12-859/2020
Р Е Ш Е Н И Е
2 февраля 2021 года г. Всеволожск, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда Ленинградской области Войнова С.П., с участием защитника ФИО4,
рассмотрев жалобу должностного лица АО «БЕАТОН», ИНН/КПП 7825367884/470301001, ФИО1 на постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ должностному лицу АО «БЕАТОН», ФИО3 назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.
С данным постановлением ФИО1. не согласилась, принесла жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Настаивает на том, что поскольку работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, учитывая, что действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае действия заявителя хоть и являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику.
Исходя из совокупного толкования изложенных норм права, в рассматриваемом случае действия заявителя хотя и являются валютной операцией, но регулируются также положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работнику. Также просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 извещенная о времени, месте судебного разбирательства, не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявила.
Защитник ФИО4 в судебном заседании поддержала жалобу, также просила рассмотреть вопрос о замене административного штрафа на предупреждение, с учетом того, что ФИО5 понижена в должности, у неё ухудшилось материальное положение.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № ИФНС по <адрес> ФИО6 считает правомерным привлечение должностного лица АО «Беатон» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнения участников процесса, приходит к выводу, что постановление подлежит оставлению без изменения, жалоба- без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 325-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 194-ФЗ)
Исходя из материалов дела, государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № ИФНС по <адрес> ФИО6 составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении АО "<данные изъяты>" ИНН/КПП: 7825367884№ на том основании, АО "<данные изъяты>" совершило в нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), выплату работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы предприятия ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 42908,80 руб., то есть был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закон N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных на проверку документов:
1. Список сотрудников – нерезидентов (ФИО, ИНН, трудовые договора)
2. Кассовые документы на выдачу заработной платы (карточка сч.50)
3. Реестры, переданные в банк на перечисление заработной платы
4. Ведомости выплат заработной платы через кассу
Налоговым органом установлено, что между АО "<данные изъяты>" (работодатель) и иностранными гражданами 4 человека заключены трудовые договоры:
Привлеченные обществом иностранные граждане - физические лица, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации и на основании п.6 и п.7 ч.1 ст1 Закона № ФЗ являются нерезидентами.
Согласно представленной платежной ведомости № от 30.05.2019г. произведена выплата нерезидентам заработной платы в наличной форме на общую сумму 42908,80руб.:
ФИО7 - 10727,20руб.
ФИО8 - 10727,20руб.
ФИО9 - 10727,20руб.
ФИО10 - 10727,20руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях АО "<данные изъяты>" и должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция" Частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая операция не входит.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы, либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит ТК РФ.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Учитывая изложенное, осуществление АО "<данные изъяты>" и соответственно должностным лицом - ФИО1 выплат заработной платы без открытия счета в банке физическим лицам – нерезидентам при отсутствии вида на жительства наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации является незаконной валютной операцией, за которое предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом № от 01.01.2018г. обязанности по соблюдению валютного законодательства РФ в период с 01.09.2018г. по 31.12.2019г. были возложены на заместителя финансового директора АО "<данные изъяты>" - ФИО1
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно абз. 5 ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Понятие валютной операции, раскрытое в статье 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона, не содержат таких противоречий и неясностей и не вызывают таких сомнений, которые могли быть квалифицированы как неустранимые. Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма Закона №- ФЗ.
Осуществление обществом вышеназванной валютной операции, минуя банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении обществом и должностным лицом ФИО11 незаконной валютной операции и образует событие и состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ, и в этой связи доводы ФИО1 и доводы жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По смыслу статьи 131 ТК РФ форма оплаты труда подлежит согласованию при заключении трудового договора не только в силу пожеланий работника, но и в силу положений законодательства Российской Федерации, в т.ч. законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, императивные требования которого обязаны соблюдать нерезиденты, находящиеся на территории действия Закона № 173-ФЗ. Отказ нерезидента при согласовании условий трудового договора соблюдать обязанности, императивно установленные Законом № 173-ФЗ, не является условием освобождения работодателя (резидента) от исполнения обязанности, установленной данным Законом.
Поэтому доводы жалобы о навязывании работниками условий договора, которые противоречат императивным нормам Закона № 173-ФЗ, и об отсутствии вины в данном нарушении несостоятельны, поскольку условия трудового договора, противоречащие действующему законодательству, подлежат приведению в соответствие с требованиями императивных норм, при невозможности их изменения по соглашению сторон трудовой договор подлежит прекращению, в связи с допущенными нарушениями при его заключении.
Учитывая вышеизложенное, законных оснований для прекращения дела ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях ФИО1 не имеется.
Таким образом действия должностного лица АО «Беатон» ФИО1 по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Ошибка! Закладка не определена. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области при назначении наказания обоснованно учтен, что правонарушение совершено впервые, обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено, в связи с чем административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Никаких законных оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ с учетом характера правонарушения, не имеется.
Достаточных законных оснований для замены наказания на предупреждение, как на том настаивает защита, суд также не находит, с учетом того, что АО «Беатон» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: