Дело №
УИД:№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Шабловской Е.А.,
при секретаре Небесной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «ЕВРАКОР» к ФИО1 о взыскании остаточной стоимости невозвращенной спецодежды в размере 8 773 рубля 26 копеек и судебных расходов в размере 400 рублей,
УСТАНОВИЛ:
АО «ЕВРАКОР» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании остаточной стоимости невозвращенной спецодежды в размере 8 773 рубля 26 копеек и судебных расходов в размере 400 рублей. В обосновании заявленных требований истец указал, что между сторонами был заключен срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик был принят на работу ... Характер работы ответчика был связан с командировками на объекты строительства АО «ЕВРАКОР». ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был расторгнут по инициативе работника, что подтверждается приказом №-л т ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником. Ответчиком в период трудовой деятельности в целях исполнения трудовой функции были получены, но при увольнении не возвращены предметы специальной одежды: в ведомости учета выдачи спецодежды № от ДД.ММ.ГГГГ жилет сигнальный стоимостью 210 рублей, каска защитная оранжевая, стоимостью 150 рублей, костюм зимний рабочий стоимостью 6625 рублей, сапоги зимние с мат/п, стоимостью 4056,62 рублей. Остаточная стоимость выданной и невозвращенной специальной одежды согласно данным бухгалтерского учета на момент увольнения ответчика составила 8773 рубля 26 копеек. При увольнении ответчика стоимость выданной и невозвращенной специальной одежды из его заработной платы не удерживалась. До момента обращения в суд с иском каких-либо действий, направленных на возврат денежных средств ответчиком не предпринято. Поскольку трудовые отношения между сторонами прекращены, взыскать с бывшего работника причиненный ущерб во внесудебном порядке у истца нет возможности, в связи, с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель истца АО «ЕВРАКОР» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против вынесения по делу заочного решения в отсутствие ответчика.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах не явки суд не уведомил, не просил об отложении дела.
С учетом позиции истца, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на работу на должность ... на период производства работ.
ДД.ММ.ГГГГ АО «ЕВРАКОР» заключил с ФИО1 срочный трудовой договор № для выполнения заведомо определенной работы в рамках исполнения работодателем обязательств по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между работодателем и АО «Мессояханефтегаз»: на строительство Объекта: «Обустройство кустов скважин Восточно-Мессояхского месторождения с коммуникациями». Для АО «Мессояханефтегаз» 2022-2024» на выполнение строительно-монтажных работ (СМР) Объектов обустройства кустов скважин после бурения месторождений нефти и газа (далее – Договор на строительство Объекта), завершение которой не может быть определено конкретной датой.
Согласно пункту 3.2 срочного трудового договора работник обязан соблюдать нормы и правила охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, производственной санитарии, гигиены труда и личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место, работать в выданной Работодателем специальной одежде и специальной обуви, пользоваться другими необходимыми средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). Выдаваемые работнику специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты закрепляются за Работником и являются именными.
Согласно пункту 3.6 срочного трудового договора Работник обязан обеспечить сохранность вверенного ему Работодателем имущества, эффективно использовать и бережно относится к предоставленному ему для исполнения трудовых функций: машинам, механизмам, оборудованию, инструментам, материалам, специальной одежде и специальной обуви, другим средствам индивидуальной защиты, индивидуальному GPS навигатору, личному бейджику, а также иному имуществу, выдаваемому ему в пользовании Работодателем, экономно и рационально расходовать сырье, материалы, энергию, топливо и другие материальные ресурсы.
В силу пункта 8.7 срочного трудового договора Работник обязан возвратить работодателю полученный им индивидуальный GPS навигатору, личный бейджик. Работник вправе выкупить выданные ему специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, срок использования которых не истек, с учетом износа, а также иному имуществу, выдаваемому ему в пользовании Работодателем, экономно и рационально расходовать сырье, материалы.
С условиями выдачи и ношения специальной одежды и обуви, Положением о порядке обеспечения работников СИЗ АО «ЕВРАКОР» ответчик был ознакомлен, о чем он расписался в трудовом договоре.
Приказом филиала АО «ЕВРАКОР» Строительный-монтажный трест № «Западный» №-л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из п.5.3.2 Положения «О порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» СИЗ, выдаваемые работникам бесплатно, являются собственностью Общества, выдаются работникам во временное пользование и учитываются до истечения нормативного срока носки в личном подотчете каждого работника.
Получение работниками СИЗ фиксируется записью в ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (Типовая межотраслевая форма МБ-7) – Приложение 2, а также в личной карточке учета выдачи СИЗ (пункт Приложение 3), (пункт 5.3.5 Положения).
В случае увольнения работника или переводе на другую работу, для которой выданные СИЗ не предусмотрены Нормами, полученные СИЗ подлежат возврату или выкупу по остаточной стоимости, в зависимости от степени износа, срока использования и фактического состояния, (п. 5.3.9 Положения).
Как следует из ведомости № учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, справки ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ было выдано: жилет сигнальный, срок использования 12 месяцев, первоначальной стоимостью 210 рублей, сумма конечного остатка 140 рублей, каска защитная, срок использования 12 месяцев, первоначальной стоимостью 150 рублей, сумма конечного остатка 100 рублей, костюм зимний рабочий размер № срок использования 18 месяцев, первоначальной стоимостью 6 625 рублей, сумма конечного остатка 5152,76 рублей, сапоги зимние размер 43, срок использования 24 месяца, первоначальной стоимостью 4056,52 рублей, сумма конечного остатка 3380,5 рублей.
В подтверждении расходов истца АО «ЕВРАКОР» предоставило счета фактуры № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении АО «ЕВРАКОР» специальной одежды, обуви и предохранительных приспособлений.
Как установлено судом и не оспорено ответчиком, спецодежда не была возвращена ответчиком работодателю, хотя с момента выдачи до момента увольнения прошло три с половиной месяца. Срок использования спецодежды не истек.
Согласно справке АО «ЕВРАКОР» от ДД.ММ.ГГГГ в расчете при увольнении стоимость невозвращенной спецодежды не учитывалась и не удерживалась работодателем.
Согласно ст.232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В силу ст.233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
При определении суммы, подлежащей взысканию, следует учитывать, что в силу статьи 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам, (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).
В соответствии со статьей 246 Трудового кодекса Российской Федерации размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» разъяснено, что при оценке доказательств, подтверждающих размер причиненного работодателю ущерба, суду необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 246 Трудового кодекса Российской Федерации при утрате и порче имущества он определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. В тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения. Если на время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации такой возможности не предусматривает.
Из изложенного следует, что размер прямого действительного ущерба, причиненного имуществу работодателя по вине работника, по общему правилу определяется по фактическим потерям работодателя, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
В представленных истцом в материалы дела доказательствах имеются сведения о сроке службы специальной одежды, выданной ФИО1, о стоимости специальной одежды, за которую работодатель ее приобрел и принял на бухгалтерский учет.
ФИО1 были выданные средства индивидуальной защиты новые, о чем он расписался в ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.
Работодателем предоставлен расчет остаточной стоимости с учетом износа, также предоставлены сведения о рыночной цене выданных ответчику средств индивидуальной защиты, который не оспорен ответчиком и соответствует рыночной стоимости на момент рассмотрения с учетом износа.
Таким образом, размер остаточной стоимость невозвращенной спецодежды судом установлен из представленных доказательств. Ответчиком не оспорено, что спецодежда была возвращена работодателю, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
Также подлежат взысканию с ответчика судебные расходы, в силу ст. 98 ГПК РФ понесённые истцом при подаче иска в суд, в размере 400 рублей, что подтверждено платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Акционерного общества «ЕВРАКОР» к ФИО1 о взыскании остаточной стоимости невозвращенной спецодежды в размере 8773 рубля 26 копеек и судебных расходов в размере 400 рублей - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт №) в пользу Акционерного общества «ЕВРАКОР» (ИНН №, ОГРН №) остаточную стоимость невозвращенной спецодежды в размере 8773 рубля 26 копеек, судебные расходы в размере 400 рублей.
Ответчик вправе подать в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого Ответчик вправе подать в Ноябрьский городской суд <адрес> суд, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.,
Председательствующий: ...
...
...