Дело № 2-41/2019 29 января 2019 года
29RS0022-01-2018-001717-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Васильевой Марии Ивановны к садоводческому товариществу «Тайга» об обязании восстановить электроснабжение садового участка, признании отсутствующей задолженности за услуги электроснабжения, взыскании излишне оплаченных денежных средств за услуги электроснабжения, зачете денежных средств,
установил:
Васильева М.И. обратилась в суд с иском к СТ «Тайга» об обязании восстановить электроснабжение садового участка, признании отсутствующей задолженности за услуги электроснабжения, взыскании излишне оплаченных денежных средств за услуги электроснабжения. В обоснование указала, что является членом СТ «Тайга», имеет в собственности жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> Земельный участок унаследован от матери ФИО, умершей в 2008 году, до 2015 года в семье решали, кто унаследует дом. Для обращения с иском в суд необходима справка СТ «Тайга». Задолженность за потребленную электроэнергию за предыдущие годы оплатила частями 21 марта 2015 года и в мае 2015 года. В мае 2016 года в связи с задымлением счетчика пришлось поменять старый счетчик, новый счетчик был опломбирован, сняты показания. Далее председатель СТ «Тайга» Аверин Н.А. в устной форме озвучил имеющуюся задолженность в размере 280 000 руб. Впоследствии сумма задолженности пересчитана по старым тарифам, в размере 140 000 руб. Находясь в шоковом состоянии, по указанию председателя СТ «Тайга», написала расписку о погашении задолженности частями по 10 000 руб. ежемесячно. Вместе с тем, полагает, что погасила имеющуюся задолженность в полном объеме. 15 ноября 2016 г. без письменного уведомления садовый участок был отключен от электроэнергии. В связи с чем просила суд обязать восстановить электроснабжение садового участка, признать отсутствующей задолженности за услуги электроснабжения, взыскать излишне оплаченные денежные средства за услуги электроснабжения в размере 5803 руб. 56 коп.
В судебном заседании истец требования поддержала, уточнив их, просила суд обязать восстановить электроснабжение садового участка, признать отсутствующей задолженность за услуги электроснабжения, обязать ответчика излишне оплаченные денежные средства за услуги электроснабжения в размере 7 711 руб. 67 коп. зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию. Пояснила, что является собственником в порядке наследования земельного участка и жилого дома, расположенных в <адрес>, <адрес>. На момент вступления в наследство (2015 год) имелась задолженность за электроэнергию, задолженность ею была погашена в марте и в мае 2015 года, показания счетчика на май 2015 года составляли 9060 Квт, были переданы ею и отражены бухгалтером в членской книжке. В марте 2016 года счетчик был заменен, показания старого счетчика на момент замены составили 9149 Квт, старый счетчик был передан ее супругом председателю СТ «Тайга». Разница между показаниями составляет 89 Квт, за которые ей было необходимо заплатить, в то же время ею уплачено 30 июня 2016 г. 5 998 руб. 14 коп. и 02 июля 2016 г. – 2001 руб. Председатель СТ «Тайга» устно озвучил ей сумму долга за электроэнергию изначально в 280 000 руб., затем в 140 000 руб., находясь в шоковом состоянии, под давлением председателя она написала расписку о том, что обязуется производить оплату. Полагала, что погасила имеющуюся на 2015 год задолженность в полном объеме с переплатой, иной задолженности за электроэнергию не имеет.
В судебном заседании представители ответчика председатель СТ «Тайга» Аверин Н.А. и Егорова А.А. с исковыми требованиями не согласились. Указали, что основанием для отключения участка истца от электроснабжения явилось наличие у истца задолженности электроэнергию. Сумма задолженности за 80540 Квт составляет 269 003 руб. 60 коп. Задолженность образовалась, так как с 1998 года по 2014 годы неверно передавались показания счетчика, не указывалась последняя цифра. Данный факт выявлен 09 апреля 2016 г. при замене истцом счетчика, о чем имеется запись в журнале проверки электросчетчиков о показаниях счетчика 91491, согласно указанному объему определен размер задолженности за электроэнергию, при замене счетчика актов не составлялось. Суммы в размере 5 998 руб. 14 коп. и 2001 руб. уплачены истцом в счет долга, который образовался с учетом показаний счетчика 91491, показания счетчика 10478, 10951, указанные в справке по уплате за электроэнергию, рассчитаны бухгалтером исходя из внесенных истцом сумм (5 998 руб. 14 коп. и 2001 руб.). Задолженности по показаниям нового счетчика у истца не имеется.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Васильева М.И. является собственником земельного участка № с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 мая 2015 г.
СТ «Тайга» - некоммерческая организация, созданная гражданами на добровольных началах для содействия членами товарищества в решении общих социально-хозяйственных задач, ведения коллективного садоводства, действует на основании Устава, утвержденного 26 февраля 2000 г., зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Васильева М.И. в установленном порядке в члены СТ «Тайга» не принималась, договор пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования с СТ не заключен, что, в свою очередь, не может служить основанием ограничения в пользовании объектами инфраструктуры и общим имуществом СТ.
Между ОАО «Архангельская сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и СНТ «Тайга» (покупатель) заключен договор энергоснабжения № от 24 ноября 2015 г. (действовавший на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией от своего имени, но в интересах и за счет покупателя, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию, а также иные в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящим договором.
15 октября 2016 г. электриком СТ «Тайга» по указанию председателя СТ «Тайга» было произведено отключение от сетей СТ «Тайга» земельного участка Васильевой М.И. № за долги по оплате электроэнергии.
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Из п. 2 ст. 546 ГК РФ следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются согласно п. 3 ст. 546 ГК РФ в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно п. 4 ст. 26 ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 7 статьи 38 ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительству РФ предоставлено право утверждать порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Во исполнение указанных положений федерального закона Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (в редакции действующей на момент отключения энергоснабжения), которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе: нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в: неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре; выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.
Статьями 21 - 23 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов о подключении, подаче и прекращении подачи электроэнергии членам данного объединения либо лицам, ведущим садоводство в индивидуальном порядке. Данные вопросы регулируются исключительно нормами ГК РФ, а также специальным законодательством об электроэнергетике.
Не предусматривает указанных полномочий собрания и правления и Устав СТ «Тайга».
Исходя из толкования указанных правовых норм в их совокупности, следует, что одностороннее прекращение подачи электроэнергии возможно только в случаях прямо предусмотренных законом. СТ «Тайга» не является ни гарантирующим поставщиком, ни другим лицом, которому вышеуказанными нормативными правовыми актами предоставлено право введения в отношении потребителей полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Довод ответчика о наличии задолженности истца, как основание для отключения, не может быть принят во внимание судом, поскольку СТ «Тайга», не являясь энергоснабжающей организацией, в любом случае не имело законного права на отключение участка истца от подачи электроэнергии.
В силу изложенного, ответчик не доказал правомочия по осуществлению действий по отключению участка истца от электроснабжения.
Наступление обстоятельств, являющихся основаниями для отключения участка истца от электроснабжения в соответствии с требованиями статьи 546 ГК РФ, свидетельствующих о том, что прекращение подачи энергии на участок без согласования с истцом и без соответствующего ее предупреждения вызвано необходимостью принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии, ответчиком также не доказано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по отключению электроснабжения садового участка являются незаконными, в связи с чем требование об обязании восстановить электроснабжение участка истца № подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
Суд с учетом времени, необходимого для производства работ по подключению электроснабжения участка, полагает необходимым установить срок для исполнения решения - 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Разрешая требования истца о признании отсутствующей задолженности за услуги электроснабжения, взыскании излишне оплаченных денежных средств за услуги электроснабжения, зачете уплаченных сумм, суд исходит из следующего.
Как следует из объяснений представителей ответчика в ходе рассмотрения дела, у истца имеется задолженность за электроэнергию в размере 269 003 руб. 60 коп. за 80540 кВт. Указанная задолженность, по мнению ответчика, образовалась в связи с тем, что истцом на протяжении длительного периода времени не верно передавались показания счетчика, что было обнаружено при опломбировке нового счетчика 09 апреля 2016 г. В качестве доказательства наличия задолженности в названной сумме ответчиком предоставлен журнал проверки счетчиков, в котором указаны показания старого счетчика – 91491, исходя из которых определен размер задолженности истца за электроэнергию.
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).
Как указано в п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с п. 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно п. 81(4) Правил, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81 (5) Правил).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); дата следующей поверки (п. 81 (6) Правил).
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81 (8) Правил).
Как установлено п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. № 442, под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета,
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Согласно п. 154 выше названных Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
Как указано в п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя, в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, а также в совершении потребителем иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 192 указанных Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Требования к акту о неучтенном потреблении электрической энергии определены в п. 193 указанных Основных положений. Так, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться: данные о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
На основании п. 195 указанных Основных положений, объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № к настоящему документу.
Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно п. 61 (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношения) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцом в марте 2016 года произведена замена электросчетчика, новый счетчик опломбирован электриком СТ «Тайга» 09 апреля 2016 г. При этом в членской книжке ФИО (после смерти которой истец унаследовала земельный участок) отражены показания счетчика до замены на 10 мая 2015 г. – 9060, оплата электроэнергии по данным показаниям произведена истцом в полном объеме.
Допустимых и достаточных доказательств того, что показания счетчика на момент его замены составляли 91491, ответчиком в материалы дела не представлено. При замене счетчика, вопреки выше названным нормам закона, акт ввода прибора учета в эксплуатацию не составлялся, как не был составлен и акт о неучтенном потреблении электрической энергии, если таковое имело место. При этом требование о внесении доначисленной платы за электроэнергию истцу не направлялось, доначисление платы в установленном порядке не производилось, а размер задолженности (в разных суммах) был устно озвучен истцу председателем СТ «Тайга».
При этом, как пояснил в допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, оснований не доверять которому у суда не имеется, старый счетчик был передан им председателю СТ «Тайга».
При изложенном выше суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о неправильном учете истцом показаний прибора учета электроэнергии, в связи с чем наличие задолженности истца перед ответчиком по оплате за электроэнергию также не подтверждено. Задолженности по новому прибору учета у истца не имеется, что подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела. При установленных обстоятельствах требование истца о признании отсутствующей задолженности по оплате за электроэнергию в отношении земельного участка № в <адрес> <адрес>, принадлежащего Васильевой М.И., подлежит удовлетворению.
Материалами дела, в частности, записями в членской книжке, подтверждено, что в счет отсутствующей задолженности истцом было уплачено ответчику 30 июня 2016 г. – 5 998 руб., 02 июля 2016 г. – 2001 руб. Истец просит зачесть излишне оплаченную сумму в размере 7 711 руб. 67 коп. в счет будущих платежей за электроэнергию. В связи с чем в пределах заявленных требований требование истца об обязании СТ«Тайга» зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию в отношении земельного участка № в <адрес> излишне уплаченные Васильевой М.И. денежные средства в сумме 7 711 руб. 67 коп. подлежит удовлетворению.
В остальной части Васильевой М.И. в удовлетворении требований к СТ «Тайга» надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Васильевой Марии Ивановны к садоводческому товариществу «Тайга» об обязании восстановить электроснабжение садового участка, признании отсутствующей задолженности за услуги электроснабжения, взыскании излишне оплаченных денежных средств за услуги электроснабжения, зачете денежных средств удовлетворить в части.
Обязать садоводческое товарищество «Тайга» в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить электроснабжение земельного участка № в садоводческом товариществе «Тайга» Приморского района Архангельской области, принадлежащего Васильевой Марии Ивановне.
Признать отсутствующей задолженность Васильевой Марии Ивановны по оплате за электроэнергию в отношении земельного участка № в садоводческом товариществе «Тайга» Приморского района Архангельской области, принадлежащего Васильевой Марии Ивановне.
Обязать садоводческое товарищество «Тайга» зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию в отношении земельного участка № в садоводческом товариществе «Тайга» Приморского района Архангельской области излишне уплаченные Васильевой Марией Ивановной денежные средства в сумме 7 711 руб. 67 коп.
В остальной части Васильевой М.И. в удовлетворении требований к СТ «Тайга» отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Алексеева