Решение по делу № 2а-2866/2021 от 02.06.2021

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2а-2866/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Махачкала 29.07.2021

мотивированное: 12.07.2021

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Сулеймановой Р.М.,

с участием представителя административного истца помощника махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Гамидова А.М.,

представителя административного ответчика Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан Абасова Г.Г.,

руководителя ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» Ширяева М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску и.о. махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан, ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» об обязании привести лесопожарные станции 1 типа в соответствие с нормативами обеспеченности противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»,

УСТАНОВИЛ:

И.о. махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 обратился в суд с административным иском к Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан об обязании через ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» привести лесопожарные станции 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» в соответствие с нормативами обеспеченности противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр».

В обоснование административного иска указывалось на то, что в ходе проведения по поручению Прокуратуры РД проверки установлено, что лесопожарные станции 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» в составе ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» не соответствуют нормативам обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. По результатам проверки административным истцом представлены сведения, из которых следует следует, что из по позициям инвентаря и средств пожаротушения обнаружен недобор наименований в необходимом объеме. Указанные средства подлежат приведению в полную готовность к тушению лесных пожаров, в связи с чем административный истец обратился за защитой нарушенных прав в суд.

В судебном заседании представитель административного истца помощник махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 поддержал заявленный административный иск в полном объеме по изложенным в нём основаниям и просил удовлетворить его в полном объеме.

Представитель административного ответчика Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан ФИО6 в суде не возражал против удовлетворения административного иска, указав на то, что нормативы действительно должны соблюдаться, однако выполнение требований законодательства требует времени и соответствующего финансирования.

Руководитель административного ответчика ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» ФИО7 в суде также не возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Административным истцом и.о. махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 перед судом поставлены вопросы об обязании Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан через подведомственное ему ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» привести лесопожарные станции 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» в соответствие с нормативами обеспеченности противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ наделена полномочиями осуществлять от иФИО1 надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что, реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений ФЗ «О прокуратуре РФ», а также с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ , при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в п. 1 ст. 21 данного ФЗ органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения ФЗ прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Как следует из материалов административного дела, в ходе проведенной проверки установлено, что в состав ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» входят четыре лесопожарных станции 1-го типа и одна лесопожарная станция 3-го типа. При этом проведенной проверкой установлено, что лесопожарные станции 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» не оснащены противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

ДД.ММ.ГГГГ врио председателя Комитета по Лесному хозяйству РД, в чьем ведении находится ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр», направлено представление о безотлагательном устранении выявленных нарушений.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ врио председателя Комитета по Лесному хозяйству РД сообщает в Махачкалинскую межрайонную природоохранную прокуратуру о том, что указанные в представлении недостатки приняты к сведению, предпринимаются меры по их устранению, в срок до 2024 года планируется 100% оснащение всех лесопожарных формирований необходимой техникой и оборудованием.

В ответ Комитет по лесному хозяйству РД в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о частичном выполнении требований и плане на 2021 год.ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в связи с невыполнением административным ответчиком возложенных на него функций рассматриваемый административный иск направляется в суд.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Ответ Комитета по лесному хозяйству РД о выполнении представления махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ датируется ДД.ММ.ГГГГ. Рассматриваемый административный иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока. Административный иск подлежит рассмотрению и разрешению по существу.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

В силу ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенного положения ЛК РФ Правительством РФ издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», которым утверждены соответствующие нормативы.

Из ст. 83 ЛК РФ следует, что РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П по делу о проверке конституционности п. 18. ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществление охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Комитете по лесному хозяйству РД, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по лесному хозяйству РД является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и надзорные функции.

Согласно п. 5.8 Положения Комитет по лесному хозяйству РД организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В силу п. 3 Положения Комитет по лесному хозяйству РД осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через подведомственные государственные учреждения.

На основании Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ создано ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр», основной целью деятельности которого является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

Функции и полномочия учредителя ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» осуществляет Комитетом по лесному хозяйству РД, на что прямо указано в Постановлении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, именно на ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» и на его управляющего Комитетом по лесному хозяйству РД возложены функции по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах на территории РД.

К указанным мерам относится оснащение лесопожарных станций в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Как указано выше, по результатам проведенной Махачкалиснкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что из 57 позиций инвентаря и средств пожаротушения на лесопожарной станции 1 типа по 32 позициям обнаружен недобор наименований в необходимом объеме.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, обязанность доказывания выполнения на лесопожарной станции 1 типа установленных Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ р нормативов лежит на административных ответчиках - Комитету по лесному хозяйству РД и ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр».

Административными ответчиками какие-либо доказательства соблюдения на лесопожарных станциях 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» нормативов, установленных Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ р, не представлены.

Напротив, материалами административного дела и объяснениями представителей административных ответчиков подтверждается факт невыполнения требований, установленных указанным Распоряжением.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворении административного иска с возложением на Комитет по лесному хозяйству РД и ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» обязанности по приведению лесопожарной станцию 1 типа в соответствие с нормативами обеспеченности противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск и.о. махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 удовлетворить.

Обязать Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан и ГАУ «Дагестанский лесопожарный центр» привести лесопожарные станции 1 типа «Гунибская», «Казбековская», Касумкентская» и «Тляратинская» в соответствие с нормативами обеспеченности противопожарной техникой и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Т.Э. Чоракаев

2а-2866/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ГАУ РД "Дагестанский лесопожарный центр"
Комитет по лесному хозяйству РД
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Чоракаев Тимур Эдуардович
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
02.06.2021Регистрация административного искового заявления
03.06.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Подготовка дела (собеседование)
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Подготовка дела (собеседование)
13.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее