвержденного проекта освоения лесов, в материалах дела не представлено.

Учитывая изложенное, наличие на спорном лесном участке указанных объектов не может быть квалифицированно как нарушение арендатором условий договора аренды и лесного законодательства.

25 апреля 2023 года Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в адрес Гуменчука В.О. направлена досудебная претензия №1980, снести двухэтажный дом из дерева, площадью 97,44 кв.м., деревянное строение из оцилиндрованного бревна, площадью 42,12 кв.м., привести арендуемый лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования (т.1 л.д.51-55).

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором.

Согласно части 1 статьи 88, части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Статьей 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом (лесным участком) с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество (лесной участок); более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Таким образом, без предоставления доказательств, свидетельствующих о существенном нарушении ответчиком договорных обязательств, исковые требования о расторжении договора по формальным обстоятельствам удовлетворению не подлежат.

По смыслу пункта 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации право требовать расторжения договора аренды возникает у арендодателя лишь в том случае, если в разумный срок арендатор не устранит соответствующие нарушения (пункт 26 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2).

Руководствуясь вышеуказанными нормами, суд отмечает, что именно на истце лежит обязанность доказать существенность допущенного ответчиком нарушения обязательств по договору аренды лесного участка, которое влечет существенное ухудшение состояния арендованного лесного участка и невозможность его восполнения в последующие периоды при добросовестном исполнении ответчиком своих обязательств.

Истец считает, что со стороны ответчика присутствует существенное нарушение условий договора аренды лесного участка № 27/8 от 28 февраля 2012 года, выразившееся в возведении, в нарушение норм действующего законодательства, на территории лесного участка объектов, которые указаны в проекте освоения лесов как постройка временная используемая в рекреационных целях (домик для проживания) площадью 0,012 га., постройка временная используемая в рекреационных целях (баня) площадью 0,036 га., элемент благоустройства (наземная туалетная кабина) площадью 0,005 га., форма малая архитектурная (остановочный павильон) площадью 0,049 га., элемент благоустройства (малогабаритный контейнер-мусоросборник) площадью 0,0005 га.

Между тем, судом установлено, что в 2014,2019 году Минлесхозом Республики Мордовия были выданы положительные заключения к проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду Гуменчук В.О. на основании договора аренды от 28 февраля 2012 года №27/8. При этом Минлесхоз Республики Мордовия не усмотрел в факте нахождения данных объектов на лесном участке нарушений условий договора аренды.

Согласно статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждён Распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р (далее - Распоряжение N 999-р).

Согласно части 2 Распоряжения N 999-р, возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

Постройка временная, используемая в рекреационных целях (домик для проживания и баня) перечнем, установленным Распоряжением N 999-р, не предусмотрена.

Вместе с тем, их возведение было осуществлено до вступления в силу Распоряжения N 999-р, и указанные строения, сооружения были предусмотрены проектом освоения лесов, который 17 мая 2019 года в установленной процедуре получил положительное заключение государственной экспертизы.

При этом, согласно представленному акту экспертного исследования №20/01-24 от 19 марта 2024 года следует, что было произведено исследование двухэтажный дом из дерева, площадью 97,44 кв.м., и деревянное строение из оцилиндрованного бревна (баня), площадью 42,12кв.м., расположенные на лесном участке, арендуемом Гуменчуком В.О. по договору аренды лесного участка от 28 февраля 2012г, №«27/8 по адресу: Республика Мордовия, Болышберезниковекий муниципальный район. Березниковское территориальное лесничество, Березниковское участковое лесничество, квартал 235 часть выдела 20. Согласно выводам следует, что указанные объекты являются некапитальными строениями, поскольку строения являются сборными и позволяют осуществить их перемещение, демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений.

Ответчиком, возражений относительно акта экспертного исследования №20/01-24 от 19 марта 2024 года не представлено.

Сомнений в правильности и обоснованности акта экспертного заключения эксперта Яушевой Л.С. не имеется, противоречия отсутствуют, выводы ясны и понятны, в связи с чем, оснований для вызова в суд эксперта, не имеется. При таких обстоятельствах выводы изложенные в акте экспертного заключения принимаются судом.

Таким образом, учитывая представленные по делу доказательства, суд считает, что истцом не представлено доказательств нарушения арендатором условий договора, в связи с возведением спорных объектов.

Кроме того, согласно преамбуле к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (пункт "д" части 2 статьи 2 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 г. N 406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", на территориях памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Режим особой охраны и виды разрешенного использования земельных участков в границах памятников природы регионального значения устанавливается положением о памятнике природы регионального значения. Положение о памятнике природы регионального значения утверждается отдельно для каждого памятника природы (пункт 14 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 г. N 406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия").

Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. N 473 "О признании природных объектов памятниками природы" участок соснового леса, площадью 469,0 га, расположенный вокруг Сабаевской зоны отдыха в кварталах 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского мехлесхоза признан памятником природы как природный объект, имеющий историческое, научное, культурное, оздоровительное и эстетическое значение.

Положениями пункта 2 постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 г. N 473 предусмотрено, что на территории ботанических памятников природы (дендрариев, лесопарков, ценных лесных участков) запрещается: рубка, порча, изменение видового состава растительности, кроме мероприятий по уходу, или работ, связанных с реконструкцией памятника; возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почв и изменением уровня грунтовых вод и гидрологического режима территории, без соответствующих на то разрешений; прогон и пастьба скота, разжигание костров, разбивка палаток, проезд и стоянка автомобилей, мотоциклов и других машин, устройство массовых мероприятий в неустановленных для этого местах, охота, засорение территории или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию памятника.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 июля 2023 г. №338 утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения РМ памятника природы «Участок соснового леса». В соответствии с указанным положением территория памятника природы относится к защитным лесам, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Памятник природы расположен на территории защитных лесов с категорией защищенности: ценные леса – имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключчительное научное или историко-культурное значение. Территория памятника природы относится к защитным лесным участкам, на которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с пунктом 12 указанного Положения во всех функциональных зонах памятника природы запрещается в т.ч.:

проведение рубок лесных насаждений,

использование лесов в следующих целях: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд); заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением их заготовки и сбора для собственных нужд граждан); осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, за исключением объектов, существующих на дату утверждения настоящего Положения, включенных в проекты освоения лесов и имеющих положительное заключение государственной экспертизы на данные проекты освоения лесов, а также линейных объектов лесной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, утвержденным уполномоченным федеральным органом власти; использование лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, связанное со строительством, реконструкцией и ремонтом объектов рекреационного назначения, в том числе объектов капитального строительства, не относящих к объектам лесной инфраструктуры.

Согласно пункту 13 Положения, на территории природоохранной зоны помимо ограничений указанных в п.12, запрещено, в т.ч.: размещение объектов, не относящихся к объектам лесной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов лесной инфраструктуры, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из представленных суду доказательств следует, что имеется положительное заключение к проекту освоения лесов лесного участка переданного Гуменчуку В.О., при этом истец не отнес к нарушениям договора аренды расположение указанных объектов на лесном участке. Как установлено в судебном заседании, указанные спорные объекты строительства возведены до введения в действия вышеуказанного Положения.

Из представленного истцом Акта инвентаризации памятника природы «Участок соснового леса» (руководитель проекта Замошец О.Ю. Челябинская область, г. Троицк, 2022 г.) следует, что ООПТ «Участок соснового леса» функционирует без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников, территория ООПТ «Участок еоснового леса» находится на землях лесного фонда, рекреационную деятельность на данной территории осуществляет 21 пользователь, с разной юридической формой образования и частные лица, земельные отношения оформлены через арендные отношения (Ответчик указан под № 16 Акта инвентаризации). На момент экологического обследования ООПТ «Участок соснового леса» объекты капитального и некапитального строительства в количестве - 93 шт., рекреационная деятельность осуществляется на земельных участках площадью 23,13 га. Общая площадь ООПТ 402,28 га. Интенсивная рекреационная нагрузка от существующих строений на территории менее 6% от общей площади ООПТ. Данные объекты не представляют существенной нагрузки на режим ООПТ, но рекомендуется наблюдение за режимом эксплуатации собственниками и пользователями земельных территории, на которых располагаются строения. Необходимость сноса существующих на момент проведения комплексного экологического обследования объектов капитального и некапитального строительства, расположенных в границах особо охраняемых территорий, отсутствует. При проведении демонтажно-строительных работ на территории ООПТ антропогенная нагрузка и угроза уничтожения уникальных природных биотопов и геоценозов увеличивается.

При таком положении, по мнению суда, увеличение антропогенной нагрузки и угрозы уничтожения природных биотопов в случае сноса зданий (сооружений), уже существующих на лесном участке, противоречит указанным выше установленным законом целям создания и существования памятника природы.

При этом каких-либо сведений о том, что ответчик ведет деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятника природы, либо несовместимую с целевым назначением и полезными функциями особо защитного участка леса, кроме эксплуатации существующих построек, истцом, обязанным осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, суду не представлено.

Министерство не представило в материалах дела объективных доказательств подтверждающих, что арендатор допустил существенные нарушения условий договора, которые могли бы быть основанием для расторжения договора аренды, либо причинения истцу ущерба, что он в значительной мере лишается того, на что вправе был расчитывать.

Суд учитывает также отсутствие доказательств совершения со стороны ответчика каких-либо мероприятий, приводящих к существенному ухудшению лесного участка. Истцом также не доказано не целевое использование арендованного спорного лесного участка.

Кроме того, в качестве нарушение действующего законодательства истец ссылается на использование лесного участка по договору аренды от 28 февраля 2012 года без принятой в установленном порядке лесной декларации, то есть использование лесного участка с нарушением условий договора, в отсутствии лесной декларации.

Форма лесной декларации, порядок её заполнения и передачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме установлены приказом Минприроды России от 29.04.2021 №303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка её заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме», вступившим в силу с 1 марта 2022 года.

Согласно п.2 Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (утверж. приказом Минприроды России от 29.04.2021 №303) Лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2021, N 27, ст. 5131) (далее - уполномоченный орган), в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством. Лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен.

Между тем, из представленного решения Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 24 марта 2023 года следует, что было удовлетворено административное исковое заявление Гуменчука В.О. к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия об оспаривании отказа в приеме лесной декларации, возложении обязанности. Признан незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца выраженный в извещении №ЛД-20230208-12064373092-4 от 13 февраля 2023 года отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в приеме лесной декларации №2-2023 от 07 февраля 2023 года, поданной Гуменчуком В.О. Возложена на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обязанность принять лесную декларацию №2-2023 от 07 февраля 2023 года, поданную Гуменчуком О.В.

Решение вступило в законную силу 13 июня 2023 года (т.2 л.д.18-22).

Соглано указанному решению суда следует, что лесная декларация была направлена Гуменчуком В.О, в Минлесхоз Республики Мордовия 07 февраля 2023 года, при этом, доказательств использование ответчиком Гуменчуком В.О. арендуемого лесного участка без лесной декларации не представлено.

При указанных обстоятельствах суд находит, исковые требования Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия к Гуменчуку В.О., не подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия к Гуменчуку Вячеславу Олеговичу о расторжении договора аренды лесного участка, сносе (демонтаже) объектов, приведение арендуемого лесного участка в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства и дальнейшего использование по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                      Б.Б. Овчинников

2-18/2024 (2-584/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство лесного, охотничьего хозяйства
Ответчики
Гуменчук Вячеслав Олегович
Суд
Чамзинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Овчинников Б.Б.
Дело на сайте суда
chamzinsky.mor.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Подготовка дела (собеседование)
27.11.2023Подготовка дела (собеседование)
13.12.2023Подготовка дела (собеседование)
11.01.2024Подготовка дела (собеседование)
11.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Предварительное судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Дело оформлено
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее