Производство № 2-4675/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004290-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Благовещенска к Специализированному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с данным иском. В обоснование заявленных требований указала, что решениями Благовещенского городского суда от 08.09.2016г., 23.08.2017г., 21.11.2017г., 26.01.2017г., 22.11.2017г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить Селивановой А.А., Мазаваткиной О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагуновой А.И., Кондратьевой И.В. благоустроенные жилые помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории г. Благовещенска, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору найма специализированных жилых помещений. Постановлениями судебного пристава-исполнителя возбуждены исполнительные производства, в рамках которых постановлениями судебного пристава-исполнителя Специализированного отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области от 07.02.2019г. с администрации г. Благовещенска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по каждому исполнительному производству. Между тем, Законом Амурской области от 10.12.2018 № 292-О3 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей. О необходимости дополнительного финансирования администрация г. Благовещенска неоднократно сообщалась в Министерство социальной защиты населения Амурской области по средствам направления информационных писем. Администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. В настоящее время, администрацией г. Благовещенска жилые помещения предоставлены соответствующей категории граждан по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по иску Селивановой А.А., Мазаваткиной О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагуновой А.И., Кондратьевой И.В.
По состоянию на 01.01.2020 г. при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 544 лиц из числа детей-сирот, в отношении 343 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов.
Представитель администрации города Благовещенска полагает, что предпринимаются все меры для предоставления Селивановой А.А., Мазаваткиной О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагуновой А.И., Кондратьевой И.В. жилого помещения. Между тем, главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. В действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа. На основании изложенного, просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительным производствам № 934/18/28025-ИП, 39918/17/28025-ИП, 49993/17/28025-ИП, 816/18/28025-ИП, 1251/18/28025-ИП.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решениями Благовещенского городского суда от от 08.09.2016г., 23.08.2017г., 21.11.2017г., 26.01.2017г., 22.11.2017г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить Селивановой А.А., Мазаваткиной О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагуновой А.И., Кондратьевой И.В. жилое помещение в г. Благовещенске Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору найма специализированных жилых помещений.
В целях исполнения указанного судебного акта, постановлениями судебных приставов-исполнителей специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 01.12.2017г., 24.01.2018г., 02.02.2017г., 08.06.2017г., 26.01.2018г. возбуждены исполнительные производства № 934/18/28025-ИП, 39918/17/28025-ИП, 49993/17/28025-ИП, 816/18/28025-ИП, 1251/18/28025-ИП.
В указанных постановлениях должнику разъяснено, что срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет 5 дней.
При этом указано (п.3 постановления), что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей с должника – организации.
Указанное постановление направлено в адрес должника и им получено, что представителем истца не оспаривается.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований судебных актов, постановлениями судебного пристава-исполнителя от 07.02.2019 с администрации г. Благовещенска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по каждому исполнительному производству.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. ч. 1 и 2 ст.6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Аналогичная позиция изложена в ч.2 ст.13 ГПК РФ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно п. п. 1 - 3 ст.112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.(Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст.6 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п.6 ст.112 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пункт 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием, освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статья 401 ГК РФ предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины, согласно п. 2 приведенной статьи, доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из материалов дела, исполнительные производства в отношении администрации г. Благовещенска (взыскатели Селиванова А.А., Мазаваткина О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагунова А.И., Кондратьева И.В..) были возбуждены 01.12.2017г., 24.01.2018г., 02.02.2017г., 08.06.2017г., 26.01.2018г., с указанных периодов должником требования исполнительного документа не исполнены (договор найма специализированного жилого помещения не заключен), в связи с чем, с должника был взыскан исполнительский сбор.
Постановления о возбуждении исполнительных производств от 01.12.2017г., 24.01.2018г., 02.02.2017г., 08.06.2017г., 26.01.2018г. должником были получены и этот факт не оспаривается сторонами.
Исходя из доводов представителя истца изложенных в исковом заявлении ненадлежащее исполнение обязательств по исполнению решения суда и требований исполнительного документа вызвано тем, что на приобретение жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Благовещенска из средств бюджета в 2019 году было выделено 40 568 550 рублей, на которые для указанной категории граждан по судебным актам второго полугодия 2015 приобретены жилые помещения, однако выделенных денежных средств на обеспечение всех стоящих в очереди на получения жилья по данной категории граждан крайне недостаточно, в связи с чем, у администрации города Благовещенска в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Селивановой А.А., Мазаваткиной О.Е., Гавриленко Т.Т., Лагуновой А.И., Кондратьевой И.В. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 4-5 Закона)
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация города Благовещенска объективно была лишена возможности исполнить решения Благовещенского городского суда от 08.09.2016г., 23.08.2017г., 21.11.2017г., 26.01.2017г., 22.11.2017г. в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 934/18/28025-ИП, 39918/17/28025-ИП, 49993/17/28025-ИП, 816/18/28025-ИП, 1251/18/28025-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации города Благовещенска – удовлетворить.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 934/18/28025-ИП, 39918/17/28025-ИП, 49993/17/28025-ИП, 816/18/28025-ИП, 1251/18/28025-ИП, наложенным на основании постановлений судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от 07.02.2019 года по исполнению исполнительных листов № ФС 018665539, 018667800, 018665556, 018664648, 018671584, выданных Благовещенским городским судом Амурской области по гражданским делам № 2-10083/2017, 2-1053/2017, 2-10022/2017, 2-7284/2017, 2-9709/16.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 31 июля 2020 года.
Председательствующий Т.А. Коршунова