№ 2а-806/2019
24RS0018-01-2019-000910-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,
при секретаре Игнатьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Березненко Н. О. к Призывной комиссии г. Зеленогорска Красноярского края, военному комиссариату г. Зеленогорска Красноярского края, с участием заинтересованного лица Призывной комиссии Красноярского края, об обжаловании заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, решения призывной комиссии о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Березненко Н.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края, военному комиссариату города Зеленогорска, просил признать незаконным заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, приятого военно-врачебной комиссией в рамках работы призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края; признать решение призывной комиссии г. Зеленогорска Красноярского края, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № о его призыве Березненко Н.О. на военную службу незаконным, приостановить выполнение решения призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ до вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что он является гражданином РФ, призываемым на военную службу.
Заключением военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (апрель 2019 года), проведенного в рамках работы призывной комиссии ему установлена категория " А1" - годен к военной службе. Дата заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе ему неизвестна. Протоколом заседания призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе он призван на военную службу. Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе считает незаконным по следующим причинам.
Согласно выписке ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ № из его медицинской карты от ДД.ММ.ГГГГ, он имеет кожное заболевание «вульгарные угри лица, спины 3-й степени», состояние после лечения ремиссия. Данным заболеванием страдает с подросткового возраста. Впервые обратился к дерматологу в июле 2018 года, назначено наружное лечение кремом на 3 месяца. С момента начала проявления заболевания и по настоящее время регулярно обращается за медицинской помощью, проходит разное медикаментозное лечение, которое полностью прекратить течение данного заболевание не может. По факту воспалительного процесса и образования шишки в районе подмышечной впадины обращался к врачу-дерматологу ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии направил его на осмотр и лечение к хирургу с диагнозом «гидраденит». ДД.ММ.ГГГГ по факту воспалительного процесса и образования шишки на руке и подмышечной впадины обращался к врачу-дерматологу, который направил его на осмотр и лечение к хирургу с диагнозом «фурункулез» и «гидраденит». Назначено лечение. Инфицированная (пораженная) кожа провоцирует психологический и физический дискомфорт, требуется частая смена белья и обработка ран и постоянный прием медицинских препаратов. Поставленный диагноз «вульгарные угри» является ошибочным. По течению заболевания и методам лечения ему должен выставляется диагноз «множественные конглобатные угри».
Согласно статье 62 Расписания болезней постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" при постановке призывнику медицинского диагноза "множественные конглобатные угри" устанавливается категория годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе.
В соответствии со ст. 24. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: а) признанным в установленном порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Заключением военно-врачебной комиссии (апрель 2019 года) нарушены его права на предоставление ему отсрочки от несения военной службы.
Временная отсрочка от несения военной службы нужна для восстановление состояния его здоровья, установления причин заболевания и его полного излечения. Призыв на военную службу в настоящее время усугубит течение данного заболевания.
13.05.2019 года он подавал заявление о выдаче заключения военно-врачебной комиссии в призывную комиссию г. Зеленогорск, однако на день подачи административного искового заявления заключение военно-врачебной комиссии он не получил.
В судебном заседании Березненко Н.О. и его представитель Соколова М.В., действующая на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, поддержали доводы административного иска по изложенным в нем основаниям.
Административный истец Березненко Н.О. дополнительно пояснил, что при проведении медицинского освидетельствования врач-дерматолог написал, что он годен, поедет на призывной пункт в Красноярск, но нельзя было ставить «здоров», врач должен был отправить его лечиться. Согласно справке Красноярского кожно-венерологического диспансера с его заболеванием он не может быть признан годным к военной службе. Он намерен был пройти независимую военно-врачебную экспертизу, но для обращения ему надо было заключение военно-врачебной комиссии. Он обратился в призывную комиссию г. Зеленогорска с заявление о выдаче ему такого заключения, до настоящего времени ответа на его заявление нет, до него ответ не дошел. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой на решение призывной комиссии г. Зеленогорска и заключение военно-врачебной комиссии. Жалоба была передана через военный комиссариат города Зеленогорска, так ему разъяснили в Призывной комиссии Красноярского края, куда он звонил. Он ожидал, что Призывная комиссии г. Зеленогорска его направит его на Призывную комиссию Красноярского края и там проведут повторное медицинское освидетельствование. О заболевании ранее он не заявлял, решил заявить о нем, когда получил повестку явиться на призывной пункт на ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени его не брали на военную службу, и сейчас он подумал, что его снова не возьмут. У него ДД.ММ.ГГГГ была погашена судимость по ст. 161 УК РФ. И ему в военкомате говорили, что на службу с судимостью, даже погашенной, редко берут.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии г. Зеленогорска и военного комиссариата г. Зеленогорска Игнатенко Г.Д., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против иска Березненко Н.О., ссылаясь на то, что на момент проведения военно-врачебной комиссии на ДД.ММ.ГГГГ Березненко никаких жалоб не подавал. В апреле 2019 года в военкомат поступило заявление Березненко, на которое в течение 5 дней ему ответили, направили почтой копию медицинской карты. Березненко не стал получать письмо, конверт вернулся в военкомат неполученным. В мае 2019 года Березненко обращался к ним, просил провести переосвидетельствование. Так же в мае 2019 года Березненко принес им копию жалобы в Призывную комиссию Красноярского края, отдал им, на жалобе не было отметок о принятии ее Призывной комиссией Красноярского края. Данную жалобу приняли как уведомление о ее направлении. В Призывную комиссию Красноярского края ее не перенаправляли. Военный комиссар предложил Березненко принести всю документацию по заболеванию и еще раз обратиться к врачу. Березненко документы не принес. Ранее Березненко не призывали на военную службу, так как у него было непогашеная судимость по ст. 161 ч. 2 УК РФ, кроме того, не было отдельного наряда на призыв граждан, имеющих судимость. В 2019 году такой наряд пришел.
Военный комиссар г. Зеленогорска Горский О.В. в судебном заседании так же не согласился с заявленными требованиями Березненко Н.О., поясняя, что получив документы из суда по обращению истца, направили Березненко ДД.ММ.ГГГГ сообщение о приостановлении решения от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу. Когда получили из суда определение о принятии заявления Березненко Н.О. к производству, сообщили об этом в военный комиссариат Красноярского края, направив так же копию жалобы Березненко на решение Призывной комиссии г. Зеленогорска. Призывная компания в настоящее время с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ.
Так же административным ответчиком поданы письменные возражения по делу, согласно которым категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются состояние здоровья и физического развития. Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. С учетом Положения о военно-врачебной экспертизе прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву. Вместе с тем, категория годности может быть установлена только военно-врачебной комиссией, и в настоящее время установлена категория - годен к военной службе без ограничений. Таким образом, обжалуемое заявителем решение Призывной комиссии было принято призывной комиссией в соответствии с вышеуказанными требованиями ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, права призывника не были нарушены. Нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования со стороны призывной комиссии нет. Доказательств соблюдения порядка обжалования результатов медицинского освидетельствования в установленном порядке заявителем суду не предоставлено. Доводы заявителя о том, что при вынесении заключения о категории годности к военной службе не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, не было проведено дополнительное медицинское обследование по заявлению гражданина, вследствие чего произошло неверное правоприменение статей Расписания болезней при определении в отношении него категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятия -решения о призыве, не обоснованы, так как до момента прохождения медицинского освидетельствования в отношении Березненко Н.О. были в полном объеме проведены инструментальные исследования в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № от 2013 года (анализы крови общий, маркеры гепатита В и С, ВИЧ, анализ мочи, флюорография, ЭКГ); ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии № Березненко Н.О. был направлен на дополнительное обследование в ФГБУЗ «Клиническая больница № по направлению врача-терапевта; заключение о степени годности в отношении Березненко Н.О. было вынесено только ДД.ММ.ГГГГ, после завершения обследования. После чего в отношении Березненко Н.О. призывной комиссией ЗАТО Зеленогорска было вынесено обоснование решение о призыве на военную, заявлений и жалоб призывник Березненко Н.О. не подавал. Все медицинские документы были учтены и изучены военно-врачебной комиссией.
Представитель Призывной комиссии Красноярского края в судебное заседание не вился, от получения корреспонденции суда уклонился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит, что заявленные Березненко Н.О. требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, предусмотрено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
В силу статьи 28 Закона № 53-ФЗ решение о призыве на военную службу принимает призывная комиссия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья, в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Пунктом 5 упомянутого выше Положения предусмотрено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, постановлением от 04 июля 2013 года N 565 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе и приложение к нему.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (абзацы первый, третий пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
В силу статьи 23 Закона N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются, в том числе, и граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Судом установлено, что решением Призывной комиссии г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Березненко Н.О. призван на военную службу, определена категория годности Березненко Н.О. – А 1.
Решение Призывной комиссии о признании Березненко Н.О. годным к военной службе принималось на основании соответствующего медицинского заключения об отсутствии у заявителя заболеваний, свидетельствующих о его негодности или ограниченной годности к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ Березненко Н.О. передал в военный комиссариат г. Зеленогорска жалобу, адресованную в Призывную комиссию Военного комиссариата Красноярского края, в которой просил решение Призывной комиссии г. Зеленогорска отменить, организовать проведение повторного медицинского освидетельствования, решить вопрос о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Военный комиссариат принял жалобу как уведомление о ее подаче. Ходатайств о направлении жалобы в Призывную комиссию Красноярского края Березненко не заявлял, обязанности перенаправлять жалобу в Призывную комиссию Красноярского края, которая имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, положениями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не предусмотрено.
Судом установлено, что на момент медицинского освидетельствования и на момент вынесения решения Призывной комиссии ЗАТО г. Зеленогорска, у заявителя не было установлено заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, которые предусмотрены в качестве критериев негодности гражданина к военной службе, установленная заявителю при прохождении медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, категория «А-1» годен к военной службе, соответствовала выявленным данным о состоянии здоровья Березненко Н.О. на момент принятия оспариваемого решения и не позволяла освободить его от призыва на военную службу, а так же предоставить отсрочку.
Заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункты 9, 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123.
Причем независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы (пункты 7, 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).
Военный комиссар при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет его в соответствующую комиссию для повторного медицинского освидетельствования гражданина, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением медицинского освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (пункт 48 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Из учетного дела призывника Березненко Н.О. следует, что врачи специалисты, и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, располагали объективными данными о фактическом состоянии здоровья административного истца, которые являлись достаточными для определения степени его годности к военной службе.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Березненко Н.О. прошел медицинское освидетельствование без нарушения установленного порядка, по результатам которого был признан годным к военной службе (категория годности - А), а призывная комиссия обоснованно приняла решение о призыве его на военную службу.
Поскольку на день принятия оспариваемого решения заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, у истца не выявлено, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано незаконным.
Медицинское заключение, на основании которого Березненко Н.О. был призван на военную службу, административным истцом оспорено не было. Заключение независимой военно-врачебной экспертизы, полученное в установленном порядке, им в призывную комиссию или в военный комиссариат не представлялось.
Доводы Березненко Н.О. и его представителя о том, что он не смог пройти независимую экспертизу, так как у него не было военно-врачебного заключения, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из представленных представителем административного ответчика Игнатенко Г.Д., по заявлению Березненко Н.О. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), ДД.ММ.ГГГГ последнему военным комиссариатом г. Зеленогорска направлена карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу в отношении Березненко Н.О.
Заявитель Березненко Н.О. уклонился от получения направленной корреспонденции, письмо возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ в связи с неполучением адресатом.
Из материалов дела усматривается, что решение призывной комиссии о признании административного истца годным к военной службе принималось на основании соответствующего медицинского заключения об отсутствии у заявителя заболеваний, свидетельствующих о его негодности или ограниченной годности к военной службе.
Указанное медицинское заключение Березненко Н.О. путем обращения в независимую военно-врачебную экспертизу не оспорил.
На основании изложенного анализа нормативных актов и исследованных доказательств, суд пришел к выводу, что решение Призывной комиссии ЗАТО г. Зеленогорска № от ДД.ММ.ГГГГ основано на имеющихся в личном деле Березненко Н.О. результатах медицинского освидетельствования, в связи с чем не имеется оснований для признания решения Призывной комиссии ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и не усматривается законных оснований для удовлетворения в полном объеме административных исковых требований Березненко Н.О., а именно, требований о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, приятого военно-врачебной комиссией в рамках работы призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края; признании решения призывной комиссии г. Зеленогорска Красноярского края, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № о призыве Березненко Н.О. на военную службу незаконным, приостановлении решения призывной комиссии города Зеленогорска Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ до вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Березненко Н. О. отказать в полном объеме в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Л. Моисеенкова