11RS0005-01-2022-006061-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Тимошкиной Л.А.,
с участием представителя ответчика Бугаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 17 января 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Вараксина С.В. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ОСФР по Республике Коми о перерасчете размера пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Вараксин С.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ОПФР по Республике Коми о перерасчете размера пенсии <...> г. с учетом включения периода работы <...> г., взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб. с ответчика, виновного в несвоевременном включении указанного периода в пенсионный стаж истца.
В обоснование требований указано, что <...> г. истец обратился к ответчику ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми за установлением пенсии по старости в соответствии с со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако при назначении пенсии не учтен стаж работы истца в период <...> г. в исправительном учреждении Курганской области, в то время как справка от <...> г., подтверждающая указанный стаж имелась в личном деле истца на момент обращения с заявлением о назначении пении и не была учтена либо ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми либо не была направлена ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в территориальный пенсионный орган вместе с заявлением о назначении пении. Указанный период включен в стаж истца только в <...> г. на основании его заявления о перерасчете пенсии.
Определением Ухтинского городского суда РК от 17.11.2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по РК, в качестве соответчика – ФСИН России.
Определением Ухтинского городского суда РК от 10.01.2023 года произведена замена стороны в гражданском деле, а именно ОПФР по Республике Коми заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми).
Истец Вараксин С.В. участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи до перерыва исковые требования поддержал, настаивал на том, что справку <...> г. получил в <...> г. от своей сестры и передал в администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, неоднократно обращался к социальному работнику исправительного учреждения Акимутиной Н.Р. с вопросом о подготовке заявления о перерасчете пенсии с учетом спорного периода.
Представитель ответчика ОСФР по Республике Коми в судебном заседании не присутствовал, в материалах гражданского дела имеется письменный отзыв, в котором просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя, с исковыми требованиями не согласен.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми Бугаев В.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, сообщил, что в личном деле истца имеется справка <...> г. о его работе в спорный период, не оспаривал, что указанная справка могла поступить в адрес истца в личной переписке с родственниками в <...> г., но так как указанная справка не подлежит личному хранению у истца, она была передана сотрудниками исправительного учреждения для хранения в личное дело. Но на момент подготовки документов для назначения истцу пенсии <...> г. указанной справки в личном деле истца не имелось, сам он ее не предоставлял, при этом сам истец <...> г. с заявлением о перерасчете размера пенсии с адрес администрации исправительного учреждения не обращался.
Свидетель Акимутина Н.Р., старший специалист по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, сообщила, что занималась сбором документов истца для назначения пенсии <...> г., на момент подготовки указанного заявления в личном деле справка <...> г. отсутствовала, в <...> г. истец заявил о неучтенном спорном периоде, в связи с чем было подготовлено заявление о перерасчете пении, <...> г. с вопросом о перерасчете пенсии с учетом спорного периода истец ни в администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми ни к свидетелю не обращался.
Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему выводу.
Истец отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с <...> г..
<...> г. истец обратился в ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми от <...> г. истцу назначена страховая пенсия по старости с <...> г., на момент принятия указанного решения в страховой стаж истца не включен период работы в исправительном учреждении Курганской области с <...> г..
<...> г. истец обратился в ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением о перерасчете пенсии, на основании которого пенсионным органом в страховой стаж истца включен период работы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области с <...> г., согласно поступившим в пенсионный орган архивным справкам ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области от <...> г.. С <...> г. истцу сделан перерасчет размера пенсии на основании заявления от <...> г..
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на 10.02.2015), Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть первая статьи 35 данного документа).
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для перерасчета пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина соответствующий перерасчет.
В соответствии со ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н (утратил силу с 01.01.2022 года) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 3 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
В силу п. 9 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Пункты 1, 3 Письма МВД РФ от 06.11.1997 г. № 18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» предусматривают, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Содержание приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу о том, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения (перерасчета) пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является составление лицом, отбывающим наказание, заявления о назначении (перерасчете) пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда вместе с документами, подтверждающими обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права на тот или иной вид пенсионного обеспечения.
В ходе судебного разбирательства не подтверждено, что истец обращался в администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми до <...> г. с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода работы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области <...> г., в заявлении о назначении пенсии от <...> г. и в приложенных к нему документах указанный период отсутствует. Согласно копии листа подготовки к назначению пенсии, заполненного истцом спорный период не указан, при этом ответчиком ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в рамках подготовки заявления истца о назначении пенсии направлялись запросы, в том числе и родственникам истца, о предоставлении имеющихся документов о стаже истца (<...> г.).
Доказательств того, что справка от <...> г. была передана истцом в администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми при подготовке заявления о назначении пенсии, то есть до <...> г., материалы гражданского дела не содержат, в пенсионном деле истца указанная справка отсутствует, что свидетельствует о том, что сам истец указанную справку не предоставлял ни при подготовке заявления о назначении пенсии ни в последующие периоды. Сам истец допускает, что справка могла прийти к нему по почте и в <...> г..
В период с <...> г. истец в администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода с <...> г. не обращался, передача справки от <...> г. в личное дело истца основанием для возложения на ответчика ОСФР по Республике Коми обязанности осуществить перерасчет размера страховой пенсии с <...> г. не является.
В ходе судебного разбирательства виновных действий со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с пользу истца компенсации морального вреда в размере 100000 руб. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Вараксина С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с <...> г. отказать.
В удовлетворении исковых требований Вараксина С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме составлено 24.01.2023 года.
Судья Л.И. Романю